Доклад на тему Организация взаимодействия ДОУ и семьи в раннем возрасте


Е.А.Ведерникова
МАДОУ «ДС № 83», МО г. Братск
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребёнка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания» и «Законе об образовании». В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт - интимно - личностную связь и  изначальное единство с родными.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка[3].
Детский сад должен осуществлять интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с разными категориями родителей: семьями своих воспитанников; семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения; с будущими родителями.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, совместным общением.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия[2].
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.       Взаимодействие воспитателя и родителей детей раннего возраста, должно быть развивающим, контактным, открытым, прямым, произвольным, долгосрочным.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Современный родитель. Какой он? Надо ли учить и воспитывать родителей?
Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми и мы педагоги должны помочь им в этом, особенно на первом этапе воспитания в раннем возрасте[4].
Именно поэтому большое внимание мы уделяем, работе с родителями и практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Мы предлагаем такую форму работы, как семинары – практикумы, где педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует[1].
Важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.
Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.
Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем[4].
Такая форма организации как семинар-практикум очень действенна, темы раскрываются широко и одобряются, как родителями, так и педагогами. Теоретический материал позволяет воспитателям обобщить и упорядочить знания о формировании навыков общения у дошкольников, воспитателей и родителей. А проведение практических занятий помогло закрепить у воспитателей и родителей умения и навыки руководства процессом общения.
Результаты проведенных семинаров-практикумов показали позитивное поведение у родителей, их активность, заинтересованность, что доказывает актуальность проблемы общения педагогов и семей воспитанников[5].
Литература
1.Е.А.Макарова «Проблемы формирования аксиосферы личности будущего педагога»
[ конференция .com.ua/files/image/konf%2012/konf%2012_2_1.pdf]
2.Е.В.Кокорина «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
[ nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/11/13/sem]
3.Партнёрство дошкольной организации и семьи / под ред. С.С.Прищепа, Т.С.Шатверян - М: Мозаика – Синтез, 2016
4. Т.В.Каск «Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС» http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/09/vzaimodeystvie-doo-s-semey-v-usloviyakh-vvedeniya-fgos5. З.Н.Сальникова "Формирование навыков общения у дошкольников "Теория и практика" http://festival.1september.ru/articles/609542/