Конспект урока по литературному чтению на тему «Сказка-ложь, да в ней намёк…» по сказке Е.Шварца «Два брата» (4 класс)


К О Н С П Е К Т
урока литературного чтения в 4 «А» классе
Тема урока: «Сказка-ложь, да в ней намёк…»
Тип урока: урок- обобщение по сказке Е.Шварца «Два брата»
Цель:  выявить нравственные уроки сказки, обобщить знания по проблеме взаимоотношений в семье.
Задачи урока:
дальнейшее совершенствование навыков сознательного, беглого чтения, активизация “вдумчивого чтения”.
выявление целостного представления о прочитанном, главной мысли;
Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» - верхняя полка выставки; Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» - нижняя полка выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)
Ход урока:I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).
Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев? Какими их видим в начале сказки, в финале?)
Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой - мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».
В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
III. Сообщение темы урока. 
У. Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата» с кторой мы познакомились на прошлом уроке?
У. «Семья – семь я». Догадайтесь, какова тема нашего урока?Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».
IV. Вычерчивание структурной схемы образов и составление характеристик главных героев.У. Назовите главных героев сказки и укажите их взаимоотношения.Дети: Отец, Мать, Старший брат, Младший брат, Мороз, животные.У: (чертит схему на доске)Отец-----МатьДети: Уважение и любовь.У: Отец-----Мать-----Старший-----МладшийДети: Любовь и уважение к детям
У: А что узнали о семье лесничего? Что его огорчает? Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность.
У: Старший-----МладшийДети: Не любил, жестоко относился.У: Младший-----СтаршийДети: Любил, но был капризным ребенком.У: Какие отношения у главных героев с другими героями?(чертит схему)У: Старший-----МорозДети: Вынужден слушаться, боится Мороза.У: Мороз------СтаршийДети: Ему нужен бездушный помощник.У: Мороз-----МладшийДети: Убрал как лишний в его вечном мире покоя.У: Старший-----ЖивотныеДети: Доброе отношение друг к другу.У: Исходя из структурной схемы образов дайте характеристику каждому герою. Дети: Старший:брат умный, много читает, убедительно говорит, но жестоко относится к брату (выгнал на мороз). Любимые слова «Оставь меня в покое». Бездушен, поэтому Мороз захотел делать его помощником, изменился под действием обстоятельств, понял, что главное дружба и любовь в семье.Дети: Мороз:руководит миром вечного покоя, символизирует омертвлением души. Голос насквозь промерз. Обстановка-бесконечность холода, занимается страшным промыслом «успокаивает все живое». Любимые слова «Оставь меня в покое».Дети: Младший:маленький, 7 лет, неподготовлен к жизни, ссорится, требует к себе внимания, не может сам себя занять.Дети: Отец:любит своих детей, природу, назвал мальчика Старшим, тем самым показывая ответственность Старшего за Младшего.У: Какой вывод сделаем их этих характеристик?Дети: Каждый герой понимает свою роль в семье.
У: Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда...
- Что произошло?
- Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)
V. Театрализация фрагмента.У: Покажите отрывок из сказки.Сюжет отрывка следующий.Старший брат сидит, читает книгу, а Младший ходит вокруг и скучает. Младший просит Старшего: «Поиграй со мной». Старший (читает, не отрываясь) говорит: «Оставь меня в покое». Младший повторяет: «Ну, поиграй». Старший хватает за шиворот Младшего и выталкивает на мороз, закрывая дверь на замок. Младший кричит: «Ты же мне вместо отца, что ты делаешь»! Старший (делает шаг к двери) «А ладно, еще почитаю».У: Что показывает этот отрывок?Дети: Этот отрывок показывает, с чего началась беда и этого могло не случиться, если бы старший был внимательным.VI. Физминутка.
У. В сказке много ситуаций связанных со льдом.
У. А кого в сказке можно сравнить со ЛЬДОМ? (Подтверждение из текста)
Д. Прадедушку Мороза и вначале сказки Старшего брата. (Дети зачитывают отрывки из сказки)
У. Ребята, а как вы думаете, это хорошо, если тебя сравнивают со льдом?
Д. НЕТ!!!
У. Да, друзья, согласна с вами. А вот вы сказали, что Старшего брата можно сравнить со льдом только в начале сказки, означает ли это, что потом Старший брат изменился?
Д. Да. Сердце Старшего брата изменилось, оно стало добрым.
У. Посмотрите, ребята, какая создаётся интересная ситуация: двух героев вначале сказки можно сравнить со льдом, позже один из героев меняется, он становиться лучше, а другой остаётся таким же ледяным. Почему? Как понять? Как разобраться?
VII. Составление сводной таблицы «Линии сравнения»
У. Что появилось на нашем уроке?
Д. Противоречие, проблема.
У. Да, на нашем уроке возникла проблема, вопрос, противоречие, которое нам необходимо разрешить. При каких условиях, качествах, чувствах возможно изменение героев сказки в лучшую сторону.
Прадедушка МорозСтарший братВ начале сказки В конце сказки В начале сказки В конце сказки
Хозяин Хозяин Умный Умным
Спокойный Спокойный Много читалДобрым
Злопамятный Злопамятный Желающий личного покоя Понимающим
Нетерпящий возражений Нетерпящий возражений Безжалостный Жалеющим
Безжалостный Безжалостный Резкий Мягким
Со злым сердцем Со злым сердцем Со злым сердцем С добрым сердцем
Разговорчивый Разговорчивый кричащий Любящим
эгоистичным эгоистичным эгоистичный заботливым
VIII. Чтение отрывков сказки с целью осмысления характеров Прадедушки Мороза и Старшего брата
У. – Ребята, какое слово объединяет героев сказки в начале истории, что нам и позволило сравнить их со льдом? (слово ПОКОЙ). Найдите отрывки и зачитайте их. (Занести в таблицу качества героев)
Д. Их объединяет слово - ПОКОЙ. (Дети зачитывают отрывки)
У. К чему привело желание Старшего личного покоя? (Зачитайте)
Д. К страшному горю, Младший брат исчез. (Читают отрывок)
У. Друзья, как вы считаете, изменился ли Старший брат с исчезновением Младшего? (Зачитайте)
Д. Да, он изменился. Старший впервые его жалел. (Зачитывают отрывок)
У. При каких обстоятельствах произошла встреча Старшего брата с Прадедушкой Морозом? (чтение по ролям)
Д. Они встретились в ледяном лесу – царстве Прадедушки Мороза.
У. Ребята, какой поступок Старшего понравился Прадедушке Морозу. (Зачитайте)
Д. Старший выгнал из дома Младшего. (Зачитывают)
У. А какой поступок Старшего разозлил Прадедушку Мороза? (Зачитайте)
Д. Попытка мальчика открыть дверь «49» зала. (Зачитывают)
У. Какие слова из сказки позволяют нам с уверенностью сказать, что Старший брат изменился?
Д. Когда разбился Младший. (Зачитывают)
У. А какие слова из сказки позволяют нам с уверенностью сказать, что Прадедушка Мороз не изменился?
Д. Когда Прадедушка Мороз заплакал от злости, от того что не сумел догнать Старшего. (Зачитывают)
У. Было ли желание у вас, ребята, помочь Старшему?
Д. Да.
У. А кто помогал Старшему в спасении Младшего?
Д. Разные лесные звери и птицы?
IX. Работа с пословицами.
У. Наши герои прошли серьёзные испытания, в которых они показали свой характер. Характеры людей, прекрасно отражены в народной мудрости – пословицах и поговорках. Работаем с пословицами в парах по алгоритму.
Выбор пословицыОбъяснение смыслаПодкрепление своих мыслей текстом произведения
1. Есть сердце, да закрыто дверцей. с.64
2. Задним умом дела не поправишь. с.65
3. У кого детки, у того и заботы и бедки. с.62
4. Вся семья вместе, так и душа на месте. с.80
5. С друзьями два горя вместе, третье пополам с.75 6. Дело заделано, надо доделывать с.75
7. Усердие – мать удачи. с.74
8. Колотись, бейся а всё надейся. с.73
9. Мал годами, да стар бедами. с.78
10. На волосок от смерти. с.77
(Самооценка)
Вывод: работа с пословицами, объяснением их смысла, подтверждением их смысла текстом учебника, планомерно доказывает, что «Жизнь дана на добрые дела». Каждому важно вовремя понять, что только сила любви и дружбы может поменять характер, а значит и жизнь человека. Любовь лишь к себе – разрушительна.
X. Стадия рефлексии.
У. – Кто из героев сказки изменился и почему?
Д. Старший брат. Он сумел пожалеть Младшего брата и сердце его заполнила любовь и доброта.
У. Почему Прадедушка Мороз, пройдя испытания, не изменился?
Д. Он любил только себя и личный покой!
У. А вот мне, ребята, жаль Прадедушку Мороза! Считаю, что нельзя оставлять его таким эгоистом, он ведь тоже от этого страдает, по сути он очень несчастен! Я предлагаю провести ярмарку идей, дел, которые бы помогли Прадедушке Морозу понять, что так жить больше нельзя!
У. Дорогие ребята, я очень рада, что у нас добрые сердца, мы - счастливые люди! Счастье это?
Д. Это друзья, дом, семья, школа, добрый учитель, природа, мир, родной город,
У. Согласна с вами, ребята, что счастье состоит из многих слагаемых.
XI.Выбор рецензий.У: Выберите нужный вариант.«Старший брат, будучи умным, но не душевным человеком, чуть не погубил Младшего брата».«Столкнулись два мира – мир вечного покоя и мир жизни, где правит душевность, дружба.»«Самое ценное – это семейное счастье, но его надо беречь, через внимание к близким».Дети: Правильный ответ – третий.У: Какова жизненная мудрость сказки?Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.
XII. Выявление традиционного и специфического в сказке.У: Назовите традиционные линии сказки?Дети: Зачин, концовка, повторы, цифра 3, волшебные предметы.У: Назовите зачин.Дети: «В одном огромном лесу жил-был»…»У: Назовите концовку.Дети: «И тех пор жили они счастливо…»У: Какие специфические особенности у этой сказки?Дети: Предисловие 7 строк: «О мире живой природы, где каждый отвечает друг за друга…»Дети: Послесловие 7 строк: «Жить можно счастливо, если жить дружно»
«Внешние» знаки писателя.У: Какие «внешние» знаки использовал Шварц, чтобы показать свое отношение к героям?Дети: Союзы «и» в разных частях текста играют свою роль: быстроты, волнения.Использует специфические глаголы.
Е.Щварц сочинял сказки на хорошо известные сюжеты, но это не повторение, а создание своей сказочной страны. Он умел увидеть в известном сказочном сюжете не просто нечто новое, а именно то, что нужно открыть читателю сейчас, сегодня, что изменит их жизнь, сделает её ярче и лучше.XIII. . Итог урока. У: Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка?XIV. Домашнее задание:
Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки»