Конспект урока по русскому языку Разделы науки о языке (обобщение знаний)


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-м КЛАССЕ
Тема урока. Разделы науки о языке. КВН
Цель урока: обобщить и систематизировать материал, изученный в 5-м классе; в игровой форме повторить основные разделы грамматики; заинтересовать учащихся предметом, показать его привлекательность и занимательность.
Оборудование: таблицы оценивания для каждого члена жюри; карточки (6 шт.) для третьего тура.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: нестандартный урок (КВН)
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
Беседа
Как расшифровывается слово КВН? (Клуб веселых и находчивых)
Как вы думаете, в первую очередь вы сегодня должны быть веселыми или находчивыми?
II. Постановка целей и задач урока
Слово учителя
-Сегодня необычный урок – урок КВН. А это значит, что будет необычно и увлекательно. В качестве жюри мы пригласили учеников старших классов (8-10-х). Они и будут оценивать ваши знания и находчивость.
III. Работа над темой урока.
1. Приветствие: знакомство с эмблемой команды, экскурсия по карте государства
Время – по 1 мин каждой команде. Всего – 6 мин.
(Обратить внимание жюри на то, как эмблема отражает суть темы. Помимо этого оценивается эстетическая стороны работы.)2. Разминка
Время на обдумывание – 1 мин, на стихотворение – 2 мин. Всего – 6 мин.
Подсчитайте буквы и звуки в словах (письменно, жюри оценивает правильность выполнения).
Ёж, съем, стучаться.Расставьте ударения (письменно, жюри оценивает правильность выполнения).
Звонит, свекла, торты, поняла, кухонный, крапива, взяла, банты.
Используя 2-3 слова из предыдущего задания, придумайте шуточное стихотворение ( письменно, жюри оценивает правильность выполнения).
Разберите слово по составу.
Задумается.
3. Вопросы соперникам.
Описание. Сначала задание получают капитаны команд: составить небольшой рассказ о любой части речи. Время подготовки капитанов соответствует времени игры «Вопросы соперникам» - 6 мин.
Два члена команды задают другим командам заранее подготовленные вопросы. В этот момент остальные члены команд выполняют задание на карточке.
Карточка
Вставьте , где нужно, буквы и расставьте знаки препинания.
Возьмёш.. св.. тляч.. ка в руки а он без крыл..ев напоминает червяч..ка. Это самка. А в Южной (А, а)мерик.. есть нас..комые которые светят..ся очень ярко.
4.Конкурс капитанов «О, старая знакомая любимая часть речи!» (1 мин на каждого, всего 6 мин)
5. «Осталось только нам сказать…» (по 3 мин для каждой команды)
(Шуточное заключение, которое учащиеся подготовили заранее.)
Подведение итогов, слово жюри – 3 мин.
IV. Рефлексия
Беседа
С какими темами мы сегодня работали?
Что понравилось?
Какая команда была активнее?
V. Домашнее задание.Повторить изученные орфограммы.
Таблица оценивания работы команд (для жюри)
Максимальная оценка – 25 баллов
Туры, баллы Параметры оценивания Названия команд
«Фонетика» «Орфоэпия» «Синтаксис» «Морфемика» «Морфология» «Орфография»
1.Приветствие – 5 баллов Отражение в эмблеме грамматической темы – 1 балл Эстетическое оформление эмблемы и карты – 1 балл Содержательность экскурсии по государству с использованием карты – 2 балла Эмоциональность выступления – 1 балл 2. Разминка – 5 баллов Подсчет букв и звуков – 1 балл Расстановка ударений – 1 балл Создание стихотворения – 1 балл Разбор слова по составу – 1 балл 3. Вопросы соперникам – 3 балла Правильный ответ на каждый вопрос – 1 балл Заполнение карточки – 2 балла 4. Конкурс капитанов – 5 баллов Интересный сюжет балл– 1 Грамотная речь – 2 балла Правильность раскрытия темы – 2 балла 5. «Осталось только нам сказать…» - 5 баллов Эмоциональность выступления – 1 балл Юмор – 1 балл Интересные факты – 1 балл Оформление выступления (костюмы, декорации, музыка ) – 2 балла