Мультимедийная презентация урока биологии по теме: «Пищеварение в ротовой полости» (8 класс)


Мультимедийная презентация урока биологии по теме:http://aida.ucoz.ru«Пищеварение в ротовой полости»Составила: Могелатова А.В учитель биологии 2015г. http://aida.ucoz.ruЦелевая направленность урокаУрок является вторым в разделе «Пищеварительная система»На предыдущих уроках рассматривали темы: «Питательные вещества и пищевые продукты»Все последующие уроки направлены на изучение процессов происходящих в органах пищеварения.На данном уроке изучаются процессы механической и химической обработки пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости. Тип урока: комбинированный Методы и приёмы: словесные (эвристическая беседа; работа с учебником) наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ) практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой).Цель: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости. Задачи урокаОбразовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга. Структура урокаорганизационный момент урока – 2 мин.актуализация опорных знаний - 12 мин.изучение нового материала - 20 мин.физкультминутка для глаз – 4 мин.рефлексия – 5 мин.домашнее задание – 2 мин. Организационный моментВам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох. Вдох-выдох. Присаживайтесь. Актуализация опорных знанийНа прошлом уроке мы начали изучать как происходит пищеварение в организме человека, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.Фронтальный опрос1.Пищеварение -это (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)2.Питательные вещества – это (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)3.Пищевые продукты – это (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)4.Пищеварительный канал состоит из: (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)

Функции пищеварительной системы: Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.

Проверочная работа Задание 1. Выбрать: 1 вариант – питательные вещества; 2 вариант – продукты питания. Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Нуклеиновые кислоты. 5. Углеводы. 6.Хлеб. 7. Треска. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13.Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15.Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры. Задание 2. Вариант№1Установите последовательность органов пищеварительной системы:1) желудок; 2) толстая кишка; 3) ротовая полость;4) тонкая кишка; 5) пищевод; 6) глотка.Вариант №2Какой из ниже перечисленных пищеварительных соков не содержит фермент: 1)кишечный сок; 2)желчь; 3)печень; 4)слюна. Ответы:Задание 1.Задание 2.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Питательные веществаПродукты питания3. Жирные кислоты. 4. Нуклеиновые кислоты. 5. Углеводы. 9. Белки. 10. Глицерин. 13.Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15.Глюкоза. 17. Жиры.Мороженое. Лимон. 6. Хлеб. 7. Треска. 8. Сливочное масло.11. Картофель. 12. Мясо. 16. Колбаса. №13) ротовая полость;6) глотка.5) пищевод; 1)желудок; 4) тонкая кишка; 2) толстая кишка; №22)желчь 0 ошибок – отметка «5» 1-2 ошибка – отметка«4»3-4 ошибки – отметка«3» 5 и более – отметка«2».Критерии оценивания самостоятельной работы по вариантам Изучение нового материалаПредставим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики?(поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостьюТема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.В ротовой полости есть такой орган – язык. Вопрос: Для чего нам нужен язык? Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.

“Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?Ответ: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается.Вопрос: Откуда берется слюна?Ответ : из слюнных железКакие же железы находятся в ротовой полости? стр. 176-177(работа с текстом учебника)
Слюнные железы А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение (работа с текстом учебника)Определение положения околоушных слюнных желез.Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.Определение положения подчелюстных слюнных желез.Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).Подъязычная железа.Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.Вопрос: Какова функция слюны? {F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Слюна смачивает пищу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние вещества
СОСТАВ СЛЮНЫ:Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы.Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы ЗубыЗубы вырастают в 2 смены:1.молочные(их замена с 6-7 лет) 2.постоянные(формируются к 15 годам) Последними вырастают 3.зубы мудрости(3-й большой коренной)У человека 32 зуба :1.4 РЕЗЦА; 2. 2 КЛЫКА; 3.4 МАЛЫХ КОРЕННЫХ ЗУБА; 4. 6 БОЛЬШИХ КОРЕННЫХ ЗУБА.

Строение зубаФУНКЦИИ: пережевывание пищи
Релаксационная пауза


Ребята, берегите зрение! Не забывайте делать дома зарядку для глаз!

Рефлексия1.Как называются три пары крупных слюнных желез?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Околоушная, подъязычная, подчелюстная2.При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}При поступлении питательных веществ3. Перечислите функции языка{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Язык направляет пищу к зубам, перемешивает ее и передвигает в глотку для глотания; участвует в определении качества пищи4.Какие ферменты входят в состав слюны?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Муцин, лизоцим, амилаза5.Из каких частей состоит зуб?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коронка, шейка, корень


Домашнее заданиестр.174-179Ответить на вопросы стр. 177 Методическая записка урока:Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений А.Г. Драгомилов. Р.Д. Маш. – Изд. –М.: Вентана-Граф, 2010. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология, человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева и др. А.Г Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.:ВАКО, 2009 г. Пименов А.В., Пименова И.н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Человек». 9 кл. 2-е зд. М.: Изд.-во НЦ ЭНАС, 2006 г. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010 г.