Открытый урок по теме: «Класс Паукообразные»

Урок по теме: « Класс Паукообразные».
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная:
- Изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.
- Раскрыть роль паукообразных в природе и практическое значение для человека
Развивающая:
Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения паукообразных в связи со средой их обитания.
Воспитательная:
Воспитывать любовь ко всему живому через раскрытие роли пауков в природе и жизни человека.
Методы и методические приемы: беседа, рассказ, просмотр видеофрагмента, эвристическая беседа, демонстрация изобразительных пособий, применение знаний на практике.
Оборудование: таблица «Тип Членистоногие». рис. учебника, видеофрагмент «Класс
Паукообразные»
Основные понятия темы: хелицеры, педипальпы, паутина, кокон.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка д/з - работа с перфокартами.
1. Их тело состоит из головы, груди и брюшка.
2. Они являются предками моллюсков.
3. Они питаются растительной пищей, поэтому в глотке для ее перетирания имеется терка.
4. Наружный скелет их тела образует хитин.
5. Представители этого класса имеют 19 пар конечностей, свободно расположенных по отношению к телу.
б. Конечности у данных животных представляют кожные выросты, называемые параподиями.
7. Кровеносная система у животных этого типа замкнутая.
8. Этот тип насчитывает более 1,5 млн. видов животных.
9. Туловище животных этого типа окружено кожной складкой мантией.
10. Органами дыхания этих животных могут быть легкие, жабры и трахеи.
Ответы с обратной стороны доски:

Тип Кольчатые черви
Тип Моллюски
Тип Членистоногие

1.


+

2.
+



3.

+


4.


+

5.


+

6.
+



7.
+



8.


+

9.

+


10.


+

Оценки по итогам взаимоконтроля:
0 шибок «5»
1-2 ошибки «4»
3-4 ошибки «3»
5 и более ошибок «2»
III. Актуализация опорных знаний
Ребята. сегодня на уроке нам предстоит познакомится с еще одним классом типа Членистоногие это класс Паукообразные. Эти животные вам хорошо знакомы, но обычно не вызывают у вас большого интереса, скорее пренебрежение.
Но может быть кто-то из вас наблюдал за науками или может нас познакомить с интересными фактами из жизни этих животных?
рассказ учащихся об интересных фактах из жизни пауков)
IV. Изучение нового материала
Действительно, пауки достаточно интересные животные, но что же знает о них наука? (просмотр видеофрагмента Класс Паукообразные
Этот класс объединяет свыше 36 тыс, видов и состоит из трех отрядов: Скорпионы, Науки и Клещи. Паукообразные среди членистоногих первыми вышли на сушу и в процессе приспособления к наземным условиям разделились па множество разнообразных форм. Что же характерно для представителей этой группы животных ?
1. тело разделено на головогрудь и нечленистое брюшко;
2. превращение первой пары конечностей головогруди в орудия для размельчения и раздавливания пищи (хелицеры с ядовитыми железами). а вторая - педипальпы, служащие для захвата и удержания добычи. Паукообразные имеют четыре пары ходильных конечностей и дышат легкими или с помощью трахей.
3. На брюшке расположены паутинные бородавки видоизмененные брюшные конечности, в которых открываются протоки паутинных желез, образующих паутину.
Паутина достаточно прочный, затвердевающий на воздухе секрет
паутинных желез.
V. Создание проблемной ситуации
Сейчас вы, ребята, увидели, что пауки весьма разнообразны, по внешнему строению очень схожи с ракообразными. Но тем не менее во многих фильмах науки и другие паукообразные, являются олицетворением чего-то враждебного страшного по отношению к человеку и, как правило, достигают больших размеров. На самом деле размеры самого большого наука достигают лишь 10 см.
Почему же пауки не могут достигать больших размеров?
VI. Решение проблемы
Конечно же, из-за особенностей своего строения. А в чем же эти
Сейчас я вам предлагаю ответить на этот вопрос, работая с учебником со стр. 152 -153 в парах
- внешнее строение
- нервная система и органы чувств
- органы дыхания
- пищеварительная система
- размножение и развитие
- выделительная система
Формулировка выводов по рассматриваемому вопросу:
1. Хитин, образующий наружный скелет паукообразных, достаточно прочный, содержит много белка и солей кальция, но на его образование, в связи с периодической линькой, животное затрачивает огромное количество энергии, гораздо больше, чем на процессы жизнедеятельности. Скелет конечностей образован полыми трубочками, поэтому не могут удерживать тело большой массы
Давайте это продемонстрируем наглядно (на свернутую в трубочку бумагу кладем груз разной массы)
2. Увеличение размеров животных требует более сложного устройства нервной системы. Брюшная нервная цепочка не позволяет в полной мере регулировать работу всех органов
в организме животного.
3. дыхательная система представлена трахеями, по которым кислород диффузно поступает к тканям. Но диффузии газов может происходить только на близкие расстояния.
4. Кровеносная система незамкнутая, что не позволяет поддерживать высокий уровень обмена веществ.
5. Пищеварение внеполостное. Следовательно, увеличение размеров тела привело бы к увеличению потребности в пище и внеполостное пищеварение оказалось бы неэффективным.
б. Выделительная система представлена трубчатыми канальцами, являющимися слепыми выростами кишки. Поэтому при достаточно активном образе жизни науки не смогли бы иметь высокий уровень обмена веществ.
7. Пауки вынашивают яйца в специальных защитных образованиях коконах, на устройство которых затрачивается огромное количество энергии.
VII. Закрепление изученного материала
Люди считают пауков неприятными, враждебными и даже опасными животными, но ученые придерживаются другой точки зрения. Почему ? (сообщение учащихся)
Реальную опасность для человека представляют не пауки, а клещи, которые являются распространителями клещевого энцефалита.
VIII. Подведение итогов и выставление оценок
IХ. Д/З стр. 152-157, в тетрадях написать меры по профилактике клещевого энцефалита.

15