Применение информационных технологий во внеклассной работе


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В настоящее время одним из приоритетных направлений образования является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса
Компьютеризация школы коснулась всех сторон её жизни, в том числе и работы классного руководителя, который может использовать ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Я стараюсь идти в ногу со временем и применять компьютерные технологии в обучении и воспитании школьников. Формирование в обществе высокого уровня информационной культуры диктует необходимость развиваться в этой области и классному руководителю.
Использование ИКТ превращает работу классного руководителя в интересный и творческий процесс. Общение учителя и ученика не подменяется техническим устройством, оно все также опосредуется многообразными видами взаимодействия, дополняемыми возможностями компьютера
Нам трудно теперь представить без компьютера, интерактивной доски, видеокамеры, цифрового фотоаппарата школьное мероприятие, будь то общешкольное дело, Уроки мужества и памяти, различные интеллектуальные и творческие конкурсы, классные часы и т.д. В моей пед.копилке появилась целая коллекция мультимедийных презентаций, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты, что создает полноценный зрительный и звуковой ряды. Аудиовизуальные средства в данном случае выступают мощными концентраторами внимания, что делает проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся. В 1 классе мной проведено 6 крупных внеклассных мероприятий: Урок знаний, Посвящение первоклассников в пешеходы, Новогодние забавы, А ну-ка, мальчики, Прощание с Азбукой, Для милых дам. Чтобы сохранить в детской памяти приятные воспоминания об этих ярких школьных мгновениях, был создан фотоальбом для каждого ученика и его родителей в электронном виде.
Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если к тому же при проведении классного часа используются проектор или интерактивная доска, то он запоминается и усваивается учащимися лучше. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.
Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа должна быть своя очень важная роль. Наиболее любимой формой классного часа у моих учеников стала игра. Дети поняли необходимость применения проектора, цифрового фотоаппарата и видеосъемки, которые позволяют в динамике видеть события, экономить время на классном мероприятии. ИКТ по сути являются важным средством восприятия информационного материала, хотя этому предшествует колоссальная работа с компьютером, поиск необходимого материала, помощь родителей. По итогам учебного года мы с ребятами и родителями зафиксировали в
· электронном виде наиболее яркие и значимые события в жизни нашего коллектива, которые станут началом большой, но интересной книги под названием «Жизнь класса». (Для этого была использована программа Flip Album Sampel.)
По-прежнему работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С каждым годом все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребёнка. Поэтому работа с семьёй становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. И в год семьи (2008) было актуально проведение конкурса компьютерных презентаций «Моя семья», созданных учениками совместно с родителями.
Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание, которое обязательно проводится мной один раз в четверть. Не секрет, что большинство родителей не любят их посещать. Всегда находятся причины, по которым они не могут (или не хотят) присутствовать. И собрать всех – вот моя задача. Существуют различные методики для решения этой проблемы, и я их часто применяю в свой работе. Одной из них и является использование ИКТ: применение фото и видеоматериалов из жизни класса, диаграмм успеваемости и качества знаний. Данная информация отражается в виде электронной презентации, выполненной с помощью графического редактора Photoshop и программы Power Point . В ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков. Обязательно каждому родителю выдается распечатка этого материала. Я стараюсь сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у родителей желание прийти вновь.
Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. На сайте школы общение возможно через Гостевую книгу. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.
В современной школе классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это и социальный паспорт класса, и план воспитательной работы, и различные отчеты по работе с «трудными» и «одаренными» детьми, и работа с родителями и т.д. Для того, чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать базу данных Microsoft Access.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Здесь можно воспользоваться уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например – социометрия.
Она позволяет изучить неофициальную структуру класса, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии.
Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.










13PAGE 15


13PAGE 14115