Конспект внеклассного мероприятия Золотая красавица осень

Сценарий праздничного мероприятия «Золотая красавица Осень»

Задачи:
1. Закреплять знания об осени, пополнять новым материалом.
2. Развивать умение видеть в осени прекрасное время года; мышление, память, речь; общую и мелкую моторику пальцев рук через игры и конкурсы.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оформление:
выставка рисунков и поделок на осеннюю тему;
разноцветные шары и осенние листья;
карточки для конкурса;
овощи и фрукты;
муляжи овощей, фруктов и грибов;
костюмы для детей;
две корзины.
Предварительная работа:
заучивание стихов и песен об осени;
заучивание пословиц о труде и об осени.

(Дети рассажены на стульях по классам. Зал красочно оформлен. Звучит песня-вступление «Осени не будет никогда» в исполнении учащихся 3-4 классов).

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш праздник посвящен прекрасному, нежному и немного грустному времени года – осени. Грустно потому, что лето ушло, забрав тепло с собой. Но у осени есть и хорошие черты – это осенние краски и богатый урожай. А сколько впечатлений дарит она человеку! Ее красота вдохновляла поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.
Чтец:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Чтец:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Ведущий: Ребята, вы, наверное, все знаете, что у осени есть три друга-месяца. Они сегодня пришли к нам в гости. А вы попробуйте отгадать, какой это, именно, месяц.
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ, что за месяц к вам пришел?
(Ответы детей: сентябрь).
Октябрь:
Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к вам явился?
(Ответы детей: октябрь).
Ноябрь:
Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало - Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи!
(Ответы детей: ноябрь).

Ведущий: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали названия осенних месяцев. А теперь ответьте на мои познавательные вопросы:
1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели под кору деревьев).
2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда).
3. Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся под камни на глубину).
4. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена).
5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж).
6. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши, как их зовут? (У зайца, листопаднички).
7. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а сама дрожит»? (Об осине).
8. По какому числу в октябре определяется, когда должен выпасть первый снег? Попробуйте отгадать. Это число больше 10, но меньше 20. (14 октября, Покров день).
9. Какой вкусный напиток готовят из фруктов? (Сок).
10. В России этот период называют «бабьим летом». Как это время называют в Америке? (Индейское лето).
11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка).
12. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (Зонт).

Ведущий: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.
Чтец:
Янтарная осень начальная, Срывается лист золотой. Картина немного печальная И грусть навевает порой. Темнеют далёкие ели, Холодною стала река Я помню, как птицы галдели – Сейчас уж летят в облаках.
(Звучит песня «Праздник осенью в лесу» в исполнении учащихся 1-4 классов).

Ведущий: Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти тёплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов. А вы, ребята, все ли знаете о грибах? Я сейчас с вами проведу грибную викторину-экзамен.
1. Какие лесные растения по питательности могут заменить мясо? (Грибы).
2. Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб разрушает древесину).
3. Назовите ядовитые грибы. (Мухомор, белая поганка).
4. Какие птицы едят грибы? (Глухари).
5. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик).
6. Какие грибы первыми весной появляются? (Строчки, сморчки).
7. Для кого мухомор не является ядовитым? (Для оленя, лося).
8. Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб лечит язвы, опухоли).


А теперь отгадайте загадки про грибы.
Очень дружные сестрички Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом Золотистые... (Лисички)

Нет грибов дружней чем эти Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята)

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я ... (Подосиновик)

Не спорю, не белый - Я, братцы, попроще... Расту я обычно В березовой роще. (Подберезовик)

Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой Под коричневой шапкой С бархатной прокладкой. (Белый гриб)

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных Издали приметных, Собирай, не мешкай. Это -... (Сыроежки)

Ведущий: Ребята, теперь вы большие специалисты по грибам. Давайте поиграем в игру «Кто больше». (Выходят два человека. На полу разбросаны грибы, их нужно собрать. Кто больше соберет, тот и выигрывает. Игра проводится два раза. Один раз с теми, кто плохо передвигается.)

Ведущий: Октябрь называют вершиной осени. Почему?  (Это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину.  Называют его ещё вечером года. В это время природа готовится ко сну.  Дел у всех невпроворот. Не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях идет уборка овощей. Поэтому мы сейчас вспомним пословицы о труде – проведем игру «Найдем пару». (Из каждого класса выходят по два человека. Каждый участник берет по половине пословице, написанной на отдельных листах. Он должен найти и встать рядом со своей половинкой. Затем вместе читают целиком пословицу).
Пословицы:
Кто не работает (тот не ест).
Землю красит солнце, а (человека труд).
Где труд, там и (счастье).
Не поклоняясь до земли и (грибка не поднимешь).
Ведущий: Молодцы! А теперь назовите пословицы про осень. (Ответы детей).

Чтец:
Уходит осень торопливо:
Придет черед и зимним снам.
Сегодня ж щедрою рукою
Она дары вручает нам.

Ведущий: У меня для вас есть лукошко с сюрпризами. А что за сюрпризы - прошу отгадать.
(В корзину заранее положены помидор, чеснок, красный перец, огурец, морковь, яблоко, картофель, свекла, лук. Все по 1 шт.)
1) В старину этот овощ называли любовное яблоко, золотое яблоко. И сейчас у него есть 2 имени. Какой овощ лежит в моем лукошке? (Томат, помидор).
2) Маленький, горький, луку брат, к пище приправа, а на микробов управа. (Чеснок).
3) Красный Макар по полю скакал и в борщ попал. (Перец).
4) Под листочком, у оградки, лягушонок спит на грядке: весь зеленый, прыщеватый, а животик беловатый. (Огурец).
5) На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая, по цвету красноватая и нравится ребятам. (Морковь).
6) Родина этого овоща - Южная Америка. Индейцы называли его папой. У нас этот овощ в старину называли черным яблоком. В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идет речь? (Картофель).
7) На грядке силу копила, хозяйке в борщ угодила. (Свекла).
8) Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук).
9) Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко).
Ведущий: Устали? Давайте немножко отдохнем, поиграем. Игра на внимание. Я называю ягоду – хлопаете в ладоши, называю овощ – топаете ногами, называю фрукт – молча поднимаете руки.

Слова: смородина, яблоко, картофель, виноград, арбуз, апельсин, патиссон, земляника, груша, помидор, кабачок, черника, слива, свекла, чеснок, лимон.

Чтец:
Хозяйкой веселой
Пришла к новоселам
Погожая осень
В деревни и села.

Чтец:
Пришла на рассвете,
На миг не присела.
Вокруг оглянулась
И сразу за дело.
Чтец:
Калину с рябиной
Раскрасила густо.
На крепких зубах
Захрустела капуста.
Чтец:
На мельницах
Свежей мукой забелела
Оранжевым шелком
Березы одела.
Чтец:
Курчавую озимь
Ковром расстелила.
В далекий полет
Журавлей проводила.
(Звучит песня «Сарафан надела осень» в исполнении учащихся 1-4 классов).

Ведущий: Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова груда, что означало разъезженный, плохой и замёрзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём. Поэтому нужно тепло одеваться, чтобы не заболеть. А как вы себя бережете, мы сейчас проверим. Игра называется «Гроза».
(Из каждого класса выходят по одному ребенку. На них надевается осенняя одежда: куртка, шарф, шапка, в руках – зонтик. Под музыку участники ходят по залу. На сигнал «хлопок» каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на то место, где застал его хлопок. Когда участники снимут 3-4 вещи, раздается сигнал «гроза». Выигрывает тот, кто быстрее наденет свои вещи. Игра проводится два раза, один раз с теми, кто плохо передвигается).

Ведущий: Молодцы, ребята! Вас врасплох не застанет дождливая осень. Скажите, пожалуйста, приносят ли овощи и фрукты какую-либо пользу организму. (Ответы ребят). Да, в овощах и фруктах очень много витаминов. Особенно они нам нужны осенью и зимой, чтобы не заболеть.
Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Все без исключения, В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, И решать я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас важнее.
Ведущий: Ребята, как часто вы употребляете овощи и фрукты, любите ли вы их, мы сейчас проверим. Игра называется «Определи на ощупь». (Приглашается один ученик. Ему завязывают платком глаза. Он должен на ощупь, на запах определить, какой овощ или фрукт у него в руках. В корзину заранее положены чеснок, репа, петрушка, лук, кабачок, морковь, свекла, картофель, огурец, яблоко, капуста, помидор. Игра проводится 3-4 раза).
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Регулярно употребляйте в пищу овощи и фрукты, укрепляйте свой иммунитет!
Чтец:
Уже горят огнем рябины кисти.
И пожелтели на березах листья.
И пенья птиц уже не слышно вовсе.
И тихо-тихо к нам приходит осень.
Чтец:
Как хорошо в гостях у осени Среди березок золотых. Подольше б золото не сбросили, Стоял бы лес багрян и тих.
Чтец:
Вот художник так художник: Все леса позолотил Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл.
Чтец:
Красит рыжим, алым, синим, Разбавляет краски ливнем, Чтобы вышло разноцветным, Но совсем не так, как летом.
Ведущий: Ребята, в коридоре, на выставке вывешены ваши рисунки и аппликации, выставлены поделки на столах. Какие красивые и яркие получились работы! И кто этот художник. (Ответы ребят: осень).
(Звучит заключительная хороводная песня «Ручеек-журчалочка» в исполнении учащихся 1-4 классов).
Ведущий: Да, разная бывает осень: веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но мы всегда ей очень рады, любим ее за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые деньки. Вы со мной согласны, ребята? (Ответы детей). На этом наш праздник завершается. Спасибо всем за то, что были с нами.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




”ђ Заголовок 315