Выступление на семинаре Решение проблем личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ

Решение проблем личностного и профессионального самоопределения
обучающихся с ОВЗ
«Если вы будете работать
для настоящего, то ваша
работа выйдет ничтожной;
надо работать имея в виду
только будущее»
Антон Чехов
Ежегодно около 30 выпускников покидают стены нашей школы. Что ждет их впереди? Как сложится их самостоятельная жизнь? Во многом дальнейшая судьба наших учащихся будет зависеть от того, какую профессию они выберут.
Счастлив тот человек, работа которого - это не только способ зарабатывания денег, но и то, что доставляет ему удовольствие, то, без чего он не мыслит своей жизни. Именно поэтому к выбору профессии нужно подходить со всей ответственностью.
В настоящее время вопросы профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ, обеспечение их возможностью для выбора профессий, соответствующих их профессиональным интересам и умениям, являются одними из приоритетных. Решение такого рода задач может быть осуществлено только в рамках комплексных программ, которым придается большое значение. Реализация принципа социально-адаптирующей направленности специального образования в школах для детей с ОВЗ определяет необходимость организации целенаправленной и систематической работы по включению их в активную трудовую деятельность. В связи с реализацией данного принципа усиливается значение образования, имеющего своей целью обеспечить формирование у данной категории учащихся как важнейших общетрудовых умений, так и различных аспектов социальной компетентности, позволяющих вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни.
Профессиональная ориентация и трудовая адаптация в нашей школе рассматривается как средство успешной социализации и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Следует учитывать, что учащиеся нашей школы не всегда имеют четкое представление о своем будущем, зачастую не осознают свое место в дальнейшей жизни. Возникает необходимость помочь им выбрать профессию в соответствии с их индивидуальными возможностями, соотнести свой выбор с потребностями рынка труда.
Профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.
Профориентация в школе осуществляется по этапам:
1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-5-х классах.
Педагогические цели первого пассивно-поискового этапа профориентации:
актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;
создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков, ролевые игры. Учащиеся делают первые шаги в проектной деятельности, собирают материал о профессиях родителей.
В рамках ФГОС организация внеурочной деятельности в начальной школе представлены занятия «Зеленый дворик», «Я познаю мир».
Профориентационная работа продолжается в средних и старших классах.
2-й этап профориентации - активно-поисковый в основном проходит в старших классах.
Педагогические цели второго активно-поискового этапа профориентации:
помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения;
помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями
Данная работа находит свое продолжение через деловые игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.
Расширению технического кругозора учащихся способствуют экскурсии по родному краю.
Ученики школы побывали на метеостанции, обувном предприятии РязаньВест, Скопинской фабрике художественной керамики, посетили Рязанское телевидение и Новомичуринскую ГРЭС. Эти экскурсии выполняют две базовые функции: содержательную, состоящую в формировании у учащихся образа профессионального окружения; инфраструктурную, обеспечивающую формирование, «разметку» межсистемных связей между образованием и рынком труда.

3-й этап профориентации - этап профессионального самоопределения, которое с неизбежностью осуществляется подростком в старших классах.
Педагогические цели третьего этапа профессионального самоопределения:
воспитывать готовность выпускников школы к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;
способствовать профессиональному самоопределению выпускников.
Профессиональная ориентация школьника, являющегося составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.
Для профессионального самоопределения учащихся используется целая система профориентационных воздействий.
Широкое ознакомление учащихся с наиболее распространенными массовыми профессиями
Всестороннее изучение подростков, выявление их интересов, склонностей и способностей
Помощь школьнику в оценке своих способностей применительно к выбранной профессии
Консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями

Тесные дружеские отношения связывают нашу школу с благотворительным фондом «Детские домики». Все социальные программы фонда, действующие на территории школьного образовательного пространства взаимно интегрированы, и выполняют одну, но очень важную функцию – социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора призвана программа фонда «День профессий».
день профессий – это возможность для воспитанников получить ответы на все свои вопросы относительно выбора профессии, о сложностях трудоустройства, о взаимоотношениях в трудовом коллективе, о том, какие требования к знаниям и навыкам предъявляются к той или иной профессии. В программе дня:
- тематическая беседа о профессиях;
- тестирование на компьютере по выбору профессий с консультированием;
- экскурсионные поездки на производства.
В рамках программы учащиеся школы посетили фабрику Михайловского кружева, Рязанский приборный завод, стекольный завод, производство «Глобус». Привлекательность этой формы профориентации является таким фактором, как элемент профессионального самоопределения учащихся.
В целях актуализации процесса личностного и профессионального самоопределения школа заключила договор с ОГБОУ СПО «Техникум пищевой промышленности, общественного питания и сервиса» и МБОУ «Межшкольный учебный комбинат».
Ученики 8 классов на базе техникума посещают факультатив «Профессия». У учащихся 9 – 10 классов уроки трудовой подготовки также проходят на базе техникума, где дети получают начальное профессиональное образование по специальностям «Автослесарь» и «Повар - кондитер». По желанию старшеклассники посещают межшкольный учебный комбинат, где дополнительно обучаются профессиям парикмахер, декоратор, каменщик, плиточник, слесарь-сантехник, оператор ЭВМ.
По окончании школы выпускники получают вместе с аттестатом об основном общем образовании свидетельства о присвоении квалификационного разряда по рабочей профессии. Многие получают по 2 свидетельства.
40% выпускников продолжают обучение в ОГБОУ СПО «Техникум пищевой промышленности, общественного питания и сервиса». Наших детей там любят, они старательные, добросовестные, и мы, в свою очередь, благодарны администрации и педагогам техникума за поддержку детей с ОВЗ.
Вопросы личностного и профессионального самоопределения неоднократно обсуждаются среди педагогов на заседаниях методических объединений, на научно-методическом совете. В марте прошлого года в школе проходило заседание педагогического совета «Профессиональное самоопределение как средство социализации учащихся коррекционной школы».
Каждый присутствующий в зале (я уверена) по-настоящему любит свою профессию и получает от этого моральное удовлетворение. Хочется надеяться, что и наши дети, выйдя за стены родной школы, не потеряются в этом мире, а продолжат образование с целью получения любимой профессии.

15