Урок по литературе. И.С. Тургенев Муму. Образ Герасима.


Тема: И.С. Тургенев "Муму". Образ Герасима.Цели:
Образовательные:
1) проверить знание текста, обобщить наблюдения, сделанные на предыдущих уроках.
2) формировать умение выделять главные эпизоды для составления характеристики литературного героя.
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.4) учить излагать повествовательный текст.5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас через работу в группах.6) развитие культуры речи школьников.Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере главного героя рассказа; 2) умение работать в микрогруппе: умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Оборудование:
портрет И.С.Тургенева,
репродукции и рисунки учащихся к рассказу «Муму»,
кластер «Средства создания литературного героя»,
Самоопределение к деятельности.
Слайд 1.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как она улыбаются вам в ответ, и начнем занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок?
У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку, соответствующую вашему настроению, и поднимите ее.
- Я вижу, у нас настрой на работу неплохой
2. Проверка домашнего задания.
Слайд 2.
- Дома вы читали рассказ «Муму». Поработаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов.
Самооц. Д/з в группах (проверка)
Слайд 3.
Проверка.
3.Актуализация знаний.
Ребус.
- вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н I е w м z о й
- глухонемой
- Что обозначает это слово?
Глухонемой – лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.
- Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
Герасиму.
- Как можно объяснить значение имени?
Составление кластера.
- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?
На внешний вид, одежду.
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
Нет.
- На что еще необходимо обратить внимание, чтобы лучше узнать незнакомца?
- На поступки, на отношение к окружающим людям.
- Для чего нужно обращать внимание на все это?
- Чтобы понять: что из себя человек этот представляет, какими нравственными качествами обладает - «Встречают по одежке, провожают по уму». Пословицы (народная мудрость)
2853690161290Имя
0Имя

767715183515Внешний вид
Внешний вид
- Молодцы!
431101581280Внутренние переживания героя
00Внутренние переживания героя

3091815151130
1605915234952129790109855Образ героя
0Образ героя

272415207645Поступки героя
0Поступки героя
3501390749300
34061402197101691640124460
4044315223520Жесты, мимика
0Жесты, мимика
235839032385
1263015111760Обстановка, в которой живет герой
00Обстановка, в которой живет герой

- На доске получился у нас кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.
4.Постановка У.З.
- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?
С барыней, с Татьяной, с дворовыми.
- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
У.З. Образ Герасима.
- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?
Анализировать рассказ, оценивать поступки героя. Обогащать словарный запас, учиться работать в паре, уважать мнение собеседника.
5. Открытие нового знания. Работа с термином «сравнение».
Чтение текста. Стр. 190-191. «Крепко не полюбилась ему…»
Слайд.
- Что такое сравнение. Сравнение – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
- А теперь откройте стр.192. Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего автор подробно описывает жилье дворника?
«Ему отвели над кухней каморку…»
(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный).
Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.
Гипербола – сильное преувеличение.
- Найдите примеры гиперболы в тексте.
* Он работал за четверых,
* Один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли,
* Сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой….
- А теперь физминутка для глаз. (физминутка №2, Патинсон, трек №3)
- Портрет. Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
5. Этап реализации.
Составление портрета литературного героя по схеме.
Портрет Герасима.
Поведение Герасима.
Обязанности Герасима.
Интерьер.
Герасим и Муму.
Выступление учащихся от группы.
Итоги работы в группах.
- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?
* Славный - …
- А вы могли бы назвать Герасима славным?
- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?
Благородство,
Душевная чистота,
Глубина чувств,
Любовь к родному краю,
Чувство собственного достоинства,
А главное – справедливость…
Рефлексия.
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой вопрос, но без слов, а только движениями:
- Какое эмоциональное состояние вы испытали на уроке?
- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх,
- если вам было хорошо и интересно, то хлопните в ладоши.
- если было очень хорошо, вам все понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладошки.
Посмотрите, какие мы все разные. Мы имеем право на свое мнение. И выражать его можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить - то, чем был обделен Герасим.
Домашнее задание:
Образ Герасима глазами барыни (Татьяны) на выбор
(написать сочинение-миниатюру).