Правильная организация самоподготовки-залог здоровья обучающихся.


КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Тема доклада: «Правильная организация самоподготовки - залог здоровья обучающихся.»
Подготовила: Шевченко Людмила Александровна

В обществе, в настоящее, время приоритетным является здоровье человека. Состояние здоровья обучающихся школ имеет тенденции к ухудшению. Проблема сохранения и развития здоровья младших школьников заключается в поиске возможности реализации здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей функции школы.
В.Сухомлинский сказал: «Здоровье ребенка – превыше всегоИ наша задача- сохранить его»
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе- это одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Воспитание здорового образа жизни начинается с раннего детства. Исследования утверждают, что 75% заболеваний закладывается в детском возрасте.
Цель моей работы - рассмотреть роль здоровьесберегающего режима на самоподготовке.
Задачи:
- обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья за период обучения в школе ;
-сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы воспитателя - это рациональная организация самоподготовки. От правильной организации во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности.  постоянно контролирую осанку учащихся, их посадку за партой, приучаю ребят к само и взаимоконтролю. Поддерживаю тесный контакт с классным руководителем, что обеспечивает строгую дозировку домашнего задания, индивидуальный подход к учащимся в зависимости от уровня их развития и особенностей восприятия.
Оздоровительные упражнения, используемые на самоподготовке.
1.Дыхательная гимнастика.
2.Гимнастика для глаз.
3.Физкультминутка.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Релаксация.
Дыхательная гимнастика.
Данная гимнастика используется для выработки правильного дыхания у детей:
-упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребенка;
-учат детей управлять своим дыханием, что, в свою очередь формирует управлять собой;
-правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы. Примеры.
Сделать 5 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. Выдох через рот и наоборот.
Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Гимнастика для глаз.
Как показали исследования «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления. Упражнения для глаз:
1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;  2) горизонтальные  движения вправо-влево;  3) вращение глазами по часовой стрелке и против;  4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;  Значение физкультминуток:
- снятие переутомления;
-обеспечение активного отдыха;
-повышение умственной работоспособности обучающихся.
Гимнастика может выполняться сидя или стоя. Для эффективной разрядки, физкультминутки должны проходить эмоционально, поэтому в комплексы упражнений включены стихотворные тексты, задающие ритм, темп и виды движений. Пример.
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой. Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.) Руками взмахнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу. (Сделать круг руками, встряхнуть кистями.) Плавно руками, дети, помашем. Это к нам птицы летят. (Развести руки плавно в стороны и плавно опустить вниз.) Как они сядут, мы тоже покажем.(Сесть за парту.) Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)
Пальчиковая гимнастика.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говаря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.Сухомлинский) Пример: “Замок” (гимнастика для пальцев рук)На двери весит замок. Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок) Потянули (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны) Покрутили (выполняются волнообразные движения кистями рук) Постучали (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга) И открыли! (пальцы расцепились)
Релаксация. Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. При проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель- запомнить языковой материал. Пример « Водопад»- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохнитеПредставьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, спине и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. Вывод. Главное в жизни -это здоровье. С детства попробуйте это понять. Главная ценность-это здоровье! Его не купить, но легко потерять.
Берегите себя и будьте здоровы!











15