Рразработка урока по математике в 5 классе на тему Плоскость.Прямая .Луч


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя Хадыкина Наталья Борисовна
Должность, категория Учитель математики
Место работы Государственное общеобразовательное учреждение с.Колывань муниципального района Красноармейский Самарской области
Предмет Математика
Класс 5
Тема урока, место в изучаемой теме, разделе «Плоскость, прямая, луч» (Урок из раздела «Натуральные числа», 10 урок из раздела)
Тип урока Урок изучения нового материала
Цели урока предметные – познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями.личностные – проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения
метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Задачи урока образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры
развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы.
Планируемые результаты Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч
Основные понятия Плоскость, прямая, свойство прямой, луч
Формы организации образовательного пространства на уроке Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником.
Средства обучения Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска, листы самоконтроля; ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru; http://www.mathvaz.ruМетодическое пособие по математике 5 класс/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/ ФГОС /Алгоритм успеха/
Используемые технологии Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества
Базовый учебник Учебник 5 класс /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир /М.: Вентана-Граф, 2012
План - конспект урока
Этап урока,
продолжительность
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Методы, приёмы,
средства обучения Формируемые УУД
1. Организационный,
1 мин Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание.
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
«Ребята, проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку?» Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. Словесный Регулятивные: прогнозирование своей деятельности;Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассникамиЛичностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение
2. Мотивация учебной деятельности,
1 мин
- Предлагает послушать строки из стихотворения С. Маршака. Пусть каждый день
и каждый часВам новое добудет.Пусть добрым будет ум у васи сердце добрым будет.
- Как вы понимаете эти строки?
- Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями Слушают, объясняют смысл прочитанного четверостишия; смотрят на доску, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. Метод стимулирования положительной самооценки
Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других;
Личностные: умение проявлять познавательную инициативу
3. Актуализация
знаний,
7 мин
- Предлагает решить устно примеры поочередно и вписать правильность ответов в листы самоконтроля в дневнике достижений
- Предлагает решить задачу:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/113925/?interface=pupil&class=47&subject=16- ставит проблему

-Актуализируют необходимые установки;
-выполняют задания и вписывают результаты в листы самоконтроля;
-проводят подсчёт баллов за устную работу
- анализируют, отвечают на вопросы учителя, предлагают способы решения проблемы Фронтальный опрос с элементами тестирования с применением листа самоконтроля
(приложение № 1)
(слайды №2-5) из презентации «Устный счет. Арифметические действия»
Частично поисковая, исследовательская деятельность;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы; удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация; формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
4. Изучение нового материала, 10 мин
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать?
- Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать;
-подводит к тому, что плоскость бесконечна
- Предлагает начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки и сделать вывод
-вызывает к интерактивной доске учеников, чтобы продемонстрировать получившееся изображение
- дает понятие луча;
отрабатывается взаимное расположение изучаемыхфигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок
и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку.
- находят в окружающих предметах плоскость
-свободно обмениваются мнениями, делают выводы
- в тетрадях чертят прямую, проходящую через две точки, 3 точки, 4 точки делают самостоятельные выводы
- Смотрят, выполняют задания , оценивают, делают выводы
Частично поисковая, исследовательская деятельность;
Презентация «Дм 3 Плоскость. Прямая. Луч»
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов;Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные: проявление внимания, интереса, желания больше узнать
Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме согласно речевому этикету и понимать речь других;
5. Физминутка,
2 мин Даёт рекомендации по выполнению. Ведёт счёт. Выполняют
гимнастику
ЗдоровьесберегающиеКоммуникативные: умение работать по заданию
Личностные: формирование ЗОЖ
6. Первичное закрепление изученного материала
6 мин Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
-организует работу с учебником: предлагает устно ответить на вопросы на стр. 29
- решение №85 в тетрадях; к интерактивной доске вызывается 1 ученик
- №87, 88, 89 решают всем классом устно
- №90,91 – работа в парах - Отвечают на вопросы
- Выполняют задания;
- учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске - записывают решение в тетрадь, советуются с соседом по парте
- результаты решения записывают в листы самоконтроля Фронтальная работа с классом
Индивидуальная
работа
Работа в парах Познавательные: рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения.
Регулятивные:
7. Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений), 5 мин Самостоятельная работа
(по вариантам) с самопроверкой Выполняют работу;
Сверяются с ответами на доске, выставляют баллы в дневнике достижений в листах самоконтроля Индивидуальная
самостоятельная
работа Познавательные: рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация; формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
8. Рефлексия
2 мин - Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Какая была сегодня тема урока?
Какую цель ставили?
Достигли цели?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
я – знаю
я – запомнил
я – смог
И поставьте себе смайлик – один из 4
Учащиеся отвечают Фронтальная работа с классом
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация
Личностные: умение оценить свои знания и возможности
9. Домашнее задание,
1 мин Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?»
Учитель предлагает дозированное домашнее задание
§4, вопросы, №86, 89, 106, доп.111 Учащиеся записывают в дневники домашнее
задание Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности
Приложение № 1
Лист самоконтроля
Вид задания Количество правильных ответов Шкала баллов Суммарный балл
за задание
Тест 1 слайд 5 2 слайд 5 3 слайд 8 4 слайд 5 Задача № 85 1 Задача №87 1 Задача №88 1 Задача №89 1 Задача №90 1 Задача №91 1 Самостоятельная работа Задание 1 1 Задание 2 1 Задание 3 1 Суммарный балл за работу Критерии оценок: 27-32б-«5»; 20-26б- «4»; 16-19б – «3»; меньше 16 б- «2»
Приложение № 2

Всё отлично! Было трудно, Старался, Было скучно…
но я разобрался. но многое не понятно.
Приложение 3
Самостоятельная работа
«Геометрические фигуры»
Вариант 1
Выполните действия: .
-95250448945А
В
C
D
00А
В
C
D
На отрезке АВ отмечены точки С и D. Запишите все отрезки с концами в точках А, В, С и D.
5962015537845С
E
D
А
В
00С
E
D
А
В

Измерьте стороны пятиугольника, изображенного на рисунке. Запишите результаты измерений.
Самостоятельная работа
«Геометрические фигуры»
Вариант 2
Выполните действия: .
123825467995M
N
K
L
00M
N
K
L
На отрезке АВ отмечены точки С и D. Запишите все отрезки с концами в точках А, В, С и D.
5914390452120В
С
E
D
А
00В
С
E
D
А

Измерьте стороны пятиугольника, изображенного на рисунке. Запишите результаты измерений.