Рабочая программа по дисциплине «Основы геодезии» для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»


Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»
Согласовано Утверждаю
заместитель директора по заместитель директора понаучно-методической работе учебной работе
___________ Прохорова А.А. ___________ Яичникова Н.М.
«___» _____________ 201__ г. «___» ____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04. Основы геодезии

основной профессиональной образовательной программы специальности
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
2013Г.
ОДОБРЕНО
Предметно-цикловой комиссией
«Социальная инфраструктура»
(наименование комиссии)
Председатель __________ ________/Т.А. Кожарина/
(инициалы фамилия)
Протокол № 1
от «31» августа 2012 г.
Составители:
Дуранина Наталия Михайловна, преподаватель спец.дисциплин - ТОГБОУ СПО
«Аграрно-промышленный техникум»
(фамилия, имя, отчество, должность)
Эксперты:
Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Кожарина Татьяна Алексеевна, председатель предметной цикловой комиссии - ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»
Содержательная экспертиза ЕльцовА., преподаватель спец.дисциплин ТОГБОУ СПО «Аграрно- промышленный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности _270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
утвержденной приказом Министерства
образования и науки РФ от «__23__»____06_________201_0__г. № __693____
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М.Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в соответствии с требованиями ФГОС ПО третьего поколенияСОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы геодезии
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: читать ситуации на планах и картах;
определять положение линий на местности;
решать задачи на масштабы;
решать прямую и обратную геодезическую задачу;
выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;
пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятие и термины, используемые в геодезии;
назначение опорных геодезических сетей;
масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
систему плоских прямоугольных координат;
приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
виды геодезических
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 80 часов;
самостоятельной работы обучающихся - 40 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 80
в том числе: Теоретические занятия 48
практические занятия 32
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2.Примерный тематический план учебной дисциплины «Основы геодезии»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Общие сведения о геодезии и измерениях 34Тема 1.1.Общие сведения Содержание учебного материала Цели и задачи дисциплины. Понятия о форме и размерах Земли. Определение положений точек на земной поверхности.
Ориентирование линий на местности. Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Румбы , дирекционные углы, азимуты.
Прямая и обратная геодезические задачи на плоскости. Измерения и построения в геодезии. 6 2
Практические работы Решение задач по нахождению значений румбов ,дирекционных углов и азимутов.
Решение прямых и обратных геодезических задач на плоскости. 4 2
Тема 1.2
Геодезические планы карты и чертежи.
Содержание учебного материала Понятия о геодезических планах, картах и чертежах .Масштабы
Номенклатура планов и карт.
Условные знаки на планах и картах, геодезических и строительных чертежах.
Рельеф местности и способы его обозначения.
Уклон линий. График заложений. Ориентирование на местности с помощью карты.
Способы измерения площадей на планах и картах. 12 2
Практические работы Решение задач на топографических планах и картах.
Масштабы и условные знаки топографических карт.
Определение площадей планеметром. 6 2
Самостоятельная работа обучающихсяВлияние кривизны земли на измерение горизонтальных и вертикальных расстояний.
Измерения и построения в геодезии. Изображение цифровой поверхности в цифровом виде.
6 2
Раздел 2.
Геодезические измерения. Тема 2.1.
Элементы теории погрешностей. Содержание учебного материала Погрешности измерений. Свойства случайных погрешностей измерений. Предельная, абсолютная и относительная погрешности.
Двойные измерения. Понятия о правилах и технике геодезических измерений. 2
2
Практические работы. Решение задач по теории погрешностей 2 2
Тема 2.2.
Угловые измерения. Содержание учебного материала . Принцип измерения углов. Зрительная труба.
Уровни и их устройство.
Теодолиты .Поверки и юстировки теодолитов. Центрирование теодолитов.
Измерение горизонтальных и вертикальных углов. 4 Практические работы Изучение теодолита 2T30П.
Полевые поверки теодолита марки Т-05.
Измерение горизонтального угла способом приемов.
Измерение горизонтальных углов способом круговых приёмов
Измерение расстояний нитяным дальномером. 10 2
Самостоятельная работа обучающихся. Теодолиты. Инструментальные погрешности. Поверки и юстировки приборов. Место нуля. Экер и его применение. 10 2
Тема 2.3.
Измерение длины линий. Содержание учебного материала Измерение длины линий мерными приборами.
Измерение длины линий дальномерами. 4 2
Практические работы Определение неприступных расстояний. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Светодальномеры.
Оптические дальномеры. Устройство преимущества и недостатки конструкций. 6 2
Тема 2.4
Измерение превышений.
Содержание учебного материала Сущность и методы измерения превышений. Геометрическое нивелирование.
Нивелиры и их устройство. Лазерный нивелиры. Нивелирная рейка.
Поверки и юстировки нивелиров. Тригонометрическое нивелирование. Барометрическое нивелирование. Гидростатическое нивелирование.
Производство геометрического нивелирования.
Нивелирование по квадратам. 12 2
Практические работы. Изучение и поверки нивелиров с компенсаторами 3Н 3КЛ,SETL-AT24.
Нивелирование на станции. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся. Виды нивелирования. Журналы нивелирования порядок заполнения. Барометрический нивелир. Ватерпас. Эклиметр. Измерения .Порядок работы. 10 2
Тема 2.5
Современные геодезические приборы.
Содержание учебного материала. Лазерные геодезические приборы. Электронные приборы и теодолиты.
Приборы вертикального проектирования. Использование спутниковых технологий в инженерной геодезии.
Геодезические сети. Общие сведения о геодезических сетях. Плановые геодезические сети. Высотные геодезические сети.
Топографические съемки. 8 2
Практические работы. Тахеометрическая съемка. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. Знаки для закрепления геодезических сетей. Съемочное обоснование.
Фототопографическая съемка. Специальные методы съемки. 4 2
Раздел3.
Геодезические работы в строительстве. Тема 3.1.
Инженерные изыскания для строительства.
Содержание учебного материала. Виды и задачи инженерных изысканий. Изыскания площадных сооружений. Практические работы. Геодезическая строительная сетка. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся. Изыскания для линейных сооружений. Современные методы инженерных изысканий. Треангуляционные сети .Трилатерационные сети. Полигонометрические сети. 4 2
Итого: 120 На самостоятельное обучение: 40 Обязательна аудиторная нагрузка: 80 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Геодезия».
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Геодезия»;
- обучающие фильмы;
- индивидуальные задания (раздаточный материал) для выполнения практических и лабораторных работ;
- комплект плакатов по темам изучаемой дисциплины;
- технические средства измерения: рейки, курвиметр, теодолит, нивелир, ЛПМ, штатив, измерительные ленты, циркуль-измеритель, планшеты.Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным проектором;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Геодезия М.И. Киселев Д.Ш. Михеев Москва 2010г.
2.Маслов А.В. Геодезия: Учебник. - М.: КолосС, 2008.
3.Курошев Г.Д. Годезия и топография. - М.: Академия, 2008.
4.Неумывакин Ю.К. Практикум по геодезии: Учеб.пособие. - М.: КолосС, 2008.
5.Обиралов А.И., Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А. Фотограмметрия. - М.: КолосС, 2002.
6.Обиралов А.И., Гебгарт Я.И., Ильинский Н.Д. Практикум по фотограмметрии и дешифрированию снимков. - М.: Недра, 1990.
Дополнительные источники:
Клюшин Е.Б., Киселев М.И., Михелев Д.Ш., Фельдман В.Д. Инженерная геодезия. - М.: Академия, 2008.
Куштин И.Ф. Геодезия: Обработка результатов измерений. - М.: Изд. центр «Март», 2006.
Неумывакин Ю.К. Земельно-кадастровые геодезические работы: Учебник. - М.: КолосС, 2006.
Микляев Ф.А. Настольная книга пользователя IBMPC. - М.: СОЛОН, 2004.
Берлянт. Картография. - М.: Недра, 2001.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: - читать ситуации на планах и картах;
определять положение линий на местности;
решать задачи на масштабы;
решать прямую и обратную геодезическую задачу;
выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;
пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования;
Предварительный контроль методом устного опроса
Текущий контроль методом устного опроса
Практическая
проверка
Оценка выполнения
лабораторных
работ
Тестирование
Защита и оценка выполнения практических работ
Практическая проверка. Оценка выполнения практических заданий на учебной практике.
Оценка выполнения практических заданий на производственной практике. Анализ производственных ситуаций
Тестирование
Защита практической работы и выполнение заданий на учебной практике
Знания:
основные понятие и термины, используемые в геодезии;
назначение опорных геодезических сетей;
масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
систему плоских прямоугольных координат;
приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
виды геодезических
Защита практической работы и выполнения заданий на учебной практике
Текущий контроль методом устного опроса
Защита практической работы и выполнение заданий на учебной практике
Текущий контроль методом письменного опроса
Защита практической работы и заданий на учебной практике
Экспертная оценка выполнения лабо-раторной работы и практических заданий на учебной и производственной практикахТекущий контроль методом устного опроса