Применение информационных технологий в воспитательной работе общеобразовательной школы


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫКириллова Н.Г.
Курский государственный университет
e-mail: vertoprashka@rambler.ruАннотация: в статье рассмотрено применение информационных технологий в воспитательной работе общеобразовательной школы, приведена классификация видов информационных технологий по соответствию видам деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникативные технологии, воспитательная работа, общеобразовательная школа, классный руководитель.
Обучение в современных образовательных учреждениях сводится не только к овладению обучающимися знаниями, умениями и навыками по преподаваемым дисциплинам, но и к активному участию в жизни образовательной организации. Осознанная вовлеченность детей в жизнь школы во многом обусловлена компетентностью педагогов, организующих воспитательную работу образовательного учреждения. Воспитательный процесс в условиях информатизации общества и образования требует применения информационных технологий наряду с педагогическими, а от педагогического состава – овладения информационно-коммуникативными компетенциями.
Занимаясь разработкой темы применения информационных технологий в воспитательной работе общеобразовательной школы, мы обозначили цель как определение условий и нахождение возможностей внедрения инновационных технологий в процесс воспитания обучающихся.
Вначале остановимся на разъяснении рассматриваемых понятий. Определений технология, педагогическая технология и информационные технологии существует достаточно много. И каждый автор может трактовать их по-своему, делая акцент на том или ином аспекте.
Понятие «технология» в педагогической деятельности впервые появилось в середине XX века в связи введением в образовательный процесс программированного обучения и технических средств. [1]
Технология, как образовательная единица, является многомерным явлением. [6] Это связано в первую очередь с индивидуальностью и вариативностью современного образования, возможностью создать авторский проект (программу, методику и т.д.) на основе личного опыта или обобщения опыта коллег, проведенных исследований, наблюдений и экспериментов.
Педагогическим технологиям, по мнению Селевко Г.К., присущи такие характеристики, как опора на конкретные педагогические теории и идеи; чёткий порядок выполняемых действий; возможность применять на практике любым педагогом и при различных условиях. [6]
От того какое направление своей деятельности изберет учитель, педагогические технологии можно разделить на традиционные и инновационные. [2] В данной статье традиционные педагогические технологии рассматриваться не будут. Более подробно остановимся на инновационных, в число которых входят информационные педагогические технологии, реализуемых в воспитательной работе общеобразовательной школы.
Инновация в узком смысле обозначает внедрение или создание нового, а в более широком – реформирование какой-либо системы, ее содержательное изменение. В образовании инновации появляются в тот момент, когда воспитательные задачи не могут быть решены традиционными способами. [2] Возникновение проблемы побуждает к поиску путей решения, и как следствие возникают нововведения. Педагоги для достижения поставленной цели, задач и желаемого прогнозируемого результата внедряют в свою работу инновационные педагогические технологии, среди которых весомую роль в условиях информатизации образования занимают информационные.
Общеобразовательная школа на современном этапе является сложным и многогранным постоянно изменяющимся объектом. Современный учитель, являющийся по совместительству классным руководителем, должен подстраиваться под постоянно меняющуюся обстановку окружающего мира и переосмысливать принципы и ценности своей воспитательной работы. Классному руководителю необходимо осваивать и применять на практике роли эксперта, партнера, организатора, тьютора и т.д. [3]
В связи с увеличением объемов, роли и значимости информации, созданием единого информационного пространства, внедрением информационных телекоммуникаций в практику воспитательной работы школы задача совершенствования умений и навыков владения информационными технологиями ложится на классных руководителей. От степени овладения ими новыми возможностями разнообразия своей деятельности зависит заинтересованность обучающихся классными часами, дополнительными внеучебными мероприятиями, а, следовательно, и эффективность воспитательных процессов в образовательном учреждении.
Информационные технологии – это совокупность методов и средств, используемых для получения, обработки, доставки, передачи, хранения и использования данных о предметах, явлениях и процессах. [2] Целью введения и применения таких технологий в воспитательной работе является достижение поставленной цели, запланированного результата и решения обозначенных задач воспитания.
Современное оборудование, а также постоянная модернизация программного обеспечения и технических средств позволяет найти широкое применение перечисленных ресурсов в работе классного руководителя. Основные направления информатизации образования, а именно: оснащение компьютерной техникой, подключение к сети интернет, оснащение современными электронно-образовательными ресурсами, создание единой информационной образовательной среды, формирование информационно-коммуникационных компетенций педагогов, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику общеобразовательной школы помогают разнообразить деятельность современного учителя и классного руководителя. Необходимо постоянно повышать уровень теоретического и практического образования с целью использования всего потенциала цифровых образовательных ресурсов. Можно выделить следующие направления применения информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе:
внеклассная работа с обучающимися;
использование информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя и организации внеурочной деятельности;
применение информационно-коммуникационных технологий в работе социально-психологической службы;
организация проектно-исследовательской деятельности школы школьников;
работа с родителями.
При этом эффективность использования в воспитательной работе информационно-коммуникационных технологий обуславливается рядом показателей:
экономичностью за счет уменьшения материальных и временных ресурсов;
доступностью;
компактностью за счет появления возможности накапливать и хранить информацию на внешних устройствах памяти более компактных, чем бумажные носители информации;
наглядностью;
возможностью проведения мониторинга, как онлайн, так и без доступа в интернет;
возможностью творческого развития личности обучающихся, инициативности, самореализации и самостоятельной деятельности.
Компьютерные технологии открывают перед современным учителем и классным руководителем широкие возможности применения их в практике воспитательной работы общеобразовательной школы. Выше перечислены направления применения. Далее рассмотрим более подробно, какому виду деятельности соответствуют выбранные из множества информационные технологии.
Вид деятельности: поиск информации.
Информационные технологи:
интернет ресурсы;
электронные справочники и энциклопедии;
базы данных;
фонотеки;
видеотеки.
Вид деятельности: обработка информации.
Информационные технологи:
создание базы данных обучающихся;
анализ успеваемости;
учет посещаемости;
учет индивидуальных достижений обучающихся;
обработка анкет;
преобразование информации.
Вид деятельности: хранение информации.
Информационные технологи:
фотоальбомы;
сборники творческих работ обучающихся и учителей;
видеоархив;
сайт.
Вид деятельности: обмен информацией.
Информационные технологи:
гостевая книга;
электронная почта;
телемосты телеконференции;
форумы и др.
Вид деятельности: наглядное представление информации.
Информационные технологи:
сайты;
презентации;
издательская деятельность;
школьные газеты;
экспресс-материалы для стендов;
игровые программы. [7]
С целью повышения эффективности воспитательной работы учителя, классного руководителя в общеобразовательной школе необходимо применять современные методы и средства, к которым в полной мере можно отнести информационные технологии. Их регулярное обновление и модернизация отвечают требованиям обучающихся сегодня. Разнообразие информационных технологий позволяет педагогу выбрать подходящие для каждого направления деятельности и определенной группы учеников. Важно отметить, что обучающиеся становятся активными участниками процесса воспитания, их роль изменилась: теперь они не просто слушатели и исполнители, а генераторы идей и организаторы своего воспитательного пространства.
Список литературы
3.Гикис С.Н. Использование педагогических технологий в организации внеклассной воспитательной работы со старшеклассниками. //
4.Даниярова Т.А., Касымбекова Ж.А. Инновационные технологии формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеклассной работе. // Успехи современного естествознания. – 2012. - №7.
7.Култашева Н.В. О модели повышения качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. // Сибирский педагогический журнал.– 2012. - №6.
Морозов К.А. Информационно-коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. - №30.
Петрова Л.В. Место информационных технологий в современной школе. // Педагогическое образование в России. – 2013. - №4.
Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий. // Сибирский педагогический журнал. – 2005. - №4. – С. 87-92.
https://content.schools.by/pleschenitsy02/library/