«Духовно — нравственное воспитание младших школьников посредством здоровье сберегающих технологий»


Мастер- класс: «Духовно — нравственное воспитание младших школьников посредством здоровье сберегающих технологий»
  Цель:
       - Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности учителя начальных классов.
       - Ознакомление с фрагментами нетрадиционных приемов здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по формированию у младших школьников нравственных качеств личности.     
   Оборудование: мультимедийный проектор, ручки, листы бумаги, презентация.
       Раздаточный материал: мягкая игрушка «сердечко», листы с заданиями, ручки, карандаши, зелёная гофрированная бумага, клей.
1.Вступление.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:( слайд 2) «Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В современных условиях образование направлено в основном на интеллектуальное развитие человека, совершенствование его аналитических способностей, памяти, умения добывать и накапливать информацию, что приводит к преобладанию образовательного компонента над воспитательным. Это влечет за собой недостатки развития духовно-нравственных качеств личности обучаемых, которые находят отражения в нездоровом поведении.
Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. ( слайд 3)
Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. ( слайд 4)
2.Видео притча «Два волка»
( слайд 5) Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.
Для формирования у детей элементарных представлений о доброте, милосердии, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.
Я хочу поделиться с вами фрагментами нетрадиционных приемов здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по формированию у младших школьников нравственных качеств личности.
(слайд 6)
3. Упражнение на релаксацию «Ладошки единения, тепла и света» (предлагается соединить ладошки друг друга, почувствовать теплоту, свет в замкнутом пространстве.) Дается понимание, что соединение ладоней, как и рукопожатие, передает друг другу энергетический заряд добра и единения друг с другом.
4. Игровое упражнение - произнесем слова, не разжимая ладошек, созвучных слову доброта – чистота, красота, светлота, лепота, простота, забота, широта, щедрота.
Жизнь дана на добрые дела. Центр ладошки излучает тепло также как и наше человеческое сердце. В середине моей ладошки лежит маленькое сердечко.
- Передавая сердечко другу, я скажу ему доброе слово.( слайд 7)
-Тебе скажу вам слово темное, а вы мне верните слово светлое.
(злой – добрый, жадный – щедрый, грубый – нежный, ненавижу – люблю, враг – друг, война – мир) .( слайд 8)
У каждого человека, живущего на земле, есть место теплое как наша ладошка, дорогое сердцу каждого. Это место зовется Родиной Стран на нашей планете много. Каждая страна – это чья то Родина. И у каждой родины есть что – то незабываемое. У нас в России – это (русская березка) . Мы с вами станем на мгновение художниками и попробуем создать символ нашей России русскую красавицу березку. ( На альбомных листах нарисованы стволы деревьев, нужно приклеить листочки) На дереве должно быть столько листочков, сколько добрых людей есть в вашей жизни.
5.Тренинг эмоций ( слайд 9)
Звучит песня «Улыбка».
-Человек улыбается, смеётся тогда, когда ему хорошо, если он здоров; если его ничего не тревожит.
-Улыбаться, смеяться нужно чаще. Смех лечит, поднимает настроение. Но всегда ли мы улыбаемся?
Жили – были две загадочные подружки: Плакса и Веселушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.
- Покажите, в рисунке, как они себя ведут.
- Кого, из двух подружек, вам было приятнее изображать? Почему?
Поведенческий тренинг
-Как можно помочь Плаксе?
(выбирается ребенок, изображающий плаксу, остальные успокаивают) .
Вывод – подружки подружатся. Почему? Много разных людей живет на нашей планете. Но они дружат между собой, потому что умеют уступать, поддержать, успокоить, иметь общие интересы.( слайд 10)
6.Итоги мастер – класса.
Хочется закончить своё выступление словами МАТЕРИ ТЕРЕЗЫ:
— Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно. Всё равно делитесь самым лучшим, что у вас есть. В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям. Это нужно только тебе и Богу. Молитесь вместе и пребывайте в единстве. Для нас не существует различий в национальности, цвете кожи, вероисповедании. Все люди для нас — дети Господа. Человечество — наша семья. Все заслуживают нашей помощи, все созданы для того, чтобы любить и быть любимыми. Пусть Вас не волнует то, чего у Вас нет, — просто идите и служите людям: держите их руки в своих и выражайте любовь. Если Вы будете следовать этому совету, Вы будете сиять, как маяк.( слайд 11)