Урок биологии Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.


Тема урока: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»
Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы.
Задачи урока:
Образовательная:
углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.
сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.
Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
Воспитательная:
Разъяснить обучающимся, что важнейший признак клетки – способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.
Развивающая:
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: Репродуктивный, частично - поисковый
Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с таблицей в тетрадях, работа у интерактивной доски.
Средства обучения: интерактивная доска, слайды презентации, флэш – ролики из коллекции ЦОР, печатные таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение клетки бактерии», учебник Биология. Общая биология 10 – 11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.; Уроки биологии в 10 – 11 классе А.В. Пименов (Развернутое планирование).
Ход урока
Оргмомент.
Тема урока. Целеполагание. Задачи урока (слайды 1,2,3)
Деятельность учителя.
Актуализация знаний по теме: «Клеточная теория»
(слайды 4,5,6)
Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки (слайд 7,8,9,10). На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки. (слайд 2).
Деятельность учащихся.
Слушают, записывают цель в тетрадях.
Изучение и закрепление нового материала.
Деятельность учителя. Обращает внимание обучающихся на магнитную доску.
(на магнитной доске вывешены таблички с терминами, к которым будем обращаться в течение урока.)
Деятельность учащихся с таблицей в тетрадях:
Строение и функции органоидов клетки
Органоиды Строение органоидов
(рисунок) Функции
Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Обратите внимание на слайды «Строение растительной и животной клетки» - (слайд 8) , «Строение растительной клетки» - (слайд 11) и «Строение животной клетки» - (слайд 12), «Строение прокариотической клетки» - (слайд 13).
Выполните задание №1: Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В таблице выполните это задание.
- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?
- Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану и ядро.
- Отметьте в задании №2 мембрану и ядро клетки. Данное задание выполнить у интерактивной доски. (на схеме «Клетка» - сделать надписи слайд -15).
- Один ученый – биолог сказал, что после того как появилась мембрана…… из бульона выварившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению? (ответы учащихся)
Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций. Используя учебник на странице 55, заполните графу в таблице – функции наружной клеточной мембраны.
- Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня и по ходу рассказа заполните графу в таблице – строение наружной клеточной мембраны.
- Рассматривание слайда – Строение клеточной мембраны – слайды 16,17,18)Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным хвостом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности (периферические), частично погружены (полупогруженные – полуинтегральные) и пронизывающие мембрану – интегральные, образующие каналы. В связи с белками могут находиться углеводы.
- Давайте проверим, что записали?
- Выполните задание №3 на интерактивной доске на схеме, – какие белки отмечены цифрами? (слайд 16)
- Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану. Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (СО2, О2).
К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Сl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам, формирующим поры.
Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ - K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы К+, а поступают ионы Na+.
- Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз. Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза. (демонстрация флеш – ролика «Экзоцитоз» и «Пиноцитоз» из ЦОР).
- Переходим к рассмотрению строения ядра клетки (слайды – схема ядра – 30, 31, 32).
Ядро – важнейшая структура в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра.
В таблицу запишите следующие функции ядра. (слайд – 30 строение ядра).
- Внимательно слушая флэш ролик и мой рассказ, заполните графу о строении ядра и ядрышка в таблице.
Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой.
Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС (слайд 30 ). В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы.
Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержатся ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованы петлями нитей ДНК участвующих в синтезе р-РНК.
- Посмотрите внимательно еще раз на схему строения ядра (слайд 31) и выполните задание – воспроизвести надписи на рисунке на интерактивной доске.
- (слайд – 33 Внутреннее строение ядра) В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связаны центромерой.
- Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом.
- Посмотрите на (слайд 39) и ответьте на вопрос? Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны?
- Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно.
- Особенности кариотипа:
В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом
Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома от отцовского организма другая из материнского).
- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом - называются соматическими, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называются гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках.
4. Закрепление изученного материала. Работа на интерактивной доске со слайдами (слайды 44,45,46)
5. В рубрике «Проверь себя» - Выполните тест (слайд 47,48,49)
6. Домашнее задание: Изучить параграф 14, вопросы к параграфу, записи в тетради, таблица «Строение и функции органоидов клетки».