Доклад Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников



Доклад на тему:
«Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №5»
п. Яблоновский
Тахтамукайского района РА
Панеш Эмма Ахмедовна
2015г.Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников.
Главной задачей уроков русского языка в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Решению данной задачи подчинено разрешение так называемых подзадач уроков русского языка, одна из которых – развитие словарного запаса школьников.
Словарный запас – совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить. Словарный запас ребенка – совокупность слов, понимаемых ребенком и активно используемых им в общении.
Профессором К.Б. Бархиным в методическом пособии для учителей «Развитие речи в начальной школе» выделены черты , характеризующие словарь ученика младшего школьного возраста : 1) в речи преобладают имена существительные (от 31 до 33 %), что указывает на крайнюю конкретность мышления. При этом в языке учеников почти не встречаются обозначения отвлеченных сложных понятий: в высказываниях, например, нет слов типа белизна, необходимость и др. Из падежей преобладают именительный и винительный; 2) глагол в языке младших школьников занимает второе место (около 20 %). Но характер, направление действия ученики затрудняются передать словом. Чаще всего в речи используются глаголы в изъявительном наклонении; неопределенная форма глагола употребляется редко; 3) прилагательные занимают всего лишь до 4 % общего количества слов. Поэтому речь учеников лишена изобразительности.; 4) с шести лет, как правило, прекращается «смелое словотворчество» ребенка, речь его перестает быть своеобразной и становится крайне бедной словами и оборотами.
Работа по обогащению словарного запаса первоклассников должна вестись параллельно с активизацией словаря. Заметим, что обогащение и активизация словарного запаса всегда должны идти рядом друг с другом, одно от другого не может быть отделено, сначала речь учащихся всегда обогащается какими – либо новыми словами, а потом эти слова включаются в речь.
Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложение, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.
Работа по активизации словаря на уроках русского языка сложна, ее успех будет зависеть от соблюдения учителем ряда педагогических условий. Назовем их:
наличие или создание в классах особой атмосферы постоянного внимания, любви, уважения учеников к словам учителя и своих товарищей. Школьник, для которого слово является определенной ценностью, будет использовать его в своей речи, активизируя при этом словарный запас;
Монолог учителя недопустим, если последний заботится об активизации словаря своих учеников. В.И. Чернышев писал: «Больше слушать, больше давать высказываться и направлять».
Изучение учителем на теоретическом уровне современных методик обучения, строящихся на восприятии учителем ученика как субъекта учебной деятельности. К таким методикам относится, например, методика комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка , разработанная Г.А. Бакулиной. Эта методика позволяет учителю в рамках конкретного урока успешно работать над устной речью школьников, активизировать их словарный запас, потому что на уроке ученики не молчат, они постоянно говорят, строят с читателем речевой диалог.
Создание учителем «теплого климата» на уроке. Стимулирующего первоклассников говорению. По мнению Т.А. Ладыженской на уроке русского языка учитель должен способствовать созданию и развитию естественных речевых ситуаций: при чтении очередного текста по теме урока или прослушивании его чтения учителем ученики должны уметь свободно выражать свои мысли по поводу прочитанного или услышанного, уметь делиться своими впечатлениями и чувствами, вызванными данным текстом.
При обучении учащихся формулированию развернутых устных ответов на поставленные учителем вопросы, устные ответы можно охарактеризовать по разным основаниям: по подготовленности, неподготовленные, подготовленные частично, по источнику высказывания. А также на основе графической наглядности, ответы продуктивного характера, которые основаны на умении создавать текст. Развернутые ответы имеют место при так называемом индивидуальном опросе, а также на начальном этапе закрепления, когда ученикам предоставляется возможность воспроизвести (пересказать) материал, только что изложенный учителем.
Использование учителем на уроке русского языка известных форм активизации словаря учащихся, к которым, по мнению М. Р. Львова, относятся : а) составление словосочетания с нужным словом; б) составление предложений с заданными словами; в) близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала; г) рассказы по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов. Ученики пишут письменные сочинения по опорным словам. В процессе подготовки к каждому сочинению, изложению Устному рассказу активизации словаря принадлежит одно из важнейших мест.
Организация учителем работы над словами, вводимыми в словарь учащихся на протяжении всего урока, а не только на одном его структурном этапе; работая над новым словом, его лексическим значением сначала урока и до его окончания, учитель создает все необходимые условия для того, чтобы данное слово вошло в словарь учащегося.
Проведение работ творческого характера: сочинений, изложений. В процессе создания учащимися подобных работ активизируется их словарный запас. В первом классе сочинения редки, невелики по объему, но они необходимы.
Таким образом, работа, главной целью которой является активизация словарного запаса первоклассников на уроках русского языка, - трудное и достаточно ответственное дело, требующее от учителя определенных творческих способностей, системного подхода, создания особой среды на основании учета педагогических условий активизации словаря школьников.