Урок по теме Класс Паукообразные.


Тема: Класс Паукообразные.
Класс: 7 класс
Цель: познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом.
Задачи: Образовательные:
Дать представление об особенностях внешнего и внутреннего строения Паукообразных.
Сформировать основные понятия: хелицеры, педипальпы, внекишечное пищеварение, мальпигиевы сосуды, трахеи, легочные мешки.
Дать представление об отрядах входящих в класс Паукообразные (отряд Пауки, отряд Скорпионы, отряд Клещи, отряд Сенокосцы).
Познакомить с разнообразием представителей класса Паукообразные.
Показать значение Паукообразных в природе и жизни человека.
Указать ядовитых и опасных для человека представителей класса Паукообразные.
Воспитательные:
Продолжить работу по формированию биологической культуры учащихся, через изучение нового материала.
Формирование ответственного и бережного отношения к природе, через осознание значения Паукообразных в природе и жизни человека.
Развивающие:
Продолжить работу по развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Продолжить работу по формированию научного мировоззрения, через овладение новыми знаниями и умениями.
Обучить правилам и мерам предосторожности в обращении с некоторыми представителями класса Паукообразные (например Клещи и Каракурты).
Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации
Оборудование:
Учебник биология 7 класс В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко.
Презентация «Класс Паукообразные»
Метод: рассказ, беседа с использованием Презентации и наглядных пособий, объяснительно-иллюстративный.
Форма: урок
Средства: презентация «Класс Паукообразные», подборка видеоматериала
Использованная литература:
Биология поурочные планы по учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Учебник биология 7 класс В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
Учебник биология 7 класс В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Общая методика обучения биологии И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова.

Ход урока:
I. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, и начнём наш урок с хорошим настроением.
II. Проверка домашнего задания.
Сначала проверим домашнее задание.
Тест «Класс Ракообразные».
Ответы:
1 вариант – А1-4; А2 -2; А3 -1; А4-2; В1 – гемолимфа; В2 – с помощью «жерновков»; С1 – при помощи ходильных ног, при помощи хвостового плавника задом наперед.
2 вариант – А1 -2; А2 -3; А3 -2; А4 -1; В1 –фасетка; В2 –пара зелёных желёз; С1 –откладка яиц – зимой, а молодые рачки появляются весной.
Проверяем работы и выставляем оценки в оценочном листе.
III.Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок я хочу начать с одной древнегреческой легенды.
В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинства и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Вот такая легенда!
Слайд 1, 2
Раздосадованная богиня превратила соперницу
- Как вы думаете, что же произошло с девушкой?
в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века. Слайд 3
От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд 4
- А цель? Слайд 5
- Какие задачи стоят перед нами? Слайд 6
- Как называется наука о пауках? (Арахнология) Слайд 7
-Запишите число и тему урока.
- Запишите название науки о пауках.
Прослушаем сообщение о том, когда появились паукообразные.
Сообщение.
Паукообразные появились на Земле около 400 млн. лет назад, они были одними из первых наземных животных. Всего известно около 30 000 видов пауков. Длина их туловища составляет от 0,1 до 20 см. Встречаются пауки практически на всех обитаемых широтах и высотных отметках: их находили на склонах Эвереста в 6700 м над уровнем моря и ловили (молодь) в 600 м от поверхности земли. Некоторые виды живут в воде.
- А кого вы знаете из представителей этого класса?
- Что вы о них знаете?
Обсудите в паре: Что бы вы хотели узнать об этих животных?
- Давайте сформулируем вопросы, над которыми будем работать на нашем сегодняшнем уроке. (Строение, образ жизни, приспособление к среде обитания, многообразие, роль в природе и жизни человека)
План урока: Слайд 8
1.Появление паукообразных на Земле.
2.Образ жизни.
3.Внешнее строение.
4.Внутреннее строение.
5.Многообразие.
Роль в природе и жизни человека.
Видео. Внешнее строение паука. Слайд 9.
- Чем характерен покров тела паука - крестовика? (волоски выполняют осязательную функцию)
- Сколько ног имеет паук?
- Из каких частей состоит тело паука?
- Какие органы расположены на головогруди?
(8 ног,2 отдела тела — головогрудь и брюшко
На головогруди находятся глаза, ноги, ротовые придатки: хелицеры и педипальпы, гребенчатые коготки, расположенные на задних ногах). (На нижней стороне брюшка расположены паутинные железы, при помощи которых устраивают ловчие сети)
- Для чего нужна пауку паутина?
А еще для чего нужна? (для строительства ловчей сети, для укрепления стенок своих убежищ, для изготовления коконов для яиц)
Слайд 10.
Рассмотрев внешнее строение паука, предлагаю познакомиться с внутренним строением.
- Какие системы органов вы знаете?
Работа в группах. Используя дополнительный материал, текст учебника п. 25 стр 120, выявите особенности внутреннего строения паука-крестовика и заполните таблицу.
Системы органов паукообразных Особенности строения
Дополнительный материал.
Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.
Какое –нибудь насекомое попадает в паутину и паук стремительно направляется к жертве и вонзает в нее коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.
Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер. Пауки дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями. Выделительная система состоит из пары коксальных желез в головогруди и мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник. Нервная система состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный – «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски. Половые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания брюшка. Оплодотворение у пауков – весьма сложный процесс. После спаривания самка часто съедает самца. Яйца откладываются в паутинном коконе, который самка носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, например к растению. У некоторых пауков, включая упоминавшийся выше вид Argiope aurantia, эти коконы хорошо заметны на деревьях, особенно зимой после опадения листьев. Вылупившиеся из яиц паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху, прикрепившись к летучим паутинкам
Самки паукообразных носят яйца и молодь на себе. У пауков самки охраняют кокон и ухаживают за ним, а иногда носят его с собой в хелицерах или прикрепив к паутинным бородавкам. У некоторых пауков мать носит на себе  паучат, вышедших из кокона. А у некоторых — еще и кормит их убитой добыче.
IV.Физминутка.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить
3 - 4 раза.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
V. Продолжение работы по новому материалу
Заслушаем отчет по вашей работе.
-Мы рассмотрели внешнее и внутреннее строение пауки и его приспособление к среде обитания.
Переходим к следующему вопросу.
Предлагаю познакомиться с представителями класса Паукообразные.
Сенокосцы (сообщение, презентация).
1.Как еще называют сенокосцев? («ложнопауками»)
2.Как отличить сенокосца от паука? (по строению брюшка, оно у него расчленено)
3.Почему он не плетет паутину? (нет паутинных бородавок)
Древние паукообразные - скорпионы (сообщение, презентация)
Где встречаются скорпионы?
Каковы особенности строения тела скорпионов?
На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком. Для чего скорпионы используют его?
Самую большую группу паукообразных составляют клещи (сообщение, презентация).
Каковы особенности тела клещей?
Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес  агрономы, врачи и  ветеринары?
В чем заключается первая помощь при укусе таежным клещом?
Чем опасен чесоточный клещ?
Мы подошли к последнему вопросу нашего урока.
- Какова роль паукообразных в природе и жизни человека?Значение паукообразных в природе и жизни человека. (сообщение)
– Они являются пищей для птиц.
– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
VI.Закрепление
Выберите верное утверждение.
Вариант 1
1.Глаза у паукообразных сложные.
2. Органы дыхания у паукообразных – легкие и жабры.
3. К паразитическим формам паукообразных относятся скорпионы.
4. . Большинство паукообразных откладывают яйца в коконе.
5.  Пауки имеют ядовитые железы.
6.. Пауки имеют членистое брюшко.
7.Клещи являются переносчиками вирусов, вызывающих заболевания таёжный энцефалит, чесотку.
Вариант 2
1. Тело паукообразных разделено на три отдела.
2. Паукообразные дышат только с помощью трахей.
3. У паукообразных появляются легкие.
4. Считается, что развитие трахей связано с видоизменением брюшных жаберных конечностей.
5.. Выделительная система у паукообразных представлена в основном ветвящимися мальпигиевыми сосудами – трубчатыми канальцами – слепыми выростами кишечник
6. Чесоточные клещи легко передаются от человека к человеку.
7. Для пауков характерно внутрикишечное пищеварение.
Сравните ваши ответы со шкалой верных ответов, поставьте себе оценку.
Ответы: 1 вариант – 4, 5, 6, 7
2 вариант – 3, 5, 6, 7.
VI. Подведение итогов урока.
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- Что вы о них запомнили?
- Как вы думаете, нужны ли паукообразные на Земле?
- Вернемся к началу урока. Слайд 8
- На все ли вопросы мы ответили? Выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Предлагаю ответить на вопросы
сегодня я узнал……
я выполнял задания…
я понял, что…
я научился…
VIII. Домашнее задание. Слайд 11.
Целью домашнего задания является выполнение заданий
п. 25, ответить на вопросы в конце параграфа, составить 3 -5 вопросов по содержанию темы. Творческое задание: составить кроссворд из 10 слов по теме «Класс Паукообразные».Приложение 1
Ответы:
1 вариант
А1-4; А2 -2; А3 -1; А4-2; 0,5б
В1 – гемолимфа; 1б
В2 – с помощью «жерновков»; 1б
С1 – при помощи ходильных ног, при помощи хвостового плавника задом наперед. 1б
Ответы:
2 вариант
А1 -2; А2 -3; А3 -2; А4 -1; 0,5б
В1 –фасетка; 1б
В2 –пара зелёных желёз; 1б
С1 –откладка яиц – зимой, а молодые рачки появляются весной. 1б
Ответы:
1 вариант
А1-4; А2 -2; А3 -1; А4-2; 0,5б
В1 – гемолимфа; 1б
В2 – с помощью «жерновков»; 1б
С1 – при помощи ходильных ног, при помощи хвостового плавника задом наперед. 1б
Ответы:
2 вариант
А1 -2; А2 -3; А3 -2; А4 -1; 0,5б
В1 –фасетка; 1б
В2 –пара зелёных желёз; 1б
С1 –откладка яиц – зимой, а молодые рачки появляются весной. 1б
Ответы:
1 вариант
А1-4; А2 -2; А3 -1; А4-2; 0,5б
В1 – гемолимфа; 1б
В2 – с помощью «жерновков»; 1б
С1 – при помощи ходильных ног, при помощи хвостового плавника задом наперед. 1б
Ответы:
2 вариант
А1 -2; А2 -3; А3 -2; А4 -1; 0,5б
В1 –фасетка; 1б
В2 –пара зелёных желёз; 1б
С1 –откладка яиц – зимой, а молодые рачки появляются весной. 1б
Приложение 2
Вариант 1
1.Глаза у паукообразных сложные.
2. Органы дыхания у паукообразных – легкие и жабры.
3. К паразитическим формам паукообразных относятся скорпионы.
4. . Большинство паукообразных откладывают яйца в коконе.
5.  Пауки имеют ядовитые железы.
6. Пауки имеют членистое брюшко.
7.Клещи являются переносчиками вирусов, вызывающих заболевания таёжный энцефалит, чесотку.
Вариант 2
1. Тело паукообразных разделено на три отдела.
2. Паукообразные дышат только с помощью трахей.
3. У паукообразных появляются легкие.
4. Считается, что развитие трахей связано с видоизменением брюшных жаберных конечностей.
5. Выделительная система у паукообразных представлена в основном ветвящимися мальпигиевыми сосудами – трубчатыми канальцами – слепыми выростами кишечник.
6. Чесоточные клещи легко передаются от человека к человеку.
7. Для пауков характерно внутрикишечное пищеварение.
Ответы: 1 вариант – 4, 5, 6, 7
2 вариант – 3, 5, 6, 7.