Исторические источники и тексты с заданиями


Исторические источники и тексты с заданиями.
Методические рекомендации.
Работа с историческими источниками, текстами является очень важным видом обучения истории. При обращении учащихся к историческим текстам вырабатывается целый ряд содержательных умений и навыков. Работа с источниками начинается уже в 5 классе, затем ученикам дают более сложные задания, тексты. Школьники не только совершенствуют свое умение извлекать из исторических текстов новые знания, но и приобретают умение сопоставлять разные сведения об одном и том же событии, определять классовые позиции авторов текстов. Анализ фактов, взятых из текста, сначала просто позволяет описывать события, затем позволяет выделять существенные признаки явлений. При работе с историческими текстами у учеников развивается умение самостоятельно формулировать выводы, конкретизировать их примерами, оценивать исторические факты. Задания с историческими источниками можно применять как на уроке, так и на внеклассных мероприятиях, на школьных олимпиадах, в конкурсных программах. Работа над текстами – рассказами с историческими ошибками, как правило, очень увлекает ребят, делает изучение истории занимательным процессом.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
«Повесть временных лет» Текст (отрывки)
Расселение славян. Так начнем повесть сию. Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне эти ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.
Иные славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»
Вопросы и задания:
Найдите в тексте названия славянских племенных союзов.
Где расселились славяне, почему имели такие названия?
ДРЕВНИЙ МИР
Текст с ошибками «Древние греки»
Благодаря очень хорошим, плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало, поэтому его в больших количествах привозили из других стран.
Солон провел мудрую реформу. Он приказал отпустить на волю всех рабов. С этого времени рабов в Афинах больше не стало.
Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы всегда любовались ее крепостными стенами, огромным театром, парками с прекрасными статуями, роскошными, богато украшенными особняками знатных горожан. Спартанские юноши отличались грамотностью. Они писали без единой ошибки, очень много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех других греков. Илоты, коренные жители Спарты, были равноправными гражданами государства, занимались в основном торговлей и ремеслом, которые также процветали здесь.
Ошибки:
Почвы в Аттике были не плодородными, здесь не выращивали хлеб.
Афиняне выращивали сами оливки и виноград, поэтому, наоборот, возили вино и масло в другие страны.
Солон не отменял рабство в Афинах, Он приказал дать свободу своим землякам, чужестранцы же остались рабами.
В Спарте осуждались богатство и роскошь, украшения.
Спартанцы не строили театров, не ставили статуй, их основным занятием было совершенствование боевого искусства и война.
Иноземцы очень редко допускались в Спарту.
Спартанцы были малограмотными, важными считали физические упражнения.
Илоты – бесправное население Спарты, которое занималось в основном земледелием.
Торговля и ремесло не были развиты в спарте.