Конспект мастер-класса по применению технологий критического мышления на уроках литературы в старших классах

МАСТЕР-КЛАСС.
Тема: «Черный квадрат в искусстве и литературе».
Представление слайда.
Что вы видите на экране?
Когда вы видите перед собой пятно черного света, какие эмоции оно у вас вызывает?
Сейчас мы с вами воспользовались технологией критического мышления – составили ряд ассоциаций, связанных с черным цветом.
Представление картины «Черный квадрат» К.Малевича.
А сейчас что вы видите на экране?
Да, действительно, это картина русского художника польского происхождения Каземира Малевича «Черный квадрат». В 1914 году Каземир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 см, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом.
Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете. Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие – одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования.
В конце 1915 года зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «квадрату» же предназначил особое место – в углу, под потолком - там и так, как принято вешать икону. Вряд ли от него, человека красок, ускользнуло то соображение, что этот важнейший, сакральный угол называется «красным», но красный означает тут не цвет, а красоту. Малевич сознательно вывесил чёрную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» - чёрное (ноль цвета), вместо лица- провал(ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь-мрак, подвал люк в преисподнюю, вечная тьма.
Попробуем сравнить картину «Чёрный квадрат» и икону-символ веры для многих из нас.
Для этого я приглашаю на сцену две группы по три человека.
Мы снова воспользуемся технологией критического мышления, на этот раз – приемом пятистишия.
Похожи ли эти образы?
Что их отличает?
Почему Малевич назвал «квадрат» - «иконой нашего времени»?
Что за время было тогда?
После появления квадрата эпоха разделилась на «доквадратную» и «послеквадратную».
За много лет до того в сентябре 1869 года, Лев Толстой испытал некое странное переживание, послужившее переломным моментом в его мировоззрении. Он выехал из дома в веселом настроении, чтобы сделать важную выгодную покупку: приобрести новое имение. Ехали на лошадях, весело болтали. Наступила ночь. «Я задремал, но вдруг проснулся: мне стало чего-то страшно. Вдруг представилось, что мне не нужно, незачем в эту даль ехать, что я умру тут, в чужом месте. И мне стало жутко.» Путники решили заночевать в городке Арзамасе. «Вот подъехали наконец к какому-то домику со столбом. Домик был белый, но ужасно мне показался грустный. Так что жутко даже стало. Был коридорчик; заспанный человек с пятном на щеке, - пятно мне это показалось ужасным, - показал комнату. Мрачная была комната. Я вошел, - еще жутче мне стало.
Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой красной. Я взял подушку и лег на диван. Когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно. Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал? Куда я везу себя? От чего, куда я убегаю? Я убегаю от чего-то страшного, и не могу убежать. Я вышел в коридор, думал уйти от того, что мучило меня. Но оно вышло за мной и омрачило все. Мне так же, еще больше, страшно было. Да что это за глупость, - сказал я себе. – Чего я тоскую, чего боюсь?
- Меня, - неслышно отвечал голос смерти. – Я тут.
Я лёг было, но только что улёгся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска. – такая же духовная тоска. Жутко, страшно. Как - то жизнь и смерть сливались в одно. Все тот же ужас – красный, белый, квадратный.»
Это знаменитое и загадочное событие в жизни писателя – не просто внезапный приступ сильнейшей депрессии, но некая непредвиденная встреча со смертью, со злом – получило название «Арзамасского ужаса». Красный, белый, квадратный. Звучит, как описание одной из картин Малевича. Некая открывшаяся Толстому истина увела его в пустоту, в ноль, в саморазрушение. Занятый духовными поисками, он не нашел ничего, кроме горстки банальностей – вариант раннего христианства. Последователи его тоже ушли от мира и тоже никуда не пришли.
Черное и белое
Жизнь и смерть
Продолжите список противоположностей.
В литературе встречаются такие противоположности?
Какие произведения и авторов вы можете назвать?
Почему все великие художники рано или поздно сталкиваются с этим «Черным квадратом»?
Вопрос физикам – в астрономии встречается понятие «черные дыры». Кто – нибудь может объяснить, что это значит?
Черная дыра – это не дающий излучения космический объект, обладающий мощным полем тяготения, вбирающий, притягивающий свет.
Может быть «квадрат» - та самая черная дыра?
Вы подошли к пропасти – что вы видите перед собой?
А.Бенуа, современник Малевича писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели.
Возвещает искусство? Вы согласны?
«Черный квадрат» скорее возвещает конец искусства, невозможность его, ненужность его, он есть та печь, в которой искусство сгорает, в которую оно проваливается, как в жерло. Что есть разговор о черном квадрате, как не разговор о Боге и Дьяволе. Разговор об этом либо так бесконечно сложен, что начинать его страшно, либо, напротив, очень прост: если ты хочешь, чтобы Бог был – он есть. Если не хочешь – нет.
Кто – нибудь из великих писателей смог утвердить Бога и уничтожить Дьявола? Они бесконечно ищут и отрицают, без этого самого главного спора может ли существовать искусство, литература? Этот спор начался с Адама и Евы и до сих пор продолжается
15