Статья Создание тематических цифровых образовательных ресурсов в школе в условиях реализации ФГОС


Создание тематических цифровых образовательных ресурсов в школе в условиях реализации ФГОС
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе уже невозможно представить себе современную школу. Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ИКТ способно не только расширить арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Использование современных ЭОР не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, а приводят к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. За последнее время видовой состав электронных материалов пополнился такими новейшими педагогическими программными средствами, как электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие образовательные ресурсы. При этом учитель получает возможность организовать самостоятельный поиск информации учащимися, может наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у них, как осознание цели поиска, активное воспроизведение знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из разных источников.
Однако для того, чтобы сформировать информационную компетентность у учащихся, педагог сам должен ею обладать, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, использовать их для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности и др.
Создание условий для информатизации образовательного процесса, повышения квалификации педагогических кадров является административной задачей и связано с формированием локальной нормативной базы образовательного учреждения.
В ходе реализации проекта ОЭР «Развитие здоровьесозидающего образовательного пространства школы через создание системы дистанционного взаимодействия» были созданы тематические коллекции ЦОР «Здоровье и здоровый образ жизни».
При проектировании школьного варианта ЦОР возможно была использована методика определения потребностей школы в цифровых образовательных ресурсах(1).
Методическая работа в школе была организована в формате серии встреч педагогического коллектива, где происходило совместное обсуждение задач, формулировалась исходная идея, проекты документов на разработку ЦОР, поиск необходимых элементов, анализ их соответствия главной дидактической цели, оцифровка сопровождения учебного процесса, компоновка готовых материалов в модули, обсуждение вариантов навигации по ЦОР.
Были определены условия для разработки и внедрения ЦОР в образовательную практику:
к моменту начала создания и эксплуатации школьного ЦОР должны быть определены и уточнены функции различных служб, связанных с информатизацией образования, и конкретных исполнителей этих функций. Указанные функции включаются в регламенты их деятельности (положения о подразделениях ОУ, должностные инструкции работников ОУ);
переход от рабочих программ, разрабатывавшихся учителями без учета использования ЦОР, к программам, ориентированным на их использование;
обсуждение педагогическим коллективом содержания и форм самостоятельной работы в ЦОР учащимися для устранения дублирования, формального подхода к подбору информации;
учет требований ФГОС к созданию ЦОР (описание личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов, а также целей использования ИКТ и ЦОР, построение поурочного планирования, направленного на достижение этих целей;
организацию экспертизы качества ЦОР на соответствие возрастным особенностям, задачам и кодификаторам результатов освоения материала по разным предметов, возможностям организации самостоятельной работы учащихся и т.д.
Из возможного перечня ЦОРов наибольшей востребованностью в нашей школе отличались приложения к учебникам, а также разнообразный раздаточный материал, банк заданий, подборки примеров, дополнение классных и домашних работ, учебные пособия, энциклопедии.
Созданный на базе школы тематический ЦОР «Здоровье и здоровый образ жизни» включает:
91 электронное задание, содержащее более 1400 вопросов, 155 статей электронных учебников, 409 статей «Словаря терминов», 31 учебный словарь, 92 статьи о здоровьесбережении, 128 конспектов уроков, 99 интерактивных таблиц и др.
На основе анализа опыта работы были определены условия, которые необходимо соблюдать для создания ЦОР в образовательных учреждениях:
возрастные психолого-педагогические и индивидуальные особенности учащихся;
максимальное разнообразие материалов, ориентированных на работу с информацией (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
интерактивный характер заданий (как обучающих, так и диагностических), ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения.Список литературы.
Ардатский С.Н. Технологические принципы информационного образовательного ресурса [Текст] / Р.Н. Ардатский, О.С. Бартунов // Сборник статей "Образовательные порталы России". Выпуск 1. – М.: Технопечать, 2004. – С. 130-137.
Григорьев С.Г. Рекомендации по эффективному формированию информационных ресурсов образовательных порталов [Текст] /С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова // Интернет-порталы: содержание и технологии. Выпуск 3. – М.: Просвещение, 2005. - С. 134-166.