Разделы науки о языке. Путешествие на корабле.


Систематизация и обобщение изученного в 5 классе.
Тема урока: Разделы науки о языке. Путешествие на корабле.
Цель урока: обобщить и систематизировать материал, изученный в 5 классе; в игровой форме повторить основные разделы грамматики; заинтересовать учащихся предметом, показать его привлекательность и занимательность;совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи (глагола, существительного и прилагательного) и подготовить их к комплексному анализу слова.
Задачи:
способствовать развитию логического и образного мышления учащихся;
развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание;
формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке;
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: нестандартный урок- путешествие на корабле.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности. Беседа.
Слово учителя.
Ребята, 5 лет назад вы пришли в 1 класс. Сколько незнакомого, непонятного встретило вас на пути. Море знаний, в котором можно было бы утонуть. Но вы научились плавать! И поэтому все преграды вам нипочём.
Сегодня мы с вами построим корабль из ваших прочных знаний и отправимся в путешествие. В качестве жюри сегодняшнего урока будут выступать наши гости. Они и будут оценивать ваши знания и находчивость.
Постановка цели и задач урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя.
Нашему кораблю следует дать название. Название корабля зашифровано в пропущенных буквах.
Слайд 1.
Матро_ский, Со_нце, к_питанский, ло_кий, к_юта.
(Дети записывают слова в тетрадь).
С Л А В А
Слово учителя.
Корабль готов к отплытию, но маршрут зашифрован.
Задание: расшифровать криптограмму по ключу.
Слайд 2.
Ключ:
П И А С Т Р Ы К О Л Е Н О М Ф Е Я В Е Щ И
12 16 6 13 7 8 17 2 3 4 10 9 3 5 11 10 1 14 10 15 16
5,17 3,7,12,8,6,14,4,1,10,5,13,1 9,6 12,3,16,13,2,16 13,3,2,8,3,14,16,15
Мы отправляемся на поиски сокровищ
2,6,12,16,7,6,9,6 11,4,16,9,7,6
капитана Флинта
Слово учителя.
Справились с заданием! Итак, в путь!
Вас будет 3 команды. На первой парте каждого ряда лежат листочки А4. Задача ваших команд в течение 2-3 минут придумать собственную эмблему.
Слово учителя.
А сейчас мы заглянем в гости к берегам Орфоэпии. Но прежде вспомним, что такое орфоэпия?
Слайд 3.
На пути мы встретили препятствие. Чтобы его преодолеть, вам необходимо подсчитать звуки и буквы даны слов.
Ёж, съёмка, стучаться.
Слайд 4.
Ещё одно препятствие. Я уверенна, вы с ним быстро справитесь.
Расставьте ударение в словах.
Звонит, свёкла, банты, кухонный, взяла, щавель, документы, торты.
Слайд 5.
Используя 2-3 слова из предыдущего задания, придумайте шуточное стихотворение; проявите себя творчески, ведь каждый путешественник должен обладать чувством юмора.
Слайд 6.
Разберите слово по составу. ЗАДУМАТЬСЯ.
Какая наука помогла вам разобрать слово? (Морфемика) А что это такое?
ФИЗМИНУТКА
Все встали. Уже устали? Смотрите, солнце уже высоко. Потянитесь к солнышку. Ещё-ещё. Посмотрим, не видно ли вдали берегов? (Руку к глазам). Наклоны вправо-влево.
Держим курс на остров Безмолвия. Здесь тихо-тихо. Давайте и мы попробуем. Покажем жестами слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
Неприятель;
Негодование;
Это не волчица, а собака;
Это не приятель, а мой знакомый;
Настоящая нелепость;
Забыть о невзгодах.
Вопросы соперникам.
Описание: сначала задание получают капитаны команд: составить небольшой рассказ о
Существительном, 2. О глаголе, 3. О прилагательном.
Время для подготовки 3-4 минуты.
В этот момент остальные участники работают с заданием.
Слайд 7.
Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Запись в тетради.
Возьмёш_ св_тляч_ка в руки а он без крыл_ев напом_нает червяч_ка. Это самка. А в Южной (А,а)мрике есть нас_комые которые св_тят_ся очень ярко.
Попросить ученика на слайде написать верный ответ.
Слово учителя.
Сделаем остановку на берегах Морфологии. Здесь нам предстоит быстро и правильно отвечать на вопросы.
Что такое имя существительное?
Какие сущ-е относятся ко II склонению?
Назовите разряды имени прилагательного.
Как связаны между собой имена прилагательные и имена существительные?
Как определить спряжение глагола?
Какими членами предложения может быть имя существительное?
Слайд 8.
Задание для ПЕРВОЙ команды.
На льдинах отдыхают моржи, тюлени, осторожно крадётся белый медведь.
Найдите только подлежащие.
Слайд 9.
Задание для ВТОРОЙ команды.
Моряки брали с собой на корабль песню и сказку.
Найдите дополнения.
Слайд 10.
Задание для ТРЕТЬЕЙ команды.
Большие паруса только сильный ветер надувает.
Найти только определения.
Слайд 11. Задание по группам.
1 группа: выписать только качественные имена прилагательные;
2 группа: выписать только относительные имена прилагательные;
3 группа: выписать только притяжательные имена прилагательные.
Каменный, морской, осенний, отцов, волчий, тёмный, близкий, красивый, мамин, летний, высокий, любимый, деревянный.Рефлексия.
Слово учителя.
Итак, наше путешествие подходит к концу, а это значит, что нам необходимо подвести итоги.
У меня на столе лежат 6 шляп. Вы знаете, что каждая шляпка имеет своё значение. Попрошу вас выбрать одну из шляп и подвести свой итог сегодняшнего путешествия.
(Выходит ученик, выбирает, к примеру, жёлтую шляпку и говорит какие положительные моменты были для него извлечены из этого урока. Затем учитель просит поднять руку тех учащихся, которые с ним согласились).Домашнее задание: так как скоро мы с вами пишем итоговую контрольную работу, то вашим заданием будет повторить все правила, с которым мы познакомились в этом учебном году.
«На закуску».
Слайд 12.
Запишите глаголы только прошедшего времени. Обозначьте суффикс –л-.
Почему мола произойти путаница?
Дед глагол затеял уборку в квартире: он подметал, вытирал, самосвал, готовил, оттирал, забирал, застилал, мыл, повредил, крокодил, помог, дружок.