Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.01 «Химия». Специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»



Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методические рекомендации
по организации и проведению
внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ОП.01 «Химия».
Специальность
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
2016 г
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский Республиканский техникум строительных и промышленных технологий».
Разработчик: Назимова Л.Г. преподаватель химии и биологии


Рассмотрена на ЦК общеобразовательных дисциплин, протокол № ___от _____ 20____ г.
Председатель ЦК /______________/
Утверждена заместителем директора по учебной работе: Бурантарова Е.А. /_____________/
«______»______________

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка                                                             2. План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы                                         3. Самостоятельные работы и рекомендации к выполнению
4.
5.
6.
7. Лист учета знаний
Вывод
Список основной литературы
Приложения


\
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На внеаудиторную самостоятельную работу по химии учебным планом отводится:
для специальности 190210 «Технология продукции общественного питания»-41час.
  Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объема, уровня сложности,  конкретной тематики.
При выполнении самостоятельной работы применяются различные :индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов,  исследовательские  работы и др.);
тестирование в учебных компьютерных классах  разработанных преподавателем;
подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.
отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
подготовка к практическим, лабораторным занятиям;
выполнение контрольных, самостоятельных работ;
подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);
работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);
    Самостоятельная внеаудиторная  работа может проходить в  кабинете химия во внеурочное время по согласованию с преподавателем, во время внеурочных мероприятий, дома.
    Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
  Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня.     Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы в ходе изучения предмета Химия студенты должны уметь планировать и выполнять свою работу.  Самостоятельная работа  является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 
Критерии оценки
внеаудиторной самостоятельной работы
студентов
Оценка «5» ставится, если:
1.задание выполнено в полном объеме, соответствует заданной теме, правильно изложено;
2. даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
3.может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
4.правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентомданного материала.

Оценка «4» ставится, если:
неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
даёт правильные формулировки, точные определения,понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
Оценка «3» ставится, если:
неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении была допущена не более одной существенной ошибки;
знает и понимает основные положения данной темы, нодопускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «2» ставится, если:
неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки.
2.План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
№ Наименование темы самостоятельной работы Кол-во
часов Виды заданий Сроки выполнения
Раздел 1 Неорганическая химия Тема 1.1 Повторение программного материала курса неорганической химии 2 1. Классификация неорганических соединений 2 Составление схемы «Классификация неорганических соединений» сентябрь
Раздел 2.Органическая химия Тема 2.1 Строение и реакции органических соединений 5 2. Биография А.М. Бутлерова 2 Доклад 3. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения. 2 Решение задач 4. Основы номенклатуры органических соединений. 1 Составление названий органических веществ октябрь
Тема 2.2 Углеводороды 10 5. Природные источники углеводородов 3 Реферат 6. Алканы3 Презентация 7. Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводородов 2 Решение задач ноябрь
8. Каучуки и резина 2 Сообщение Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения 9 9 Влияние алкоголя на организм человека 2 Сообщение 10. Расчетные задачи на вычисление по уравнениям реакций 2 Решение задач декабрь
11. Карбоновые кислоты
3 Презентация 12 Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворе 2 Решение задач Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения 4 13. Биологические функции белков 2 Презентация январь
14. Задачи на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного 2 Решение задач Тема 1.1 Строение атома Периодический закон и периодическая система химических элементов 3 15. Электронное строение атомов 1 Составление электронных, графических формул атомов ХЭ 16. Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ 1 Характеристика химического элемента (по плану) 17. Значение периодического закона 1 Сообщение Тема 2.1 Строение атома 8 18. Дисперсные системы 3 Презентация февраль
19. Теория химического строения органических соединений 2 Составление формул изомеров и гомологов 20. Полимеры 3 Презентация март
Итого: 41 час 3. Самостоятельные работы и рекомендации к выполнению
Самостоятельная работа№1
Тема: Классификация неорганических соединений
Цель: повторить классификацию неорганических соединений
Задание 1: Изучить схему «Неорганические вещества»

Задание 2: Заполнить таблицу
металлы неметаллы оксиды основания кислоты соли
Критерии оценивания:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения и представления работы;
работа сдана в срок.
Самостоятельная работа№2
Тема: Биография Александра Михайловича Бутлерова
Цель: познакомиться с биографией ученого-химика
Задание: Выполнить конспект с составлением плана
Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч.
Роль преподавателя:
•        усилить мотивацию к выполнению задания подбороминтересной темы;
•        консультирование при затруднениях.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развёрнутые обороты текста болеелаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценивания:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
Самостоятельная работа № 3
Тема: Нахождение формул углеводородов по их плотности и массовой доле элементов, выраженной в процентах
Цель: закрепить умение решать задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода
Задание:
Решить задачи:
1.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 80%, а относительная плотность по водороду равна 15.
2.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 81,82%, а плотность которого (при н. у.) равна 1,96 г/см3.3.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 75%, а относительная плотность по кислороду равна 0,5.
4.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 82,75%, а плотность которого (при н. у.) равна 2,59 г/см3.Образец выполнения задач:
Задача: Определить формулу вещества, если оно содержит 84,21% С и 15,79% Н и имеет относительную плотность по воздуху, равную 3,93.
Решение:
Пусть масса вещества равна 100 г. Тогда масса С будет равна 84,21 г, а масса Н — 15,79 г.
Найдём количество вещества каждого атома:
ν(C) = m / M = 84,21 / 12 = 7,0175 моль,
ν(H) = 15,79 / 1 = 15,79 моль.
Определяем мольное соотношение атомов С и Н:
С : Н = 7,0175 : 15,79 (сократим оба числа на меньшее) = 1 : 2,25 (домножим на 4) = 4 : 9.
Таким образом, простейшая формула — С4Н9.
По относительной плотности рассчитаем молярную массу:
М = D(возд.) • 29 = 114 г/моль.
Молярная масса, соответствующая простейшей формуле С4Н9 — 57 г/моль, это в 2 раза меньше истинно молярной массы.
Значит, истинная формула — С8Н18.
Примечание: Есть гораздо более простой метод решения такой задачи, но, к сожалению, за него не ставится полный балл. Зато он подходит для проверки истинной формулы, т.е. с его помощью вы можете проверить своё решение.
Находим истинную молярную массу (114 г/моль), а затем находим массы атомов углерода и водорода в этом веществе по их массовым долям.
m(C) = 114 • 0,8421 = 96; т.е. число атомов С 96/12 = 8
m(H) = 114 • 0,1579 = 18; т.е число атомов Н 18/1 = 18.
Формула вещества — С8Н18.
Критерии оценивания:
        Отметка «5»:
-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;
        Отметка «4»:
-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
        Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-  отсутствие ответа на задание.
Самостоятельная работа №4
Тема: Основы номенклатуры органических соединений.
Цель: Закрепить умение давать названия органическим веществам по международной номенклатуре
Задание:
1. Дайте названия изомерам положения:
а) СН3—СНВг—СН2—СН2Вг
б) СН3—СН2—СН2—СНВг2
в) СНз—СНВг—СНВг—СН3
г) СНз—СН2—СВг2—СН3
2. Составьте формулы изомеров положения: а) трихлорэтана, б) тетрахлорэтана и дайте им названия по систематической номенклатуре.
3. Дайте названия углеводородам по систематической номенклатуре:
а) СН 3—СНСН3—СН2—СН2—СН2Вг
б) СН3—СН2—СН2—С (СН3)2—СН3
в) СН3—СH2—СНСН3—СНСН3—СН3
4. Дайте названия изомерам положения:
а) СНз—СН2—СНCl—СН2Сl
б) СНз—СН2—ССl2—СН3
в) СН3—СНСl—СН2—СН2Сl
г) СН3—СН2—СН2—СНСl2
5. Составьте формулы четырех изомеров положения тетрабромпропана и дайте им названия по систематической номенклатуре
6. Составьте формулы пяти изомеров гексана и дайте им названия по систематической номенклатуре.
Алгоритм названия веществ ациклического строения:
1. Выбрать самую длинную углеродную цепь.
2. Пронумеровать её с той стороны, к которой ближе радикалы, или старший заместитель, или кратная связь (в зависимости от класса вещества ).
Порядок старшинства основных групп указан на странице 36 учебника.
3. Указать в префиксе (те же приставки, но специфические, химические)
положение (номер атома углерода) и название радикала, заместителя, функциональной группы в алфавитном порядке.
4. Записать корень, соответствующий числу атомов углерода в главной цепи.
5. Если есть двойная связь, то после корня поставитьсуффикс -ен с указанием положения связи в цепи; длятройной связи использовать
суффикс -ин. Если кратных связей нет – суффикс -ан.
6. После этого указать суффикс, соответствующий кетону, альдегиду или кислоте, если есть соответствующие функциональные группы. Для кетонов указывается положение функциональной группы.
7. Если в веществе несколько одинаковых радикалов, заместителей, связей или функциональных групп, то они называются вместе, с использованием числительных:
2 – ди, 3 – три, 4 – тетра и т.д.
8. При написании названия все цифры отделяются друг от друга запятыми, а от букв – дефисами.
Пример:
5 4 3 2 1
СН3 – СН – СН – СН – СООН
| | |
СН3  СН3  NH2 2 -амино – 3,4 – диметилпентановая кислота.
1.Поскольку в главной цепи пять атомов углерода, основа названия - пентан.
2. В молекуле есть функциональная группа – -СООН карбоксильная . На её присуствие указывает -овая кислота
3. В главной цепи есть три заместителя:
амино –группа, её положение указывается цифрой 2,
и две метильные группы. На число метильных групп указывает частица ди-, а на положение в цепи цифры 3,4. Между цифрами есть запятая, цифры от букв отделены дефисом.
Критерии оценивания:
      Отметка «5»:
-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.
      Отметка «2»:
-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
-  работа не выполнена.
Самостоятельная работа № 5
Тема: Природные источники углеводородов
Цель: Дать характеристику важнейшим природным источникам углеводородов
Задание: Из рекомендуемых тем выбрать тему и написать реферат:
Темы:
1.Природный газ
2.Применение попутных нефтяных газов
3.Фракционная перегонка нефти
4.Крекинг нефтепродуктов
5.Пиролиз и риформинг нефтепродуктов
Методические рекомендации по написанию рефератов:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
Титульный лист
План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
Введение с актуальностью
Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
Заключение
Литература
Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Самостоятельная работа № 6
Тема: АлканыЦель: Дать характеристику предельным углеводородам – алканамЗадание: Создать презентацию по теме «Алканы»
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка:
8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Самостоятельная работа №7
Тема: Расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе продуктов сгорания и его относительной плотности
Цель: Закрепить умение решать задачи этого типа
Задание:
Решить задачи:1.При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (IV) массой 0,88 г и вода массой 0,36 г. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
2.При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (IV) количеством 0,2 моль и столько же воды. Относительная плотность углеводорода по кислороду равна 0,875. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
3.При полном сгорании углеводорода образовался оксид углерода (IV) массой 3,52 г и вода массой 0,72 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 0,896. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
4.При сгорании углеводорода образовался оксид углерода (IV) количеством 0,5 моль и столько же воды. Относительная плотность этого углеводорода по азоту равна 1,5. Найдите молекулярную формулу углеводорода
Пример решения задачи:
При сжигании органического вещества массой 4,3 (г) получилось 13,2 граммов СО2 и 6,3 г. Н2О. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 43. Выведите молекулярную формулу углеводорода.Решение:Х + О2 → СО2 + Н2ОХ содержит атомы С, Н и, возможно, О.44 г СO2 содержат 12 г С13,2 г СO2 —--y г Сm(C) = у=13,2 ∙ 12 / 44 = 3,6 г18 г Н2О содержат 2 г Н6,3 г Н2О —--z г Нm(Н) = z =6,3 ∙ 2 / 18 =0,7 гm(О) = m(Х) - m(C) - m(Н) = 0 - атомов кислорода в сгоревшем в-ве Х не было.Отношение молей С и Н равно отношению их атомов в простейшей (эмпирической) формуле в-ва Х:n(C) : n(H) = m(C)/M(C) : m(H)/M(H) = 3,6/12 : 0,7/1 = 0,3:0,7 = 3:7Получим прост. ф-лу С3Н7.D (Х/Н2) = М(Х) / М(Н2)М(Х) = D (Х/Н2) ∙ М(Н2) = 43 ∙ 2 = 86 г/мольМ(С3Н7) = 43 г/мольСоотношение М(Х) / М(С3Н7) = 86 / 43 = 2т.е. молекулярная формула Х это удвоенная прост. ф-ла = (С3Н7)2 = С6Н14
Критерии оценивания:
        Отметка «5»:
-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;
        Отметка «4»:
-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
        Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-  отсутствие ответа на задание.
Самостоятельная работа №8
Тема: Каучуки и резина
Цель: Расширить знания студентов о каучуках и резине.
Задание: Подготовить доклад, сообщение
Методические рекомендации по подготовке доклада, сообщения
Доклад, сообщение – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада, сообщения по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада, сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы фактов, мнений разных ученых и научных положений;
обобщение и логическое построение материала доклада, сообщения например, в форме развернутого плана;
написание текста доклада, сообщения с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Критерии оценивания:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Самостоятельная работа № 9
Тема: Влияние алкоголя на организм человека
Цель: Показать пагубное влияние алкоголя на организм молодого организма
Задание: Подготовить доклад, сообщение
Методические рекомендации по подготовке доклада, сообщения
Доклад, сообщение – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада, сообщения по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада, сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы фактов, мнений разных ученых и научных положений;
обобщение и логическое построение материала доклада, сообщения например, в форме развернутого плана;
написание текста доклада, сообщения с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Критерии оценивания:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Самостоятельная работа № 10
Тема: Расчетные задачи на вычисления по уравнениям реакций
Цель: Закрепить умение решать задачи данного типа
Задание:
Решить задачи:
1.Сколько воздуха (в л) необходимо для сгорания 6,4 г метилового спирта?
2.Сколько оксида углерода (IV) и водяных паров (в л) образуется при сгорании 2, мл этилового спирта, плотность которого равна 0,8 г/см3?
3.Сколько этилена (в л) может быть, получено из 4,6 г этилового спирта, если выход этилена составляет 90% от теоретически возможного?
4.Сколько бромпропана (в г) подверглось гидролизу, если образовалось 5,4 г пропанола, что составляет 90% от теоретически возможного?
Образец решения задачи: 
Сколько граммов оксида меди (II) образовалось при прокаливании 6,4 г меди.
Дано: Решение
m(Cu) = 6,4 кг 6,4 г Х г
Найти:m(CuO) 2Cu + O2 = 2CuO
ν = 2 моль ν = 2 моль по уравнению реакции
М = 64г/моль М = 80 г/моль
m = 128г m = 160 г
Составляем пропорцию: 6,4 г : 128 г = Х г : 160 кг
Критерии оценивания:
        Отметка «5»:
-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;
        Отметка «4»:
-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
        Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-  отсутствие ответа на задание.
Самостоятельная работа №11
Тема: Карбоновые кислоты
Цель: Расширить знания студентов о карбоновых кислотах
Задание: Составить презентацию в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка:
8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Самостоятельная работа №12
Тема: Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворе
Цель: Закрепить умение решать задачи
Задание:
Решить задачи:
1.Сколько 90%-ного раствора уксусной кислоты (в г) потребуется для получения 8,8 г этилового эфира уксусной кислоты?
2.Сколько безводного ацетата натрия (в г) израсходовалось в реакции с серной кислотой, если полученной уксусной кислотой было нейтрализовано 53 г 10%-ного раствора карбоната натрия
3.Сколько метилового спирта (в г) необходимо окислить, чтобы из полученного формальдегида можно было приготовить 150 г 3%-ного раствора его?
4.Сколько муравьиного, альдегида (в л) потребуется для получения 16 г 20%-ного раствора метилового спирта?
Образец решения задачи:
Технический карбид кальция массой 20 г обработали избытком воды, получив ацетилен, при пропускании которого через избыток бромной воды образовался 1,1,2,2 –тетрабромэтан массой 86,5 г.  Определите массовую долю СаС2 в техническом карбиде.Дано: m = 20 г; m(C2H2Br4)=86,5 г.Найти: ω(СаC2) =?Решение: записываем уравнения взаимодействия карбида кальция с водой и ацетилена с бромной водой и расставляем стехиометрические коэффициенты.CaC2 +2 H2O = Ca(OH)2 + C2H2C2H2 +2 Br2 = C2H2Br4Находим количество вещества тетрабромэтана.ν(C2H2Br4) = m(C2H2Br4)/ М(C2H2Br4) = 86,5/ 346 = 0,25 моль.Из уравнений реакций следует, что ν(C2H2Br4) =ν(C2H2) = ν(СаC2) =0,25 моль. Отсюда мы можем найти массу чистого карбида кальция (без примесей).m(СаC2) = ν(СаC2) • М(СаC2) = 0,25• 64 = 16 г.Определяем массовую долю СаC2 в техническом карбиде.ω(СаC2) =m(СаC2)/m = 16/20 = 0,8 = 80%.
Критерии оценивания:
        Отметка «5»:
-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;
        Отметка «4»:
-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
        Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-  отсутствие ответа на задание.
Самостоятельная работа № 13
Тема: Биологические функции белков
Цель: Углубить знания студентов о белках, их биологических функциях
Задание: Составить презентацию в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка:
8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Самостоятельная работа №14
Тема: Задачи на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного
Цель: Закрепить умение решать задачи на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного
Задание:
Решить задачи:
1. При восстановлении нитробензола массой 24.6г получен анилин массой 17 г. Рассчитайте массовую долю выхода анилина (В %) от теоретически возможного.
2.При восстановлении 12,3 г нитробензола получили 6,5 г анилина. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Пример решения задачи: Восстановлением 123 г нитробензола получили 88 г анилина. Вычислите выход продукта в процентах от теоретически возможного
C6Н5-NO2+6[H]—> C6H5-NH2+2H2OM(C6Н5-NO2)=12*6+5*1+14*1+16*2=72+5+14+32=104+19=123г/мольn(C6H5-NH2)=m/M=123г/123г/соль=1 мольПо уравнению видно, что количество вещества нитробензола будет ровно количеству вещества фениламина (анилина)M(C6H5-NH2)=72+5+14+2=93 г/мольm(C6H5NH2)=n*M=93*1= 93 гМасса практическая дана в условии задачи, мы с вами рассчитали массу теоретическую .f= m практическая * 100/m теоретическую = 88*100/ 93=94,6%ответ:94,6%Критерии оценивания:
        Отметка «5»:
-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;
        Отметка «4»:
-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
        Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-  отсутствие ответа на задание.
Самостоятельная работа №15
Тема: Электронное строение атомов
Цель: Закрепить умение – составлять электронные графические формулы атомов химических элементов
Задание: Составить электронные и графические формулы для алюминия, кальция, брома.
Электронные конфигурации электронов в атоме можно изобразить не только в виде электронных формул, но и с помощью электронно-графических формул (энергетических, квантовых ячеек). Каждая ячейка обозначает орбиталь, стрелка – электрон, направление стрелки (вверх или вниз) показывает спин электрона, свободная клетка – свободная орбиталь, которую может занимать
электрон при возбуждении. Если в ячейке 2 электрона, такие электроны называются спаренными, если электрон 1 – неспаренный. Например:
6C 1s22s22p2

Орбитали заполняют следующим образом: сначала по одному электрону с одинаковыми спинами, а затем по второму электрону с противоположными спинами. Поскольку на 2p подуровне три орбитали с одинаковой энергией, то каждый из двух электронов занял по одной орбитали. Одна орбиталь осталась свободной.
Определение валентности элемента по электронно-графическим формулам
Валентность элемента можно определить по электронно-графическим формулам электронных конфигураций электронов в атоме. Рассмотрим два атома – азота и фосфора.
7N 1s22s22p3

Т.к. валентность элемента определяется числом неспаренных электронов, следовательно, валентность азота равна III. Поскольку у атома азота нет свободных орбиталей, для этого элемента невозможно возбужденное состояние. Однако III, не максимальная валентность азота, максимальная валентность азота V и определяется номером группы. Поэтому, следует запомнить, что с помощью электронно-графических формул не всегда можно определить высшую валентность, а также все валентности, характерные для этого элемента.
15P 1s22s22p63s23p3

В основном состоянии атом фосфора имеет 3 неспаренных электрона, следовательно, валентность фосфора равна III. Однако, в атоме фосфора имеются свободные d-орбитали, поэтому электроны, находящиеся на 2s – подуровне способны распариваться и занимать вакантные орбитали d-подуровня, т.е. переходить в возбужденное состояние.

Теперь атом фосфора имеет 5 неспаренных электронов, следовательно для фосфора характерна и валентность, равная V.
Критерии оценивания:
        Отметка «5»:
-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.
        Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.
        Отметка «2»:
-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
-  работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необ ходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Самостоятельная работа №16
Тема: Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ
Цель: Закрепить умение – давать характеристику химическому элементу по его положению в ПСХЭ
Задание:
Дать характеристику алюминию, кальцию, брому по плану:
1.Номер периода
2.Номер группы
3.Главная или побочная подгруппа
4.Формула высшего оксида
6.Формула летучего водородного соединения, если образует, какова его формула
7. Электронное строение атома, количество протонов, электронов, нейтронов
8.Графическая формула атома
9.Электронная формула атома
10.Химические свойства атома и его соединений (основные, кислотные, амфотерные)
Критерии оценивания:
Отметка «5»:
-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
-  работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необ ходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Самостоятельная работа №17
Тема: Значение периодического закона
Цель: Показать роль периодического закона для развития науки
Задание: Выполнить конспект с составлением плана
Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч.
Роль преподавателя:
•        усилить мотивацию к выполнению задания подбороминтересной темы;
•        консультирование при затруднениях.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развёрнутые обороты текста болеелаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценивания:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
Самостоятельная работа№ 18
Тема: Дисперсные системы
Цель: Углубить знания студентов о дисперсных системах, их роли в природе
Задание: Составить презентацию в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPointОбщие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка:
8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы. «Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Практическая работа №19
Тема: Теория химического строения органических соединений
Цель: Закрепить умения составлять структурные формулы изомеров и гомологов органических соединений
Задание:
1.Напишите структурные формулы следующих веществ:
а)2,3-диметилпентан; З-метил-З-этилпентан; 2,4-диметил-3,3- диэтилпентан;
б) 3-метилгептан; 2,2-диметилгептан; 2,4-диметилгексан;
в) 2,2-диметилгептан; 2,2,3,3-тетраметилбутан; 2-метил гексан;
г)2-метилпропан; 3,3-диметилгексщг; 2,3,5-триметилгексан;
д) 2,5,6-триметилоктан; 2-метилгексан; 3-этилгексан;
е) 2,3-диметилбутан; 2,3,4-триметилпентан; 2,2-диметил-З-этилоктан.
2.Назовите по систематической номенклатуре вещества, формулы которых приведены ниже:
СН3
|
а) СН3-СН-СН3 в) СН3-С-СН2-СН3
| |
СН3 СН3
б) СН3-СН-СН-СН3 г) СН2-СН-СН2-СН2-СН3
| | |
СН3 СН3 СН3-СН3
Критерии оценивания:
Отметка «5»:
-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
-  работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необ ходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Самостоятельная работа №20
Тема: Полимеры
Цель: Углубить знания студентов о классификации полимеров, их применение в народном хозяйстве
Задание: Составить презентацию в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка:
8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
4.Лист учета знаний
Ф.И.студента Самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 5. Вывод 
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, подготовленные ответы на вопросы, написанные конспекты, доклады, рефераты.
    Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
6.Список основной литературы:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Учебник «Химия», Москва, «Академия», 2011 г.
2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н Учебник « Химия 10 класс».Москва Дрофа 2008 год
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. учебник «Химия 11 класс». Москва Дрофа 2008 год
4. Габриелян О.С «Химия для преподавателя», учебно-методическое пособие,
Москва, Академия,2009.
5. Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии 10 и 11 класс»,
Москва, Академия,2008.
6. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. «Химия для преподавателя: методическое пособие», Москва, Академия, 2007
7. Габриелян О.С. «Практикум по общей, неорганической и органической химии» учебное пособие, Москва, Академия, 2007.
Интернет-ресурсы:
http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ -  Органическая химия - учебник для средней школы.  В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных
http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы
7.Приложения:
Названия неразветвленных алкановЗначение n в формулеCnH2n+2 Название вещества Молекулярная формула
1 Метан СН42 Этан С2Н6
3 Пропан С3Н8
4 Бутан С4Н10
5 Пентан С5Н12
6 ГексанС6Н14
7 Гептан С7Н16
8 Октан С8Н18
9 НонанС9Н20
10 Декан С10Н22

Электронные формулы атомов химических элементов(слои расположены в порядке заполнения подуровней) 
№ эл-та химическийзнак Названиеэлемента Электронная формула
1 H водород 1s 1
2 Heгелий 1s 2
II период
3 Liлитий 1s 22s 1
4 Beбериллий 1s 22s 2
5 B бор 1s 22s 22p 1
6 C углерод 1s 22s 22p 2
7 N азот 1s 22s 22p 3
8 O кислород 1s 22s 22p 4
9 F фтор 1s 22s 22p 5
10 Neнеон 1s 22s 22p 6
III период
11 Naнатрий 1s 22s 22p 63s 1
12 Mgмагний 1s 22s 22p 63s 2
13 Alалюминий 1s 22s 22p 63s 23p1
14 Siкремний 1s 22s 22p 63s 23p2
15 P фосфор 1s 22s 22p 63s 23p3
16 S сера 1s 22s 22p 63s 23p4
17 Clхлор 1s 22s 22p 63s 23p5
18 Arаргон 1s 22s 22p 63s 23p6
IV период
19 K калий 1s 22s 22p 63s 23p64s 1
20 Caкальций 1s 22s 22p 63s 23p64s 2
21 Scскандий 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d1
22 Tiтитан 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d2
23 V ванадий 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d3
24 Crхром 1s 22s 22p 63s 23p64s 13d5
25 Mnмарганец 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d5
26 Feжелезо 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d6
27 Coкобальт 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d7
28 Niникель 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d8
29 Cuмедь 1s 22s 22p 63s 23p64s 13d10
30 Znцинк 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d10
31 Gaгаллий 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d104p1
32 Geгерманий 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d104p2
33 Asмышьяк 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d104p3
34 Seселен 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d104p4
35 Brбром 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d104p5
36 Krкриптон 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d104p6
Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации
Работа с книгой
 
Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения.
Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой.
Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, Вы должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой и интернетом, чтобы быстро найти нужную информацию.
       Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.
      Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
      В чем заключается самостоятельная работа студента при работе над источником информации? Ответ очевиден - работать самостоятельно - значит читать рекомендованную литературу и источники и делать записи прочитанного с целью подготовиться к ответам на вопросы семинара, углубить свой знания дисциплине, подготовить реферат, доклад, курсовую работу  по той или иной теме курса.
Для поиска специальной научной литературы следует использовать:
— предметные и систематические каталоги библиотек;
— библиографические указатели “Новая литература по специальным и гуманитарным наукам”;
— библиографические указатели “Книжная летопись” и “Летопись журнальных статей”;
— реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;
— указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.
  
Чтение текста
Общепринятые правила чтения таковы:
 
1.     Текст необходимо читать внимательно - т.е. возвращаться к непонятным местам.
2.     Текст необходимо читать тщательно - т.е. ничего не пропускать.
3.     Текст необходимо читать сосредоточенно - т.е. думать о том, что вы читаете.
4.     Текст необходимо читать до логического конца -  абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д.
           Рекомендованную литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов, продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления. 
 
 
 
Работа с Интернет ресурсами
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
-представляет ли она факты или является мнением?
-если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
-подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Оформление Интернет-информации:
 Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Например:
1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480.
Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет-источники. Это вторичная информация, уже переработанная кем-то до вас.