Игры по развитию неречевого слуха на уроках русского языка для детей с ООП.


Игры по развитию неречевого слуха на уроках русского языка
для детей с ООП.
    Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.
      Ценность занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха у детей и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это «мертвый груз». Главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
     Своевременное выявление детей с недоразвитием фонематического восприятия и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы и в классах КРО. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.   
В работе по формированию фонематического восприятия развитие неречевого слуха является первым этапом.
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
Упражнения включают задания на распознание:
•  звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);•  звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);•  действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Игры: «Скажи, что ты слышишь?», «Найди пару», «Скажи, что звучит»(диф. неречевых зв.) «Угадай, кто идет»(по темпу); «Тихо – громко», «Иди-беги»(по силе); «Кто стучится», «Капельки», «Звенит капель», «Камертон», «Постучи как я»(ритмические рисунки)
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: учитель показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание, за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Учитель может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: учитель предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в школе.
Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках».
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)Описание игры: учитель знакомит детей с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: учитель ставит перед собой и перед детьми по три коробочки с разными наполнителями. Учитель и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем учитель перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
Игра «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.
Описание игры: учитель показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Учитель включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Дифференциация по способу воспроизведения:
Игра «Солнце или дождик».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: бубен.
Описание игры: учитель говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь он стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Учитель объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Это задание можно предложить во время динамической паузы.
Игра «Что делала Маша?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: кукла.
Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами – топ, топ, топ.
Мы чмокаем губами (почмокать три раза).
Мы носиком сопим (посопеть три раза).)Учитель предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Учитель выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.
Это задание можно предложить во время динамической паузы.
Игра «Льет или капает»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.
Описание игры: учитель говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (капает воду из груши). Учитель за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

Дифференциация звучания по темпу:
Игра «Угадай, кто идёт».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.
Описание игры: учитель показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.
Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».
Игра «На поляне»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.
Описание игры: учитель делит детей на две группы: зайцы и волки. Объясняет детям, что когда он будет медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Чередует быстрое и медленное звучание.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы.
Игра «Дождик»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.
Оборудование: картинка с изображением дождя.
Описание игры: учитель предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.
Дождик капнул на ладошку: Кап – кап! (медленно)
На цветы, на Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)
А потом он разыгрался. Лил да лил,
Во всю старался: Кап – кап – кап –кап! (быстро)
Учитель предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап –
кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)
Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я».
Из – за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.1) кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап; 4) кап – кап – кап – кап.Эту игру можно предложить детям в основной части занятия на тему «Слова-признаки» после проведения психогимнастики, во время которой дети «превращаются» в овощи. Учитель может попросить детей превратиться в дождь и полить растения так, как он покажет. Можно предложить такую игру во время артикуляционной гимнастики, предложив выполнить упражнение столько раз, сколько капель упадет (например, столько же раз пощелкать языком при выполнении упражнения “Лошадка”).
Дифференциация по ритму:
Игра «Кто стучится?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: учитель говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Учитель предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Учитель может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.
Игра «Капельки»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Описание игры: учитель объясняет, что капельки поют свои песни по этим картинкам, показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Учитель может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.
Игра «Звенит капель»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: учитель просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Предлагает детям
повторить песенки весны. Отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
Эту игру можно предложить в начале фронтального занятия, предложив детям внимательно послушать песенки весны и повторить их так же. Тот, кто повторит правильно, садится на место. Таким образом, все дети примут участие в игре.
Дифференциация по силе звучания:
Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Описание игры: учитель играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Учитель может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы.
Игра «Иди-беги».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: учитель стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бегут.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: небольшая игрушка.
Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, учитель объясняет ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.