Игровые приемы по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста


Частное учреждение дошкольного образования
«Детский сад «Замок Детства»
«Раз словечко, два словечко – будет песенка».
Как развивать словарный запас детей
старшего дошкольного возрастаПодготовила учитель - логопед
Конищева Татьяна Станиславовна
Русский язык, как и любой другой, живет по своим правилам. Нам не всегда удается их сформулировать, а порой даже и осознать. Будучи взрослыми, мы уже не задумываемся над тем, почему детеныш льва — львенок, а детеныш коровы не коровёнок, а теленок. Ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепенно усваивает все эти правила самостоятельно. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ему образец правильной речи. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой работой. Здесь требуется помощь педагогов или родителей. Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.
Мне часто задают вопрос, а когда нужно начинать обучать детей развитию речи? И нужно ли специально развивать речь или она сама разовьется с возрастом? Нет сомнения, что развитие и обучение нужно начинать с самого раннего возраста, так же как никто не оспаривает факт взаимосвязи речи и мышления. Считается, что 70% базовых понятий о мире устанавливается у человека в возрасте до 5 лет. Правильная речь формируется в детском возрасте: от 0 до 4-5 лет, в дальнейшем идет лишь расширение словаря за счет образования новых слов от уже имеющихся, установление связей между словами, грамматически правильное оформление слов в предложении, освоение норм письма родного языка.
Большинство специалистов в области детской речи признают, самым важным показателем речевого развития ребенка следует считать уровень владения родным языком. Основным критерием усвоения родного языка индивидуумом является состояние его лексикона. Лексикон – это совокупность слов родного русского языка. Он структурирован с помощью связей. Лексикон запускает механизм переработки смысловой информации, с которым связаны многие психические процессы, в первую очередь оперативная и долговременная память, наглядно – образное, логическое, словесно – логическое мышление, речевое внимание. При оценке лексикона важно учитывать как объем лексического запаса, так и усвоения значения слов и его связей с другими словами в предложении. Независимо от индивидуальных различий между детьми, от речевой среды, в которой он воспитывается, и даже от конкретного языка, общая схема усвоения языкового материала остается для всех универсальной: первоначально ребенок овладевает самыми основными, общими единицами языка и правилами их применения и только затем частными, более сложными. Овладение системой лексических значений родного языка – это довольно сложная умственная работа, в процессе которой ребенку предстоит разобраться в иерархии языковых единиц, усвоить различные законы и правила их выбора и употребления, овладеть значениями слов, возможностями их сочетания друг с другом. И все ради главной цели – умения точно выразить свою мысль.
Родителям, заинтересованным в том, чтобы их ребенок смог полноценно овладеть речью, интуиция подсказывает, что начинать нужно, прежде всего, с пополнения и расширения его словарного запаса. Беседуя с малышом, посещая вместе с ним музеи, театры, рассматривая и читая книги, родители не только расширяют его представления об окружающем мире, но и вводят в словарь ребенка много новых слов. Однако полноценно освоить значение слова в отрыве от других, без установления между ними смысловых связей, невозможно. Мало ввести в лексикон малыша нужное слово, необходимо помочь ему найти место этого слова в формирующейся системе, научить применять и комбинировать слова в соответствии с существующими правилами, показать, как в реальной речевой ситуации действуют эти правила и какие ограничения накладываются на них в родном языке.
Особый подход к решению этой задачи требуется при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Большинство недостатков речи у детей дошкольного возраста связано именно с тем, что ребенок испытывает затруднения, как в накоплении языковых средств, так и в их правильном применении. Такой малыш с большим трудом устанавливает в своем сознании связь между конкретным предметом и его звуковым образом в виде произносимого слова. Словарный запас его пополняется очень медленно, ребенок длительное время затрудняется в усвоении точных значений слов, не улавливает оттенков в их значениях, не может овладеть «техникой» образования новых слов.
Таким образом, при работе над обогащением словарного запаса ребенка дошкольного возраста задача чутких педагогов и родителей состоит в том, чтобы активизировать природную языковую способность ребенка, развить внимание к слову, показав его в совокупности разнообразных, связанных друг с другом значений.
В связи с этим у родителей закономерно возникает вопрос: какие задания, упражнения, игры помогут в развитии речи ребенка? Приведенные ниже игры помогут заметно активизировать лексику старшего дошкольника, увеличить скорость и точность подбора слов, развить воображение и речевую реакцию.
Преимущество подобных игр в том, что играть с ребенком взрослый может везде: дома, в очереди, по дороге в сад и т.д. Главное – не спешить говорить за ребенка. Показать мимикой, жестом, словом противоположного значения, предложить на выбор из нескольких вариантов. Добиться, чтобы ребенок вначале медленно, а затем все быстрее подбирал слова самостоятельно.
Упражнения для развития лексической стороны речи дошкольников.
«Я знаю пять»: городов, дней недели, месяцев, имен мальчиков, станций метро, планет, видов спорта, птиц, профессий, овощей и т.д.;«Я знаю три части»: у велосипеда, стула, птицы, человека, куртки;
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
«Что можно делать с …» шоколадом, книгой, цветком, карандашом, красками, куклой, конфетой?...;«Каждый знает, что…» (красным бывает..., белым, новым, прозрачным, мягким, сладким? и др.); «Сложи слова». Составить одно сложное слово: прибор, который варит кофе; пора, когда падают листья; человек, который ловит рыбу...;
«Протяни ниточки от слова». Составить словосочетание или предложение с заданным словом. Например: Что всплывает в голове при слове «огурец»? (огурец – это овощ, зеленый, овальный, соленый, растет на грядке, можно сделать из него салат, хрустит, бывает шершавый, хвостик завивается и др.);
«Подружи слова». Связать высказыванием любые названные 2-3 слова, т.е. составить с ними предложение. Например: "книга" и "подоконник". "Книга лежала на подоконнике".

Рекомендуемая литература
Ткаченко Т.А. Легко и точно подбираем слова. Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет. – М.: Издательство Ювента, 2008
Ткаченко Т.А. Речь и логика: Учебно –методическое пособие. – М.: Эксмо, 2006. – 48с.
Ткаченко Т.А. Формирование описательной речи у дошкольника 5-7лет. Рабочая тетрадь. - М.: Издательство "Ювента", 2008
Безрукова О.А. Слова родного языка. Учебно –методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Каисса, 2009
Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей (4-7 лет). Альбомы: Мир растений; Мир животных; Мир человека. – М.: Издательство Гном, 2012
Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002
Любимова Т.Г. Подумай и ответь! Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5- 7 лет.