Статья: Воспитывать деятеля, а не исполнителя


Захарова Т.С.,
воспитатель МАДОУ детский сад №46 СОП №1
г. Ревда
Воспитывать деятеля, а не исполнителя.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности, формируются и развиваются творческие способности. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Хотя в дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических и практических разработок по развитию детского творчества, мы - педагоги, как первопроходцы, прокладываем путь новым технологиям в развитии и воспитании ребёнка. Для нас был и остаётся актуальным и приоритетным вопрос «Как раскрыть огромные потенциальные возможности, которые есть без исключения у каждого воспитанника?».
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умению наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребёнка к жизни и обучения в школе. Конструирование проводится с детьми всех возрастов, начиная с младшего дошкольного возраста, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей. Конструктивная деятельность осуществляется в доступной игровой форме от простого к сложному: создаются новые здания, корабли, летательные аппараты и роботы. Данный вид деятельности побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Любимые детские занятия «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с кубиками, а затем и с конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер, где дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора. В этом возрасте можно подключать уже движущие механизмы, начинать освоение робототехники. Обучение основам робототехники можно осуществлять на базе конструктора LEGO WeDo. В состав конструкторов входят детали, которые позволяют сделать модель более маневренной и «умной»: это кирпичики, оси, шкивы, кулачки, зубчатые колеса, USB LEGO- коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния. Программирование моделей осуществляется с помощью программы LEGO® Education We Do, где с помощью блоков задаётся программа работы модели. Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Лего-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
Применение конструктивной деятельности и робототехники дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя.