Программа сотрудничества с учреждениями дополнительного образования Партнерство


Программа
социального партнерства в рамках реализации образовательной программы по физической культуре во внеурочной деятельности
«Партнерство»
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся.
Программа сотрудничества с социальными партнерами направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, их социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО.
В рамках реализации данной программы планируется сотрудничество по направлениям:
Оздоровительное;
Валеологическое, санитарно-просветительское;
Физическое;
Психоэмоциональное благополучие;
Социально-значимое.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Цель проекта:
формирование физических качеств обучающихся и их функциональных возможностей средствами социума города для создания единой воспитательной системы по физической культуре.
Задачи:
Отработка механизма взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины;
формирование способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении;
развитие коммуникативных способностей, доброжелательности к окружающим, готовности к сотрудничеству и самореализации;
стимулирование развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе школы, микрорайона, города;
обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития;
активизация интереса учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
содействие формированию потребности школьников к ведению здорового образа жизни;
расширение объёма знаний о разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности.
Предполагаемый результат
1. Создание системы взаимодействия ОУ с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.
2.Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
3.Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
4.Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
5.Структура управления ОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.
6. Увеличение количества занимающихся в спортивных кружках и секциях.
7.Повышение результативности участия в спортивных соревнованиях, мероприятиях.
Механизм реализации
Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности.
Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности.
Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства города.Основная часть
Программа
социального партнерства в рамках реализации образовательной программы по физической культуре во внеурочной деятельности
«Партнерство»
Программа разработана в рамках реализации Программы развития школы на 2013-2018 годы, Программы сотрудничества МБОУ «СШ№3» с социальными партнерами.
«Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства. 
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.
Ресурсы социального партнерства будут использованы более эффективно если:
создать информационный банк данных и систематизировать потенциальных партнеров школы в социуме;
разработать диагностику социального партнерства применительно к школе;
обеспечить право выбора классными коллективами и учителем субъектов социального партнерства;
разработать и использовать договорную документацию о взаимовыгодном сотрудничестве с конкретными учреждениями;
планировать и осуществлять (не реже двух раз в год) акции взросло-детского сотрудничества с гражданственно-правовыми компетенциями;
реализовать проект самореализации выпускника школы.
Реальные и возможные риски:
инертность социальных партнеров;
отсутствие взаимовыгодного интереса к сотрудничеству;
сложности в коммуникации между социальными партнерами;
трудности в получении быстрого результата от сотрудничества.
Формы сотрудничества:
совместная организация и проведение внеклассных  мероприятий;
проведение вечеров-встреч с интересными людьми;
организация дистанционных олимпиад для школьников;
совместная исследовательская и проектная деятельность;
консультации, вечера, круглые столы и т.д.,
экскурсии и различные тематические десанты, акции;
приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия по физической культуре;
спонсорская помощь школе (поддержка при организации соревнований и награждении обучающихся) и т. д.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта и программы социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников школы, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия школы с объектами социума по различным направлениям деятельности ОУ; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Образовательные эффекты для школьников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами:
Критерии оценки Субъекты оценки Периодичность оценки Методы оценки
1.Создание правовой базы сотрудничества администрация Раз в год – итоговый Заключение договоров, анализ планов.
2. Организационно - педагогические условия успешной работы Творческая группа, самооценка Текущий – раз в полугодие Анализ среды, наблюдение.
3. Создание структуры взаимодействия учреждений социума Администрация, творческая группа, самооценка Текущий – раз в полгода Анализ планов, наблюдение, опросы
4. Освоение новых форм социального партнерства Творческая группа, самооценка Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год Самодиагностика, наблюдение, анкетирование
5. Снижение уровня заболеваемости детей Творческая группа, самооценка Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год Диагностика, анализ планов, наблюдение
6. Адекватная ориентировка детей, родителей, педагогов в социокультурном пространстве микрорайона Творческая группа, администрация, самооценка Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год Анализ планов, опросы, наблюдения, беседы
7. Рост психоэмоционального благополучия участников образовательного пространства Администрация, психолог Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год Тестирование, диагностика, наблюдения, беседы
8. Рост профессиональной компетенции педагогов Оценка равного равным, самоанализ, администрация Текущий раз в пол годаАнализ планов, наблюдение, отчеты по самообразованию
9. Участие родителей в образовательном процессе Творческая группа, администрация Текущий – раз в полугодие Анкетирование, беседы, наблюдение, анализ планов
10. Обеспечение личностного развития участников образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации Творческая группа, администрация Текущий – раз в год Наблюдения, беседы, диагностика
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.
Механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером
№ Социальный
партнер Учебная задача Форма взаимодействия
Блок 1. Сотрудничество с образовательными учреждениями города.
Цель: повышение квалификации педагогов и уровня знания учащихся и их родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия; формирование исследовательских умений и навыков.
1 Нижневартовский
государственный
университет,
факультет физической физкультуры и туризма Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Формирование исследовательских навыков.
Профессиональное самоопределение. Участие в соревнования на кубок НГУ.
Участие в научно
- практических конференциях.
Посещение детьми городской школы одаренных детей на базе НГУ.
Прохождение курсов, участие в семинарах педагогами.
2 Нижневартовский социально- гуманитарный колледж Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Формирование исследовательских навыков.
Профессиональное самоопределение. Участие в соревнования на кубок НСГК.
Участие в научно
- практических конференциях школьников и студентов.
Прохождение курсов, участие в семинарах педагогами.
Блок 2. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
Цели данного блока: объединить усилия педагогов дошкольного образования, родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе "ребенок-педагог-родитель".
Объединить усилия ОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
4 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества "Патриот" содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены. Посещение секций и кружков.
Участие в соревнованиях.
Экскурсии в музей.
5 Городской шахматный клуб, СДЮШОР, по игровым видам спорта им. А.М. Беляевауглубление представления об основныхвидах спорта, соревнованиях, снарядах
и инвентаре, соблюдение правил
техники безопасности во время занятий,
оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки ксамостоятельным занятиям
физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободноевремя;
выработка организаторских навыков
проведения занятий в качестве
командира отделения, капитана
команды, судьи;
формирование адекватной оценки
собственных физических возможностей;
воспитание инициативности,
самостоятельности, взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства
ответственности;
содействие развитию психическихпроцессов и обучение основам
психической саморегуляции. Участие в соревнованиях по шахматам, по игровым видам спорта.
Проведение совместных мероприятий, акций
«Спорт против наркотиков!».
Проведение праздника «Мама, папа и я – спортивная семья!».
Посещение секций и кружков.
6 Детско- юношеская школа «Феникс» Посещение секций и кружков.
Проведение соревнований.
7 « Юность» ДЮСШ обучение жизненно важнымдвигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционныхи координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний вобласти физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения
самостоятельно заниматься
физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях
отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления
здоровья. Участие в соревнованиях.
Проведение совместных мероприятий для школьников.
Посещение секций и кружков.
Подготовка к соревнованиям.
8 СДЮШОР по зимним видам спорта воспитание потребности и умения
самостоятельно заниматься
физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях
отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления
здоровья;
технически правильно осуществлять
двигательные действия избранного вида
спортивной специализации,
использовать их в условиях
соревновательной деятельности и
организации собственного досуга; Участие в соревнованиях по лыжам и зимним видам спорта.
Посещение секций.
9 «Олимпия» СОК, ДЮСШ дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;Посещение бассейна.
Посещение секций и кружков.
Проведение соревнований.
Посещение учащимися соревнований, проводимых в «Олимпии».
Блок №3. Сотрудничество со спортивными учреждениями города.
Цель блока: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ОУ спортивными учреждениями микрорайона.
10 Общественная организация «Школьная баскетбольная лига «КЭС- баскет» укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Организация и проведение городских соревнований Школьная баскетбольная лига.
Тренировки в зале.
Посещение игр городской команды
«Самотлор».
Участие в судействе педагогом.
11 Подростковые клубы « Олимпия» и
« Бригантина» содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности. Проведение соревнований и мероприятий в рамках летнего отдыха. Сотрудничество в рамках работы пришкольного лагеря.
12 Комитет волейбола города Нижневартовска воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
формирование основ знаний о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработка представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля; Организация и проведение городских соревнований Школьная волейбольная лига.
Тренировки в зале.
Посещение игр городской команды
«Самотлор».
Участие в судействе педагогом.
Спонсорский пакет соревнований.
13 Управление физической культуры и спорта администрации города технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
создание условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности. формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного спорта и других видах спорта. Организация и проведение городских соревнований Школьная волейбольная лига.
Спонсорский пакет соревнований.
Проведение городских соревнований по баскетболу памяти Сергея Богданова;
городских соревнований по волейболу среди учащихся школ города "Летающий мяч"; городских соревнований по мини футболу  памяти Александра Иванченко.
Блок №4. Сотрудничество с общественными организациями.
Цель: патриотическое воспитание, способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
16 Общественная организация « Дети - фронту!» содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
создание условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у школьников через взаимодействие с ветеранами. Приглашение ветеранов в школу для чествования.
Проведение мероприятий в рамках военно- патриотического месячника.
10 Городской совет ветеранов содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
создание условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у школьников через взаимодействие с ветеранами. Встречи с ветеранами спорта.
Проведение мероприятий в рамках военно - патриотического месячника.
Сотрудничество с родителями как социальными партнерами
Семья и школа – те структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью.  В работу  родители вовлекаются поэтапно.
На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в школе. Чаще всего это происходит путем анкетирования.
Второй – подразумевает составления перспективного плана и плана работы с родителями.
На третьем -  знакомят родителей с данными о состоянии детей и мероприятиях по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.
На четвертом – устанавливаются партнерские отношения между учителем по ФК, педагогами и родителями с целью организации различных мероприятий посредством физической культуры.
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания  детей, мы используем следующие формы работы:
Организация семейных командных соревнований в Дни здоровья.
Кросс «Золотая осень».
Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья!».
Игровой физкультурный тренинг для всей семьи.
Просветительская работа.
Индивидуальные консультации.
Список источников
Аксенова И.Г. и др. Политика социального партнерства (российский и зарубежный опыт). – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.
Государственно-частное партнерство в образовании. Книжный дом Университет. Москва. 2009.
Мелехина Т.А. Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства. Программа на 2008-2012 год.
Эбнер К.В., Дюкарев Р., Фокс К.А., Холмз. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. – М.: Центр развития образования, 2000.