Управленческий проект Патриотическое воспитание в современной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Гнилуша
Задонского муниципального района Липецкой области
Филиал в селе Кашары






Управленческий проект
«Воспитание гражданского и патриотического самосознания учащихся в современной сельской школе»



Разработан:
Заведующей филиалом в с. Кашары
Н.Н.Чигис




Задонск - 2014

Введение

Воспитание любви к краю, к родной культуре,
к родному селу, к родной речи
– задача первостепенной важности
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к своей истории,
его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных. Президент РФ В.В. Путин, выступая сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Следовательно, необходимо формировать гражданское и патриотическое самосознание личности, распространять знания об истории и культуре. Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе.
Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».
Патриотическое воспитание в сельской школе приобретает особое значение.
Сельская школа является первым, а порой и единственным местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Через сельскую школу начинается любовь к малой родине, уважение к предкам. В современной сельской школе – основа культурной идентификации, воспитания патриотизма и гражданственности. Поэтому данный проект актуален, он направлен на реализацию задачи государственной важности.
Отмечу задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект.
В Национальной доктрине образования до 2025 г. Обозначены следующие задачи патриотического воспитания:
«обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права, свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Указом Президента РФ от 19.12. 2012 г. № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подчеркивает:
«..патриотическое воспитание позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры,
стимулирует их к организации интерактивных выставок, диалоговых экскурсий».
В ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обозначены:
«гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
«Историко-культурный стандарт», широко обсуждаемый сейчас в обществе, включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе РФ и направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: новизна и актуальность данного проекта очевидны.

Основная часть

Тема проекта: Воспитание гражданского и патриотического самосознания учащихся в современной сельской школе.
Цель проекта: Создание условий для формирования гражданской ответственности и культуры свободной, творческой, инициативной личности школьника путем включения ее в многообразную деятельность современной сельской школы.
Задачи проекта:
- Разработка и апробация модели деятельности школы как центра гражданского и патриотического воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства школы.
- Разработка программы патриотического воспитания в современной сельской школе.

- Обобщение и распространение имеющегося положительного опыта школы по активизации патриотического воспитания.
Этапы и сроки реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 5 лет и подразумевает следующие этапы:
1-й этап – подготовительный (2014г.): разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика затруднений учителей, выявление противоречий в образовательном процессе, сплочение коллектива, вовлечение участников в инновационную деятельность, разработка анкеты «Патриот», разработка программы для осуществления работы в данном направлении на 2013-2014 уч.год.
2-й этап – основной (2015-2017 гг.):
– создание особого воспитательного пространства, где педагоги реализуют специальную программу патриотического воспитания, апробируют педагогические технологии для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника;
– апробация нетрадиционных форм проведения уроков, внеурочных мероприятий.
– организация краеведческой работы на базе школы как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения;
– разработка исследовательских работ и проектов краеведческой направленности;

3-й этап – заключительный(2018г.),
– обобщение результатов, итоговая диагностика, самоэкспертиза, мониторинг, обмен опытом, изучение лучшего, оформление результатов работы, апробация результатов в других учреждениях системы образования, проверка эффективности влияния средств патриотического воспитания на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик;
– презентация опыта .
Описание инновации
Успешное развитие инновационного проекта зависит от эффективного использования в образовательном процессе патриотической деятельности. Она должна быть основана на следующих принципах:
- органической связи культуры и образовании, интеграции музея и школы, диалога, учета возрастных и индивидуальных особенностей,
- гуманистической направленности,
- педагогической целесообразности,
- интерактивности, комплексности,
- программности.
Педагогика воспитательной деятельности создает условия для: - самоактуализации личности (означает направленность на развитие личностных качеств в процессе познания культуры через способность к самопознанию, саморазвитию, овладение социальной, личностной компетентностью);
- рефлексивности личности, развития рефлексивной культуры личности (через переживание и осознание себя в историческом пространстве-времени, познание-проживание объектов музейной культуры);
-креативности (предполагает преднамеренную организацию творческого процесса постижения культуры и развитие адекватных творческих способностей и форм проявления в постижении разнообразной по содержанию и формам деятельности, включая исследовательскую, поисковую);
- проектирования образовательного пространства (предполагает рациональное сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, разнообразие методов и их соответствие индивидуальным способностям детей).
В целях реализации инновационного проекта, направленного на воспитание гражданского и патриотического самосознания школьников можно выделить три направления:
Первое - переход к поисково-исследовательской деятельности.
Оно находит свое отражение в следующем:
- в развитии нормативно-документальной и методической базы: создание Концепции развития патриотического воспитания, программы для занятий с детьми различного возраста: «Рассказы по истории родного края», «Летопись родного края»; Программы работы с одаренными детьми «Основы исследовательской деятельности по истории, по краеведению (на базе сельской школы)»;
- активизации деятельности детских общественных организаций: краеведческого кружка «Поиск», клуба «Патриот»;
-расширении воспитательного и образовательного пространства деятельности сельской школы: развитие связей с общественными и иными организациями, деятельности в интернет-пространстве (через сайт школы ); организация поисковых экспедиций, масштабных акций, направленных на популяризацию патриотической деятельности, публикации исследовательских и проектных работ школьников в СМИ.
Инновационные процессы в сельской школе, модернизация российского образования обусловили второе направление:
обновление форм и методов работы сельской школы.
Данное направление деятельности предполагает:
- разработку методов, средств и способов организации самовоспитания, саморазвития, самостроительства личности ребенка с 1-го по 9-й классы;
- развитие конкурсного движения: активное участие школы в конкурсах муниципального, регионального, Всероссийского и международного уровней, организация традиционной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», историко-краеведческой игры «Наследники», краеведческих чтений «Мой край в годы военных испытаний» и др.;
- создание новых интересных музейных форм: «Музей малых форм», «Музей в чемодане», «История в миниатюре».
- обновление и пополнение фонда школы: создание видеоэкскурсий по школе, видеороликов социальной рекламы, например, «Обращение к жителям села», «Наше село – наше будущее»; электронной панорамы школы; виртуального музея истории создания и развития школы, художественное реконструирование исторических объектов.
Третье направление патриотическая деятельность в предметных областях.
При творческом освоении потенциала музейной педагогики возможно изучение материала целого комплекса учебных дисциплин, так или иначе связанных с тематикой музея: литературы, окружающего мира, истории, географии и других дисциплин.
Инновационные процессы в предметных областях реализуются:
- через интеграцию музея в образовательное пространство с использованием современных образовательных технологий (на примере групповых технологий, проектирования, игровых технологий, технологии развития критического мышления через чтение и письмо);
- с помощью комплексного и деятельностного подхода к изучению материала через музейную педагогику;
- в развитии метапредметных компетенций учащихся;
- в формировании профессиональных компетенций музейного педагога;
- через внедрение в школьный компонент учебного плана новых элективных курсов по музееведению, краеведению, граждановедению;
- путем апробации новых форм внеурочной деятельности (очные и заочные путешествия по музейному пространству, виртуальные экскурсии, театрализованные представления на краеведческом материале
Новообразования проекта:
-апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных занятий
-организация краеведческой работы на базе школы как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения;
-создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, факультативных курсов, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции;
-расширение методического поля за счет использования информационно-коммуникационных технологий;
-проверка эффективности влияния средств музейной педагогики на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик;
-апробация новых стандартов педагогов через музейную педагогику.
Основные потребители результатов проекта
Основными потребителями результатов проекта являются обучающиеся 1–9 классов, а также педагогический коллектив школы, родители обучающихся, выпускники школы, жители села и гости, посещающие школу.
Основные подходы к оценке эффективности проекта
Показателями эффективности проекта являются:
-количество учащихся и педагогов, родителей, вовлеченных в реализацию проекта, повышение их мотивации;
-степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг;
-распространенность опыта среди других учебных заведений района;
-значительное повышение уровня образованности и воспитанности учащихся, их гражданского и патриотического самосознания, конкурентоспособности личности;
- реализация современных форм и методов организации поисково- исследовательской, экспозиционно- выставочной, экскурсионно-просветительской, программно-методической деятельности;
- динамика показателей в процессе эксперимента.
Управление инновационным процессом, система мер, обеспечивающих стабильность работы в режиме реализации инновационного проекта.
Процесс управления инновационным проектом должен осуществляться через планирование, анализ и контроль на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
Программы, планы проведения открытых уроков, конференций, семинаров, проводимых в рамках реализации проекта, согласованы с учредителем.
Администрация школы:
- ежегодно предоставляет аналитические материалы об эффективности инновационных процессов, о результатах деятельности в органы управления образованием;
- отслеживает динамику реализации инновационного проекта;
- информирует общественность о реализуемом инновационном проекте через сайт школы;
- публикует материалы о деятельности в рамках проекта в СМИ, в печатных изданиях;
- проводит объективный мониторинг инновационной деятельности.









Заключение
В данном проекте главной целью является формирование патриотического и гражданского самосознания учащихся.
Воспитание через вовлечение в патриотическую деятельность оказывает положительное воздействие на индивидуальное развитие личности, на формирование её нравственных ценностей, патриотического, гражданского самосознания.
Реализация проекта на территории субъекта Российской Федерации возможна и актуальна, так как в центре проекта задачи общенационального значения.
Проект в целом способствует выявлению талантливой молодежи, педагогов, лучших молодежных и педагогических инициатив в сфере гражданско-правового и патриотического воспитания.
Данный проект реально решает задачу внедрения в образовательный процесс инновационных форм и методик педагогических коллективов образовательных учреждений всех видов по патриотическому и гражданско-правовому воспитанию молодого поколения.
В программе развития нашей школы главная роль отведена инновационным процессам, эффективность реализации этого проекта напрямую зависит от желания членов педагогического коллектива участвовать в решении поставленных задач.
Нами был проведен анализ уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. В результате анкетирования были получены результаты, свидетельствующие, что наиболее значимыми мотивами, побуждающими учителей к новаторству, являются: потребность в самовыражении и самосовершенствовании, потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, потребность в контактах с интересными, творческими людьми, желание улучшить свои результаты и желание создать хорошую, эффективную школу для детей. Все названные мотивы связаны с возможностью самореализации личности учителя и показывают высокий уровень инновационного потенциала коллектива.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь необходимое кадровое условие реализации проекта.
 А так же мы разработали анкеты для выяснения уровня патриотизма у современных школьников. Эти анкеты направлены на изучение ранней истории нашей страны, выявления у детей понимания сущности патриотизма, наличия этого качества.
 Для реализации своих идей о формировании патриотизма мы разработали программу «Программа работы школы по формированию патриотизма у учащихся», которая включает в себя: поэтапное формирование патриотизма у школьников, планирование мероприятий гражданско-патриотического характера, формирование патриотизма согласно возрастным особенностям учащихся, интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма и отличается многообразностью мероприятий. Эта программа позволяет последовательно формировать чувство патриотизма у учащихся во внеурочной деятельности.
 В завершении хочу отметить организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.














Приложение 1
Перечень учебно-методических разработок, программ, рекомендаций, обеспечивающих реализацию проекта

1. Медведева Е.Б. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как научная дисциплина. Сб. статей. – М.: ИПРИКТ, кафедра Музейного дела, 1997. – 67с.
2.Мультимедийное пособие «Педагогические технологии патриотического воспитания учащейся молодежи с использованием современных компьютерных технологий» под. ред. проф. Вырщикова А.Н. –2009.
3. Организация совместной учебно-исследовательской деятельности в открытом информационном пространстве: кол. моногр. / сост. и общ. ред. А.В. Штырова. – Москва: «Перемена», 2012. 166 с.

















Приложение 2.
 Для выявления уровня патриотизма у учеников в современной школе мы составили анкету для учащихся .
Анкета «Патриотизм».
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
а) любовь к Родине
б) любовь к своей семье, близким
в) любовь к народу
г) прославление побед Родины
д) любовь к родному городу, деревне, дому
2. Закончите предложения.
а) каждый из нас верит
б) каждый из нас имеет
в) каждый из нас готов
г) подвиги героев заставили нас задуматься
д) защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и
е) когда я задумываюсь о будущем своей страны, то
ж) быть достойным гражданином своей страны – значит быть
3. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
а) Умение ценить настоящую дружбу;
б) Готовность помочь другу в трудную минуту;
в) Взаимопонимание;
г) Честность, порядочность, принципиальность;
д) Приятная внешность;
е) Хорошие манеры;
ж) Умение модно одеваться;
з) Сила воли;
и) Смелость;
к) Решительность;
л) Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
м) Интерес к политике;
н) Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
о) Наличие денег на всякие расходы;
п) Способности.
4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
а) Нет желания;
б) Нет возможности;
в) Считаю это не нужным.
5) Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В
 чём это проявляется? (Свободный вопрос).
6)Назовите авторов современного российского гимна:
 Автор музыки
 Автор слов
7) Насколько хорошо вы знаете выдающихся деятелей древней Руси?
а) Рюрик и все
б) 1-2 князя
в) Пару тройку знаю
г) Многих знаю
д) Могу назвать свыше десятка выдающихся политических и духовных деятелей древней Руси
8) Считаете ли вы себя патриотом?
а) Да;
б) Нет;
в) Частично;
г) Не знаю.
Пояснение к анкете:
1) Первый вопрос помогает определить уровень базисного понимания учащимися понятия «патриотизм».
2) Второй вопрос помогает более широко определить уровень понимание понятия «патриотизм», помогает ученику сопоставить себя с «патриотом», понять каков «патриот» в глазах ребенка.
3) Третий вопрос помогает выяснить нравственные ценности школьника и его окружения.
4) Четвертый вопрос помогает выявить сложности с осознанием понятий «Патриот», «Патриотизм».
5) Пятый вопрос необходим для самовыражения ребенка. По нему наиболее конкретно можно определить уровень патриотизма, самосознания в обществе, нравственности и гражданской ответственности ученика.
6) Шестой вопрос позволяет выявить уровень гражданственности ученика .
7) Седьмой вопрос дает нам представление об уровне знания школьников ранней истории своей страны, как одной из базисных тем на которых строится патриотизм.
8) Восьмой вопрос – вопрос-заключение. Ребенок должен сам вынести себе вердикт, что даст представление о честности ученика и позволит ему(ей) развивать в себе концепцию «я-патриот».
 В заключении можно сказать о том что мы советуем родителям и учителям задуматься над проблемой уровня патриотизма детей, как гарантии развития в них полноценной личности. Необходимо различными методами проверять данный уровень, в том числе и способом анкетирования. Анкеты для данных целей необходимо добывать у профессиональных педагогов и психологов занимающихся проблемой патриотизма напрямую или через их издания в книжном или интернет форматах.

























Приложение 3.
Программа работы школы по формированию патриотизма у школьников.
С целью формирования мы разработали программу работы школы.
Цель программы: формирование патриотизма у учащихся в современной сельской школе.
Задачи программы:
1) Поэтапное формирование патриотизма у учащихся;
2) Планирование мероприятий гражданско-патриотического характера;
3) Формирование патриотизма согласно возрастным особенностям учащихся;
4) Интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма;
Идея нашей программы: УЧИТЕЛЬ играет роль проводника патриотизма в современной школе.
Срока реализации программы: 1 год.
 Для примера приведем разработку дискуссии «Патриотизм и национальное самосознание»
Темы для обсуждения:
1) Рассуждение на тему «Моя хата с краю, я ничего не знаю»
В данной теме мы говорим о причастности гражданина к государственным делам, о необходимости участия человека в проблемах своей Родины.
2) «Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам»
В данной теме мы говорим о роли русского народа в истории отечества, а так же о терпимости российских народов друг к другу.
3) Защита родины: принуждение или почетная обязанность.
В данной теме мы обсуждаем службу в вооруженных силах страны, роль гражданина в сохранении мира и стабильности в России.
Программа работы школы по формированию патриотизма у учащихся на 2013-2014 уч.г.
I четверть. Сентябрь.
Дискуссия «Патриотизм и национальное самосознание» «Страна, в которой мне хотелось бы жить» Формирование у учащихся первоначальных представлений о понятии «нравственные ценности», патриотизма развитие у учащихся умения осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности Формирование гражданствен-ности и патриотизма ответственности, желания быть полезным своей стране
I четверть. Октябрь.
Культурно-массовые мероприятия Поход в городской музей Просмотр военной хроники Осознание своей связи с культурой предков, культурным наследием Осознание подвигов своего народа, формирование уважения к ветеранам.
II четверть. Ноябрь.
Классный час «Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский» «Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях» Знакомство с личностью святого Серафима Саровского; осмысление значение его деятельности в истории России; формирование у учащихся стремления и потребности совершать добрые дела и поступки Воспитание уважительного отношение к нравственным ценностям своей семьи; развитие интереса и потребности быть причастным к истории своей семьи и страны в фотографиях семейного архива, формирования чувства патриотической привязанности.
II четверть. Декабрь.
В течение месяца Акции милосердия и встреча с тружениками тыла. Сбор средств, игрушек, книг, канцтоваров для детей детского дома. Формирование нравственных ценностей: доброта, милосердие, гуманность Формирование уважение к пожилым людям, ветеранам, зарождение патриотизма
III четверть. Январь.
Дискуссия «Я люблю Россию» «Я русский: из старины в современность» Формирование у учащихся нравственных, патриотических качеств, формирование национального самосознания Формирование у учащихся нравственных, патриотических качеств, формирование национального самосознания
IV четверть. Апрель.
Практико-ориентированные проекты Подготовка и защита презентации «Пасха - праздник светлый, праздник народный» Подготовка радиопередачи «Пасха - праздник светлый, праздник народный» Формирование уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; развитие познавательной мотивации к изучению традиций и обычаев; воспитание гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своей страны
IV четверть. Май.
Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Кто говорит, что на войне не страшно ...» Формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, традициям своей страны; развитии эстетического и литературного вкуса, интереса к поэзии, способности воспринимать неравнодушно литературное творчество.
Организация и проведение МИТИНГА, посвящённого 9-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
 Таким образом, с моей точки зрения данная программа позволит сформировать чувство патриотизма у учащихся, разнообразие содержания и форм будет способствовать созданию чувства гордости за героическую историю страны, уважению к предкам и развитию гражданского самосознания.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15