РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА


ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Художественное творчество предполагает раскрытие всех потенциальных возможностей детей со слуховой депривацией.
Детям, имеющим нарушения слуха, творчество дает возможность приобщиться к чему-то неизведанному, захватывающему, выразить свои чувства, раскрыть богатство своего внутреннего мира.
Обращение к творчеству создает мощнейшую мотивацию для учебно-познавательной деятельности, самосовершенствования, успешной реабилитации и социализации.
В государственном казенном общеобразовательном учреждении «Волгоградская школа-интернат № 7» творческая реабилитация школьников с нарушениями слуха осуществляется по разным направлениям:
развитие творчества на уроках и на внеклассных занятиях;
вовлечение детей в подготовку к фестивалям, праздникам, конкурсам.
Проводятся различные мероприятия: праздники, салоны, гостиные, интегрированные уроки и занятия, интегрированные дни и т.д.


Приоритетное направление - творческая реабилитация детей в процессе реализации проектов.
В школе-интернате в основном создаются творческие проекты: групповые, межпредметные, внутришкольные, долгосрочные.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Педагоги школы-интерната активно разрабатывают творческие внутришкольные монопроекты.
Методика описывает разные виды презентаций творческих проектов. Для нас значимы: театрализации, инсценировки реального или вымышленного исторического события, спектакли.
Эту работу в учреждении возглавляют учителя, объединенные в творческие группы для поиска инновационных путей эмоционально-эстетического развития и творческих способностей обучающихся, формирования культуры чувств.
Внимание педагогов акцентируется на особенностях личности воспитанника, его интересах, возможностях их развития.
К творческой деятельности во внеурочное время широко привлекаются родители и другие члены семьи.
В школе-интернате для детей с нарушениями слуха накоплен богатый опыт организации проектной творческой деятельности.

Как же создается творческий проект?
В проект в качестве его составных компонентов входят:
- формулирование темы (что и почему надо сделать);
- разработка или выбор путей выполнения проекта;
- работа над проектом (составление сценария, распределение ролей, отработка монологов и реплик действующих лиц, репетиция эпизодов, подготовка декораций и антуража, репетиция всего спектакля);
- оформление результатов;
- обсуждение результатов работы.
Были реализованы такие проекты, как «Поющие руки», «Мы - вместе!» (совместные проекты школы-интерната и ВГСПУ), «Танцы с будущими звёздами», «4 языка + 2 страны =1 программа» (международный проект) «Здравствуй, 3-е тысячелетие!», «Великая Победа под Сталинградом», «Поклонимся великим тем годам!», «Фестиваль городов-героев», «Я был судьбою выбран…» (посвященный творчеству М.В. Ломоносова»), «Писатели и поэты земли Волгоградской» («В каждой песне - береза…» (вечер, посвященный творчеству Маргариты Агашиной), «Музыкальная шкатулка» («Новые приключения Буратино») и др.
С 2000 года действует долгосрочный проект «Я вас любил…».
Цель проекта: развитие познавательного интереса к литературе; обогащение знаний обучающихся о жизни и творчестве писателей и поэтов; развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Мероприятия по проекту:
- литературные салоны, гостиные, кафе;
- литературные вечера, праздники, конференции;
- литературно-музыкальные композиции;
- литературные викторины, конкурсы, диспуты, экскурсии.
Результаты проекта: были подготовлены и проведены: литературные салоны на темы: « Любимые женщины Пушкина», «Пушкин и Натали», «Люблю, люблю одну!» (посвященный М.Ю. Лермонтову)», «Тургенев и Виардо»; литературные гостиные: «Поэзия русского романса», «Подвиг любви бескорыстной…» (посвященная Н.А. Некрасову и его произведению «Русские женщины»); «Мне имя – Марина» (посвященная М.И. Цветаевой), «Чехов и Книппер», «Бунин и чудный мир любви и красоты…»; литературное кафе: «Есенин и Дункан».


Литературные салоны, гостиные, кафе – мероприятия общешкольные; обычно на них присутствуют обучающиеся 5-11 классов, педагоги школы, родители, студенты ВГСПУ, работники библиотек, коллеги из других школ.
Салоны, гостиные, кафе, проводимые в рамках проекта, являются синтезом разных видов искусств – литературы, музыки, живописи, театра, пантомимы. Они расширяют кругозор детей, развивают креативные способности, содействуют речевому развитию. Общее дело, стремление достигнуть общими усилиями поставленной цели побуждают участников интегрированных мероприятий всецело проявить свои способности.


Во время подготовки и проведении этих мероприятий создается среда, где подростки с нарушениями слуха в процессе длительного взаимодействия со слышащими получают опыт общения, изменяются, совершенствуются.

Проектный метод, используемый в школе-интернате с привлечением педагогов, студентов, родителей и общественных организаций, содействует развитию творческих способностей, раскрытию их потенциальных возможностей.
Литературные салоны, гостиные и кафе помогают обучающимся полнее и ярче раскрыть свои потенциальные возможности, воспитывают веру в свои силы, содействуют накоплению опыта социального и речевого поведения.
Проект содействует обеспечению позитивной социализации глухих и слабослышащих детей, развитию речевой коммуникации.
Обращение к творчеству создает мощнейшую мотивацию для учебно-познавательной деятельности, самосовершенствования и в дальнейшем способствует успешной реабилитации и социализации детей со слуховой депривацией.


ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7»

ОБЛАСТНОЙ СЕМИНАР
«Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха
в ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7»
«Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы реакции оставляли эмоциональный след в ученике»
(Л. С. Выготский)