ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАБИНЕТА МУЗЫКИ КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАБИНЕТА МУЗЫКИ КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.
USE OF MUSIC ROOM AS CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL SPACE FOR STUDENTS WITH DISABILITIES.Белова Елена Львовна
учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», lenalvovna1@mail.ru, Березники, Россия Belova Elena Lvovna the music teacher of the highest qualification category Municipal budget educational institution "School №7 for students with disabilities", lenalvovna1@mail.ru, Berezniki, Russia,
Аннотация: В статье рассматривается коррекционно-развивающая среда кабинета музыки, его использование для работы с детьми с ОВЗ, в соответствии с ФГОС . в условиях образовательного пространства школы №7 для обучающихся воспитанников с ОВЗ, г.Березники, Пермского края. Представлен опыт работы учителя музыки по данной теме.
Abstract: the article discusses remedial and developmental environment of the music room, its use for work with children with disabilities, in accordance with Federal State Educational Standards .in the conditions of educational space of the school №7 for students pupils with disabilities, Berezniki, Perm region. Presents the experience of music teachers on this topic.Ключевые слова: кабинет музыки, коррекционно-развивающая среда, учитель музыки, культурно-социальное воспитание. Keywords: music classroom, special developing environment, music teacher, cultural and social education.Тема аномального детства является одной из актуальных проблем современного мира и коррекционной школы в частности. Как бы быстро не развивались современные технологии, не разрабатывались новейшие программы, ежедневно совершенствовались методы и формы организации обучения, необходимо учитывать реальные возможности учащихся с ОВЗ и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Именно сегодня, когда школа для обучающихся с ОВЗ получила возможность работать по новым стандартам, строить учебный процесс в соответствии государственных требований к образованию (ФГОС), разрабатывать индивидуальные программы и осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику я хочу рассказать об условиях , в которых проходят уроки музыки в школе №7 для обучающихся воспитанников с ОВЗ города Березники. Коррекционно- развивающее пространство и коррекционно- развивающую среду в нашем образовательном учреждении мы давно и целенаправленно совершенствуем. Огромное внимание уделяется оснащению и оборудованию кабинетов. Кабинеты участвуют в городском смотре- конкурсе . Кабинет логопеда, дефектолога и конечно, кабинет музыки уже на протяжении многих лет носит звание «Образцовый». В кабинете музыки созданы все условия для работы и отдыха учащихся. Сделан ремонт: интерьер выдержан в спокойных бежевых тонах, удобная мебель, ограниченное количество предметов, не отвлекающее внимание учащихся. Кабинет оснащен всевозможными техническими средствами обучения и музыкально - дидактическими пособиями. Пространство кабинета разделено на зоны: рабочее место учителя, рабочее место учащихся, зона технических средств обучения, учебно-информационная зона, зона отдыха. Со стороны учителя музыки, администрации школы и врача ведется контроль за проветриванием, влажностью, освещением и чистотой кабинета.
Огромный пласт музыкальной деятельности детей приходится на внеурочное время. В кабинете музыки осуществляется мною программа общекультурного направления, которая позволяет детям расширить свои знания в области культуры, обучающиеся имеют возможность «отдохнуть» после уроков: попеть в караоке, поиграть на любимых инструментах, разучить интересную песню, или просто послушать красивую музыку. Для этого в кабинете есть телевизор, интерактивная доска, домашний кинотеатр, микрофоны и музыкальный центр. Можно рассказать о визуальных средствах обучения в кабинете музыки: стенды"Композиторы", "Музыкальный календарь" и "Музей музыкальных инструментов". Собрана коллекция кукол "Ложкин дом", детских музыкальных инструментов, на которых дети могут поиграть индивидуально или все вместе. Нельзя переоценить и тот факт ,что к различным дидактическим материалам, дети могут подойти сами и взять все, что нужно к данному виду деятельности: песенники, игры, раздаточный материал, музыкальные инструменты, кукольный театр (здоровьесбережение). Я радуюсь тому, что когда дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу моего кабинета, они очень быстро привыкают и адаптируются: чувствуют себя свободно, спокойно, уверенно ориентируются в пространстве. Но чтобы кабинет выглядел достойно, каждый ребенок четко знает правила поведения в кабинете музыки и неукоснительно их соблюдает. Этим правилам я учу детей с первого посещения моего кабинета, что тоже имеет свои результаты: дети приучены бережно относиться к убранству кабинета : ничего не ломать и не брать без разрешения.Большое внимание я уделяю воспитанию культуры обучающихся. Каждый ребенок подготовлен к посещению различных школьных и городских мероприятий. Мною составлены правила поведения слушателей и исполнителей, которые повторяются от урока к уроку и проговариваются перед каждым посещением концерта или спектакля.М. Монтессори говорила, что, культура- всеобщий акцент, способный объединить разум всех людей в одну гармонию. Именно гармония дает детям уверенность в себе: я все смогу, у меня все получится. С этой психологической ступени начинается путь в страну детского творчества. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его здоровье. Творческий процесс исцеляет!Итогом творческой работы учителя музыки в школе могут служить массовые общешкольные мероприятия: праздники, конкурсы песен, концерты для родителей, фольклорные праздники, музыкальные викторины. Много лет подряд в школе работает музыкальная гостиная, клуб для родителей"Папа. Мамаландия", проводится городской конкурс "Вдохновленные музыкой" и т.д.. На всех общешкольных мероприятиях дети выступают с различными видами деятельности: музыкальной, художественно- речевой, свободно- импровизированной. Поют хором песни, выступают как солисты, читают стихи, танцуют, показывают презентации. Важным фактором является привлечение родителей на разные общешкольные, классные мероприятия не только как зрителей, но и активных участников. Для проведения мероприятий важно для ребенка испытать ощущение успеха, преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, робость. Родители видят своих детей успешными, радуются их достижениям и помогают достигнуть еще более лучших результатов. Нравится родителям и детям приходить на праздники в кабинет музыки, так как он является оазисом прекрасного настроения, вдохновения и уюта. Можно сделать следующий вывод: Кабинет музыки в школе "№7 для обучающихся с ОВЗ является частью коррекционно- развивающего пространства школы и частью культурного пространства школы и площадкой , готовящей детей к жизни в обществе.
Литература:  1.Система М. Монтессори: теория и практика: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений / М.Г. Сорокова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
2.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ГЛИНКА-ПРЕСС, 2003.