Доклад Патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы учителя


Патриотическое воспитание младших школьников.
Из опыта работы учителя начальных классов
МОАУ «СОШ № 24 г. Орска»
Пятаевой Татьяны Викторовны.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Изменения в социально-экономической и политической сферах жизни общества привело к исчезновению идеалов и значительной потере духовных ценностей. В связи с этим идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение, гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления образования.
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности (слайд 2).
Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, к любви к своему дому (слайд 3).
Правильному выстраиванию таких отношений, формированию нравственного поведения способствует система воспитательных мероприятий, ставших в нашей школе традиционными: классные часы «Уважай пожилых людей», « О доброте и отзывчивости», «Семья – прекрасное место для жизни», поздравления ветеранов школы и концерты ко Дню пожилого человека, Дню Матери и Международному женскому дню, выставка «Любимой мамочки портрет» и другие ( слайд 4). В процессе урочной и внеурочной деятельности учащиеся представляют проекты «Моя семья», «Мой дом. Моя улица», «Моя малая родина», «Семейные традиции» (слайд 5).
Знакомиться с историческим прошлым родного города и края, традициями, обычаями и фольклором народов нашим учащимся помогают посещения библиотек, экскурсии в музеи города Орска и по исторической части Старого города, классные часы о традициях народных праздников (слайд 6).
Возможность выразить уважение и любовь к своей Родине младшие школьники получают, активно участвуя в выставках и конкурсах «Мой любимый город», «Орску-280 лет», «Я люблю свою Родину».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Данные задачи решаются через систему классных часов о культуре поведения, о толерантности, о дружбе, тренинги общения, КТД (слайд 7).
В данном направлении значима работа не только педагога и школы, но, в большей степени, семьи. Считаю очень важным построение взаимодействия «семья – педагог – школа». На протяжении всех лет работы стараюсь сплотить не только ученический, но и родительский коллектив. Вместе организуем мероприятия, готовим творческие номера к концертам, изготавливаем поделки и украшаем класс, участвуем в турпоходах, выполняем различные проекты (слайд 8). Совместная деятельность развивает активность и творчество, повышает авторитет родителей, способствует развитию сотрудничества семьи и школы.
Заинтересованность и педагога, и родителей в различных сторонах жизни детей позволяет ребенку чувствовать поддержку, верить в свою успешность, радоваться маленьким победам и стремиться к высоким достижениям (слайд 9).
Пропагандируя семейные традиции, создавая свои, уважая традиции страны, мы формируем активную жизненную позицию, воспитываем уважение к духовным ценностям общества.
Очень важная роль в патриотическом воспитании младших школьников отводится Великой Отечественной войне. Изучению ее истории посвящены классные часы «Что я знаю о войне?», «Блокада Ленинграда», « Битва под Москвой», «Солдаты в моей семье», «Никто не забыт, ничто не забыто», проекты «Они защищали Родину». В рамках подготовки к празднованию Юбилея Победы проведены анкетирование среди учащихся и тематические классные часы, организовано участие школьников в конкурсах и выставках рисунков. Так, ученица 4 «В» класса Беляева Алина за участие в конкурсах рисунков к 70 - летию Победы получила поощрение от Управления образования г. Орска и диплом сайта «ОРСК. РУ»
70 - летию Великой Победы и 70 - летию военной операции «Багратион» была посвящена исследовательская работа Фатеевой Анастасии о своем прадедушке Янишевском Павле Григорьевиче. Найдены рукописи участника Великой Отечественной войны, прочитаны воспоминания, опрошены родственники, изучены фотографии, ордена и медали.
Проведенное исследование позволило укрепить родственные узы нескольких семей, встретиться разным поколениям вместе, открыть неизвестные страницы жизни ветерана войны, узнать правду о многих событиях прошлого.
Исследовательская работа представляет особую ценность и как краеведческий материал, ведь жизнь участника войны была связана с нашим Оренбургским краем. Изучая биографию Павла Григорьевича Янишевского, мы смогли узнать о жизни Оренбуржья и в мирное, и в военное время, о том, как много может сделать один человек для своего родного края, своей родной страны.
Итогом многолетней работы по изучению истории Великой Отечественной войны стало участие в VIII городской НПК младших школьников Фатеевой Анастасии, которая заняла I место за исследование «Операция Багратион: история одного солдата». В 2015 году на городских Краеведческих чтениях исследовательская работа Фатеевой Анастасии удостоена 2 места.
Если в детстве ребенок испытал чувство сострадания к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, бабушку и дедушку, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Этот опыт является основой, фундаментом более глубоких чувств, гражданственности и патриотизма.