Конспект урока в классе фортепиано на тему Взаимодействие литературы и музыки в работе над сонатной формой


Солтүстік Қазақстан облысы Петропавл қаласы әкімдігі
«Петропавл қаласының білім бөлімі» мемлекеттік мекемесінің
«№ 8 жалпы білім беретін эстетикалық тәрбие орта мектеп-кешені»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-КОМПЛЕКС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ № 8»
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА» АКИМАТА
ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка открытого урока на тему:
«Взаимодействие литературы имузыки
в работе надсонатной формой»
Феофанова Л.М. – преподаватель высшей категории,
фортепиано.
Петропавловск, 2016г
Разработка открытого урока
Цели урока:
Воспитательная–формирование логического восприятия музыкального материала сонатнойформы и творческого мышления учеников
Образовательная – знакомство с новой музыкальной формой, опирающееся на понятные причинно-следственные связи, взятые из опыта изучения художественной литературы
Развивающая – развитие логического мышления ученика на основе изучения логики построения музыкальной формы, а так же развития сюжета литературного произведения.
Ход урока
Вступление: «Соната, что ты от меня хочешь?»
Д.Чимароза Соната c-moll, I часть и пьеса Э.Ростана «Сирано де Бержерак».
Сонатина C-durВ.МюлераIII часть и «Сказка о капризном короле» Л.Пархоменко.
Итог урока.
Соната, что ты от меня хочешь?
(Фонтенель)
И действительно, что понадобилось сонате от известного французского просветителя? Да и вообще – как, скажите на милость, общаться с такой звуковой материей? Ведь для танцев она не приспособлена и ни о чем конкретном не повествует: во всяком случае, никаких программных заголовков к ней не прилагается. Так что вердикт однозначен: музыка сия весьма странная, непонятная, а посему особого внимания не заслуживающая.
А теперь перенесемся из эпохи Людовика XIV на три столетия впереди понаблюдаем за отношением к названному жанру со стороны типичного музыковеда-теоретика. Уж ему-то точно известно, зачем существуют сонаты и что с ними делать. Конечно же, анализировать! И вот уже на ваших глазах разъятая алгеброй гармония произведений искусства превращается в набор формул, схем и статистических выкладок.
Классический сонатный цикл сложился в одно время с симфонией, во второй половине XVIII века. Однако термин «соната» возник еще в XVI веке. Он произошел от итальянского слова sonare - звучать. Первоначально так называли любое инструментальное произведение в отличие от кантаты (cantare - петь). И лишь с возникновением нового жанра инструментальной музыки это название стало принадлежать только ему одному безраздельно.
Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько «глав» - частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной или формой сонатного Allegro.
Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов - завязки или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных тональностях, собственно действия - разработки - и итога - репризы.
Что бы сравнивать музыку с драматической пьесой нужно иметь представление о ней.Чтение героической комедии Сирано де Бержерак французского писателя – драматурга Эдмона Ростана было домашним заданием для ученицы 6-го класса.
Вопрос ученице: Кто является героем вышеупомянутого произведения?
Ответ: Сирано де Бержерак.
Вопрос: В чём заключается главный конфликт пьесы?
Ответ: Конфликт в том, что, во-первых, Сирано одинок в своей борьбе со злом, не смотря на большое количество друзей, во-вторых, есть поединок, в котором наш герой отступает с самого начала. Это поединок за сердце Роксаны.
Учитель. Ирония судьбы: два любящих человека не смогли обрести друг друга из-за самообмана. Прозрение наступает слишком поздно.
А теперь, попытаемся на примере Iчасти сонаты доминор Доменико Чимароза окунуться в атмосферу музыкальной драматургии. Но для начала, хотелось бы сказать, чтотермин «сонатная форма» традиционно применяется хоть и к похожим, но все-таки разным типологическимкомпозиционным структурам. К тому же и сферы их употребления в музыке классиков были довольно четко разграничены.
Прежде всего, обращают на себя внимание две следующие структуры:
Двухчастная («танцевальная») сонатная форма с повторами обеих частей (сонаты И.Гайдна, В. Моцарта). Данная типологическая разновидность формы была характерна в первую очередь для начальных частей классических сонат и близких им камерных ансамблей, а посему, именно ее условно можно определить как собственно сонатную форму.
2. Трехчастная («сквозная») сонатная форма, не предполагающая повторов основных разделов. Она была обычной для одночастных классических увертюр. Иная область ее применения – первые части циклических итальянских увертюр 1770 – 1780-х годов. Кстати, и возникла эта форма вследствие внедрения сонатного принципа именно в начальные Allegriитальянских увертюр. Учитывая, что увертюры того времени часто обозначались термином sinfonia, трехчастную («сквозную») сонатную форму можно было бы (опять-таки условно) охарактеризовать как сонатную форму симфонического типа, или симфоническую форму.
Первая часть предлагаемой нами сонаты является представителем это типа.
Следует исполнение ученицей Iчасти сонаты Д.ЧимарозаC-moll.
На протяжении всего урока мы будем переходить от музыки к литературе и обратно, так как тема нашего урока звучит: «Взаимосвязь литературы и музыки в работе над сонатной формой».
Ученице: Сыграй главную тему сонаты.
Ученица исполняет главную партию.
Ученице: Дай ей краткую характеристику.
Ученица: минорная, энергичная, беспокойная, мятущаяся.
Вернёмся к Сирано де Бержераку. Вот как характеризуют героя его друзья:
-Кто этот Сирано?
-Преинтересный малый,
-….Причудливо одет,
Как фейерверк блестящ и остроумен,
Забавен, эксцентричен, шумен;
На шляпе ухарской его – тройной султан,
И о шести полах его цветной кафтан;
Плащ сзади поднялся, поддерживаем шпагой,
Как петушиный хвост, с небрежною отвагой,
А белоснежный воротник
Как можно туже накрахмален.
А нос! Не только он велик,
Он прямо ненормален!..
…- Но если этот нос посмеет, кто заметить,
То Сирано спешит по-своему ответить.
- О да! Его бесстрашный меч –
Одна из половин ужасных ножниц Парки.
Три мойры (лат. parcae - парки). В греческой и римской религии духи, которые, как считалось, определяли участь человека - не только собственно события его жизни, но также её продолжительность, которую они устанавливали при его рождении. Был ли Юпитер, всемогущий отец богов, подвластен их воле - вопрос, ответы на который в античности были различны. Вера в их существование сохранилась до наших дней в некоторых частях Греции, где их умилостивляют после рождения ребенка. Обычно они изображаются прядущими нить жизни и отмеряющими и отрезающими назначенную длину. У Клото веретено (или - реже - прялка), Лахесис держит катушку, Атропос, самая ужасная из них, готова перерезать нить своими ножницами. Но твердого согласия в том, что касается их функций, нет. Иногда Клото перерезает нить, а Лахесис отмеряет её своим жезлом. Возле них стоит корзина с катушками. Они нередко составляют часть большой аллегорической композиции, и в особенности сцен с фигурой СМЕРТИ (скелет с косой), которая может ехать на своей колеснице.
Ученице: расскажи о других темах и покажи их
Ученица играет связующую, побочную, заключительную темы и даёт, по ходу, краткие характеристики.Учитель, делая по ходу игры замечания, даёт задание исполнить каждую из тем более точно по характеру, обращает внимание на штрихи. Темп и другие средства музыкальной выразительности.
Ученице: Сейчас я сыграю твою сонату, а ты послушаешь и скажешь, насколько развитие произведения сочетается с драматургией пьесы Э.Ростана? Темп произведения Allegroguisto.
Далее следует исполнение сонаты в указанном темпе.
Ученица: Темы сонаты соответствуют характеру героя и эмоциональному содержаниюпьесы. Но развитие более динамично
Вот как сам Сирано говорит о себе одному из своих врагов:
- Не щёголь я, не франт, - ну что ж, такой мой нрав,
Что за изяществом я не гонюсь наружным
И не могу блеснуть кокетством я ненужным,
Зато, я никогда не выйду, милый мой,
С нечистой совестью, с несмытым оскорбленьем,
С помятым счастьем иль с чёрною душой.
Нет! Я похвастаться могу другим владеньем.
Свобода – вот мой плащ, а храбрость – мой султан,
И если гордо я не выпрямляю стан,
Как ты, благодаря усилиям корсета,
Зато моя душа достаточно пряма.
Хоть шляпа старая сейчас на мне надета,
Зато под нею есть сокровища ума.
Так я иду вперёд дорогою прямою,
И правда громче шпор звенит везде за мною!
Ученице: теперь сыграй ещё раз заключительную партию с такими интонациями: «И правда громче шпор звенит везде за мною!»
Ученица играет заключительную партию
Учитель: Памятуя о том, как заканчивается пьеса Э.Ростана, сравни её с сонатой. И если у Ростана Сирано остаётся фактически в проигрыше, то, что можно сказать о репризе сонаты?
Ученица: В репризеглавная партия, в сравнении с экспозицией, звучит каквызов. А заключительная партия, как восклицательный знак.
Учитель: Иначе говоря, Сирано в нашей сонате – победитель. Но если внимательно вчитываться между строк комедии Э.Ростана, то и там он выигрывает поединок с ложью, невежеством и навсегда остаётся в сердце Роксаны.
Но вернёмся к сонатной форме. С первой частью сонаты мы познакомились.Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном темпе. Музыка передаёт неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж.
Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении. Это – итог, вывод из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.
Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно легче технически, более проста по содержанию. Но, как показывает практика, сонатина так же может быть трехчастной, как и соната.
О чём свидетельствует Сонатина C-durВ.Мюллера, а именно её третья часть, которую исполнит ученица 3-го класса.
МЮЛЛЕР, Венцель (1767-1835). Австрийский композитор, дирижер - сначала в провинциальных театрах, а с 1808 по 1813 - в Пражской опере. Написал огромное количество музыки к популярным в свое время водевилям, зингшпилям -комическим операм с диалогом, бурлескам.
Но прежде чем она сыграет, мне хочется познакомить вас с одним из её литературных опусов.
Девочка является автором сказок. Она любит этим заниматься. Поэтому я дала ей задание написать либо сказку, либо рассказ, опираясь на музыкальные характеристики изучаемой ею сонатины.
И вот, что у неё получилось.
Пархоменко Лолита
Сказка о капризном короле.
Жил-был на свете один король.(Слайд 15) Звали его Нацирс. Был этот правитель очень капризным. Никто не мог ему угодить. Вот попросил он Индийского чаю, а чаю этого нет! Требует король Нарцисс привезти этот чай сейчас же! Иначе всем он отрубит головы. Поднялась тут такая паника, а Нацирс всё требует и требует! Но не только Индийского чаю, а, теперь уже и Итальянского шоколада!
Жители города, который назывался Город Радости (во всяком случае, для короля, т.к. его жизнь была полна радости и удовольствий), жили очень плохо, но всё же жили, ведь других городов по соседству не было, а денег на какой-нибудь транспорт для перемещения не было тоже.
В бедности жили крестьяне, а в золоте купались королевские прислужники. И особенно - палач. Свита правителя дорожила своим королём и не собиралась от него отрекаться.
А бедняки умирали с голоду.
Но в один прекрасный день в город приехал молодой парень по имени Ганс. Он был высок и красив. Когда королю донесли о юноше, то он взбесился. Как кто-то может быть лучше и красивее его самого?! Надо сказать, что Нацирс был толстый и маленький, но все подданные говорили, что он воплощение красоты. Вассал позвал к себе своего слугу. Тот выполнял обязанности советника, главного помощника и был правой рукой капризного правителя.
-Фуцис! – начал распоряжаться король, - Приведи мне этого Ганса сию минуту!
- О, мой господин! – взмолился слуга, - А если этот юнец не согласится пойти к вам на приём?
И Фуцисзакрыл голову руками, что означало – «не велите казнить!»
- Тогда дай ему это, - равнодушно ответил правитель и кинул под ноги слуге мешочек золотых монет.
- А если ты приведёшь мне этого мальчишку, то получишь ещё столько же, может и ещё больше!
Главный помощник поклонился королю в ноги и удалился прочь, как потребовал Нацирс.
Тем временем, Ганс беззаботно бродил по улицам города. Он завернул за угол и увидел там небольшой рынок. Только юноша собрался купить себе на обед молока и начал доставать деньги из кошелька, как на него налетели слуги короля во главе сФуцисом. Сначала советник хотел подкупить юношу деньгами, данными ему королём, но потом передумал и приказал схватить парня. Выполнив приказ начальника, слуги потащили беднягу.
Через пять минут юноша по имени Ганс находился во дворце. Стража повела его вглубь и остановилась у огромных дверей. Двери открылись, и Фуцис начал:
- Дорогой! Многоуважаемый! Красивейший и…
- Хватит уже, давай к делу, - перебил своего помощника король.
- Хорошо,- ответил Фуцис и дал знать слугам, что бы те заводили Ганса. Юноша брыкался и вырывался.
- Боже мой!- воскликнул правитель, - Насилие!!! Отпустите его! Отрубить головы всем!
Слуги опустили Ганса на ковёр и убежали. Фуцис остался.
- Извини, дорогой наш гость! Я не велел им насильно тащить тебя сюда. Хочешь, я дам тебе три мешочка золотых? Или лучше отрубить им всем головы, а?
- Нет,- отвечал парень, - не нужно губить людей и денег мне ваших не надо.
- А что же ты возьмёшь с меня вместо извинения? – спросил Нацирс.
-Я попрошу доставить сюда самую большую тележку сочных персиков.
- Отлично! Мы накормим тебя не только персиками. Хочешь ещё что-нибудь?
Нацирс приказал Фуцису привезти тележку самых лучших персиков, и тот ушёл с недовольным видом.
В апартаменты ввезли огромную тележку персиков.
- Затвоё извинение, король, я хочу сыграть с тобой в игру. Она называется «Требую».
-Вот вы, - сказал парень и указал на двух придворных дам, стоящих в дальней части залы, - будете помогать мне. Сколько раз в течение дня ваш правитель скажет «требую», столько и давайте ему персиков! Я тоже буду наблюдать.
Прошло 20 минут. За это время король Нацирс съел пол тележки персиков, а в конце дня от слова «требую» и персиков он так раздулся, что вскоре и вовсе лопнул.
А городом стал править Ганс. Он женился на молоденькой румяной молочнице, которую приметил ещё в первый день на базаре. Все люди отныне стали жить в достатке и радости. И Город Радости стал лучшим на всей планете.
А теперь слово сонатине.
Следует исполнение Сонатины В.МюллераC-dur.
Ученице. Познакомь нас с главными темами.
Ученица играет главные темы и рассказывает о каждой своими словами и впечатлениями.
Ученице:По-твоему, могут ли взаимодействовать литература и музыка?
Ученица:Могут.
Учитель:Как это происходит? Расскажи, опираясь на собственный опыт.
Ученица: Когда мы разбирали на уроке основные темы и работали над выразительностью исполнения, а потом Вы дали задание придумать литературное произведение, то у меня очень быстро возникли образы именно сказки. Так и появилась «Сказка о капризном короле». Потому что главная тема сонатины состоит из капризных интонаций. А частая смена динамики только подтверждает их характер. Другие темы постоянно стараются «угодить» главной.
Подведём итогВыбирая тему для своего урока, я не ставила цель подменить музыку литературой. А помня о том, что исполнитель – это посредник между композитором и слушателем, я искала средство, помогающее ученикам понять и суметь донести правильные интонации такой сложной для понимания музыкальной формы, как соната. И, поскольку, речь сопровождает человека всю его жизнь, начиная с рождения, и её интонации лежат в основе любой разновидности искусства, я и взяла в помощники себе литературу.
Закончить урок я хочу стихотворением Дины НемировскойПод аккорды сонат Чимарозы,Чьи мотивы нежны и тихи,Я читаю хорошую прозу,И пишу неплохие стихи.
В уголке, примостившись на швабре,Домывая полы вслед за мной,Замуж дочь выдаёт куклу Барби.Не за Кена. За гнома с метлой.
Мы не будем включать телевизор.Ничего нет страшнее войны.Пусть с гравюры глядит Мона Лиза,Пусть нам снятся хорошие сны.