Курсовая работа на тему Специфика сонатной формы в условиях эпического симфонизма



Тема:
«Специфика трактовки сонатной формы в условиях
эпического симфонизма».
Курсовая работа
По предмету:
Анализ музыкальных форм.


Выполнила: Шубнова Н.А.
Содержание:
Введение………………………………………………………..
Общая характеристика творчества А.П. Бородина………….
Симфоническое творчество А.П. Бородина……….................
«Симфония № 1». Общая характеристика.…………………..
Сонатная форма в условиях эпического симфонизма. Разбор.
Заключение……………………………………………………..

Александра Порфирьевича Бородина можно назвать одним из создателей русской классической симфонии. Именно он положил начало новому виду русской симфонической музыки – эпическому симфонизму.
Эпическая драматургия влияет не только на музыкальные образы, но и на все средства выразительности: качество тематизма, его развитие, гармонию, а также смысловую трактовку всей композиции и направленность формы.
Сонатная форма первой части 1 – ой симфонии является примером эпической драматургии. Конфликт противостоящих сил раскрывается в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин.
Здесь Бородин обращается к патриотической теме, народно – богатырским образам. В событиях прошлого он находит подтверждение мысли о могучей силе народа, который пронес свои высокие душевные качества через многие века тяжелых испытаний. Композитор прославляет творческие силы созидания, таящиеся в народе. Образ народа – богатыря раскрывается уже во вступлении.
На фоне органного пункта на тонической терции в басу неспешно звучат богатырские унисоны. Бородин первый в русской музыке создал новый тип архаических унисонных двухзвучий, являющихся своеобразным олицетворением «темы силищи народной». Композитор неоднократно будет пользоваться следующим фактурным приемом – богатырской раскачкой мелодии в нижних унисонах на фоне выдержанной педали верхних унисонов. Для придания архаичности Бородин пользуется натуральным эолийским ми – бемоль минором. (основная тональность произведения).
В верхнем регистре этой суровой мужской теме отвечает лирическая нежная тема в народном духе, олицетворяет женские образы русского народа. Бородин использует здесь более мягкие краски: мелодический es, группу деревянно – духовых инструментов и ладовое колорирование: гармоническая доминанта сменяется натуральной, после минорного трезвучия VI ступени. Это противопоставление мужского и женского начала звучит во вступлении дважды. Но при втором проведении женская тема шириться, растет, превращаясь в предыкт к главной партии.
Картинность достигает также инструментовкой: композитор использует гобой и арфу, что имитирует русские народные инструменты – рожок и гусли.
Тема главной партии имеет свой вступительный раздел, где главная партия как бы рождается, формируется на глазах у слушателя.
Для эпической драматургии ярко характерны неспешность драматургического развития с постепенным формированием тематизма. На фоне типично – бородинского приема – гармонического и ритмического остинато постепенно интонационно вырисовываются основные два элемента главной партии: тема с раскачивающимися квартами и восходящей синкопированной попевкой и мощный «топчущийся» на секундах , «пританцовывающий» элемент.
Собственно тема главной партии краткая, энергичная содержит решительно – раскачивающуюся интонацию кварты, которая ведет свое начало из сурового вступления. Но здесь тема из архаичной превратилась в молодецкую. Сама тема достаточно коротка – всего три такта. В её развитии композитор использует различные варианты: на фоне ритмичного остинато тема варьируется темброво и ладово (второе проведение в лидийском Es).
В кульминации элемент «притоптывания» разрастается, превращаясь в героическую кульминацию развития главной партии.
Связующая партия достаточно короткая – томная, в восточном духе, с использованием восточно – тонально – ладовой подсветки. Здесь композитор использует хроматические восходящие движения от квинты к сексте и обратно, а также теплый тембр струнных.
Побочная партия – это картина лирики Бородина. Образ побочной партии не вступает в конфликт и борьбу с главной партией. Напевная, русского склада, она перекликается с «женским» элементом вступления. Композитор не прибегает к прямому цитированию, но использует типичную, для протяжной песни, ладовую переменность.
Так, тема в B – dur*e начинается с минорного трезвучия третьей ступени (во втором предложении на фоне тонического органного пункта).
В процессе развития нежная напевная тема превращается в мощную, гимническую тему, используя мощное tutti оркестра.
В разработке можно выделить две основные волны, каждая из которых заканчивается кульминацией. Основные образы не вступают в конфликт и борьбу, наоборот, развитие приводит к их синтезу и мирному слиянию. Основным методом развития является не мотивное вычленение, а варьирование. Так, в 1-ом разделе разработки тема главной партии развивается тембрально: из стремительно молодецкой, проводясь у медных духовых, превращается в богатырскую, уплотняясь фактурно и мелодически утолщаясь.
Затем, тема главной перекликаясь с элементами темы побочной как горизонтально, так и вертикально, обнаруживает интонационное единство тем – наличие в них квартовой попевки.
В кульминации 1-го раздела звучит мощный второй (секундовый) элемент темы главной партии. Вторая волна начинается с нежного лирического варианта побочной партии, который служит как бы подразделом разработки. Далее развивается богатырская квартовая раскачка из темы главной партии.
Здесь композитор использует самобытную черту бородинской гармонии – применение созвучий на терцовой структуре – звучат терпкие параллельные ноны в многократно повторяемом секундквартаккорде , состоящем из четырех кварт.
Затем на фоне остинатной ритмической фигуры тема главной партии объединяется с темой побочной партии по горизонтали (трехтактовая тема главной партии становится квадратной из-за происоединения элемента из побочной) и вертикали (тема побочной партии звучит в контрапункте с главной).
Развитие связующей партии заканчивается S органным пунктом, который подводит ко второй кульминации разработки – мощному второму элементу главной темы.
В репризе, в главной партии происходят не значительные изменения – она несколько расширяется: Бородин применяет здесь имитационные переклички мелодического элемента с синкопой.
Необычен начальный тональный план побочной партии. Она звучит D-dure (VII мажорной ступени) и только когда тема гимнически уплотняется, появляется основная тональность симфонии.
Первый раздел коды можно назвать - второй разработкой – используются те же приёмы, что и в начале разработки. Темы главной и побочной партий развиваются у различных тембров, кроме этого используется тональное развитие. Тема побочной партии проводится в тональности VI мелодического мажора.
Кульминацией коды служит контрапунктическое проведение темы главной и побочной, сближающее и объединяющее темы. Это способ раскрыть гармоническое единство героических устремлений и лирических чувств народа.
Вторая часть коды – затухающая – тема главной партии звучит в ритмическом увеличении, соединяясь по горизонтали с элементами побочной темы.
Здесь композитор применяет гармонии побочных ступеней, столь характерных для русской народной песни. Так, в кадансовом обороте он использует троекратное проведение симметрично расположенных медиант (I III VI).
Этот раздел коды - своеобразная арка со вступлением части, интонационное обрамление крайних сторон. Сонатная форма представлена так же в финале симфонии. И здесь композитор пользуется сходными приемами эпической драматургии.
Главная и побочная партии представлены как смена контрастных музыкальных картин, связанных единством замысла.
Тема главной опирается квартовую попевку, излюбленную интонацию Бородина. И в унисонных удвоениях представляет образ молодецкой удали русского народа. В связи со своеобразным синтезом русского и восточного начал в творчестве Бородина обращает на себя внимание опора темы на мелодический мажорный лад, который встречается в музыке довольно редко. Принцип ладового колорирования используется и в 1-ой части.
Побочная партия – гибкая, напевная тема с восточным оттенком – контрастирует с главной. Это ещё одна картина из народной жизни. D9 в сочетании с хроматизмами в разных голосах характерны для бородинского «музыкального Востока» с его тонкостью и роскошным колоритом. Композитор использует сходные приемы с 1-ой частью и в дальнейшем. Так, тема главной звучит в увеличении, передавая мощь и силу русского народа. Но не в коде, как это было в 1-ой части, а в кульминации сонатной формы – в начале репризы.
Также композитор использует приём сближения главной и побочной.Но если в коде 1 части эти темы переплетаются интонационно, то в коде финала использует приём образного сближения: тема побочной звучит у всего оркестра tutti - как гимн русскому духу.
Сходными приёмами пользуется композитор и в разработке IV части.
Основной метод развития – варьирование, в том числе и тембровое обоих тем, имитационные переклички и остинатные ритмические фигуры. Первый раздел разработки заканчивается также мощным утверждением темы главной партии – первой кульминацией разработки.
В затухающем разделе коды Бородин так же применяет гармонии побочных ступеней (III VI III – III VI III) симметрично используя медианты.
На основе анализа можно сделать вывод о том, что главный принцип музыкальной драматургии сонатной формы первой части и финала 1-ой симфонии Бородина – эпическая картинность. Основные образы не вступают в конфликт и борьбу. Развитие приводит к их синтезу и слиянию. При этом основным методом развития «эпической» сонатной формы является не мотивная разработка, а варьирование, полифонические сочетания и интонационное объединение тем.
Специфической особенностью является опора музыкального языка на русскую народную песенность (особенно жанр былины и лирической песни).
Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры композитор опирается на собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий. В мелодике сонатной формы Бородин использует характерные обороты народно – песенных ладов: эолийский, лидийский, миксолидийский.
Гармония включает плагальные обороты, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто – секундовых попевок, характерных для народной песни.
Таким образом, сонатная форма в крайних частях 1-ой симфонии Бородина раскрывает основные принципы эпической драматургии.