поурочный план по истории 5 класса Исторические источники


Тема: Исторические источники.
Дата: __________________
Цель: Выяснить, что включают в себя основы исторических источников;
Формировать умение аналитического мышления;
Воспитывать уважение к истории своей страны.
Иметь: знания об основах исторических источников.
Уметь: анализировать новый материал, сопоставлять, делать выводы.
Тип/вид урока: комбинированный/традиционный
Место в системе уроков: параграф 2, с.7-10
Оборудование: тетрадь, учебник
Понятия: исторический источник, устный источник, письменный источник, археологический источник, этнографический источник, антропологический источник, этнографы, фольклор, фольклористы, антропологи, нумизматика, геральдика, антропология, топонимика. Ход урока
Орг. момент
Опрос д/з
Пересказ параграфа – 4 ученика
а) раскрыть понятие история.
б) расскажите о формировании и развитии истории.
в) зачем нужно изучать историю?
г) что вы можете рассказать об истории Казахстана как части всемирной истории.
Проверить в тетрадях д/з (выборочно) – 5 учеников
Карточки – 3 ученика
Отец истории Годы жизни Его труд Кратко написать о том, что говорится в труде
Геродот 484-425 гг. до н.э. «История» Описал историю Запада
Сыма Цянь145-86 гг. до н.э. «Исторические записки» («Ши цзи») Собрал и систематизировал все древние сказания о Китае и отобразил историю своей страны
Рашид ад-Дин1247-1318 гг. «Жами ат-тауарих» («Сборник исторических повествований») Об основателях Великой степи Алаша Хане и Уыз хане.
Подготовка к восприятию
Изучение нового материала
Как же мы узнаем о том, как жили люди в далеком прошлом? Все сведения мы берем из источников, исторических источников.
Исторический источник – это всё то, что может дать какую-либо информацию о прошлом: вещи, предметы, одежда, жилища, а также письменные сведения, оставленные нашими предками.
Исторические источники бывают:
Устными
Письменными
Археологическими
Этнографическими
Антропологическими
Устные источники:
Исторические легенды и шежире (родословные, летописи);
Мифы и предания;
Народные песни и эпосы;
Героические сказки, пословицы – поговорки, загадки, слова назидания;
Обрядовые песни (шаманские заклинания, айтыс, детский фольклор).
Фольклористы – это собиратели устного народного творчества.
Фольклор – народное творчество.
Этнографы – исследователи обычаев и истории возникновения народов.
Письменные источники:
Законы и указы царей и правителей;
Государственные и торговые документы;
Записи летописцев и историков разных времен;
Различные литературные произведения.
Археологические источники – это вещи, сделанные руками древнего человека, и найденные в ходе проведения раскопок:
Орудия труда
Оружие
Украшения
Посуда
Жилища
Захоронения.
Этнографические источники – это легенды, шежире, предметы быта (одежда, жилище и кров, традиции и обычаи). Через этнографические сведения мы узнаем о свойственных каждому народу праздниках, традициях и обычаях, его быте, мировоззрении, происхождении.
Антропологический источник – это костяные останки захороненных людей.
Антропологи – учение, которые в результате исследования костных останков захороненного человека выясняют историю народа или племени, связи с другими племенами, а также телосложение и внешний облик человека.
Антропология – это наука о происхождении и развитии строения человека. В истории помогает восстановить внешний облик и физический тип человека посредством изучения костных останков, скелета.
Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монет, денежных знаков, монетных печатей, денежных документов, а также историю денежного обращения.
Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы и отличительные знаки.
Топонимика – наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Систематизация и закрепление
Назовите виды исторических источников.
Что относиться к письменным историческим источникам?
Что мы относим к археологическим и этнографическим источникам?
6. Домашнее задание
Параграф 2, с.7-10 читать, пересказывать
Сделать презентацию по этой теме