Презентация по литературе на тему Л. Н. Толстой. Главы из повести Детство


Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повестиУрок 32 Домашнос заданиеПрочитать самостоятельно главы повести «Детство»: «Учитель Карл Иваныч», «Охота», «Стихи», «Ивины», «Мазурка», «Последние грустные воспоминания» и подготовить их пересказ. Письменно ответить на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?».Индивидуальное задание. Выполнить задание из раздела учебника «Совершенствуем свою речь». Основное содержание урока. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведений. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Составление тезисов статьи. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Устный или письменный ответ на вопрос (с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. Составление плана анализа эпизода- Анализ фрагмента эпического про­изведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «автобиографическое произведение».Планируемые результатЛичностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных цен­ностей российского общества; формирование нравственных качеств личности, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому челове­ку; принятие ценности семейной жизни.Метапредметные: развитие умений выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, работать в группе, делать выводы и обобщения; развитие коммуникативной и ИКГ-компетентности.Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письмен­ные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества)Актуализация имеющихся знаний о Толстом: Какие произведения Толстого вы читали? Расскажите о них. Рассказ о Л. Н. Толстом и его детстве в Ясной Поляне с показом изображений литературных мест и включением сообщений.Чтение и обсуждение статьи учебника «Л. Н. Толстой. Музей-усадьба в Хамовниках» (см. раздел учебника «Литературные места России»).Чтение и обсуждение эпиграфа к статье учебника «Лев Николаевич Толстой»:Как вы понимаете слова «Ему было близко всё человечество»?Что значит «понимать душу России»?Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой».ВопросТезисКаково социальное происхождение Л.Н. Толстого?Какой след оставила в его жизни Ясная Поляна?Как началось литературное творчество Толстого?Чем привлекателен образ Николеньки Иртеньева?В чём новаторство автобиографической трилогии?Какова общественная и педагогическая деятельность Толстого?Почему, «не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком»? Обсуждение статьи учебника «В середине XIX столетия»:Как оценил Тургенев повесть Толстого «Детство»? Что связывало Тургенева и Толстого? В чём их общность? Сложность взаимоотношений детей и взрослыхГрупповая работа:Группа 1. Глава «Маmап». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям татап, холстинковое платьице, октавы, кацавейка, гумно, пяльцы. Прочитайте выразительно начало главы до слов «...ещё громче и повелительнее, чем прежде». Выберите портретные описания и проанализируйте их. (От чьего имени дано описание? Какими способами описывается внутреннее состояние человека? Какова роль художественных деталей?) Перескажите кратко сюжет оставшейся части главы. Что важнее для писателя: события или описание состояний, чувств, душевных движений? Каково отношение мальчика к матери и как оно проявляется в его поведении? Какой вывод о красоте человеческих лиц делает Толстой? На что в характере матери указывает деталь «шесть кусочков сахара для некоторых почётных слуг»? Сложность взаимоотношений детей и взрослыхГрупповая работа:Группа 2. Глава «Что за человек был мой отец?». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям рыцарство, конёк его был блестящие связи, отставной поручик гвардии, Семёнова, цыганка Танюша. Прочитайте выразительно фрагмент главы со слов «Он умел взять верх в отношениях с всяким» до слов «...что не видел в том необходимости». Проанализируйте повествование об отце. (Важны ли для рассказчика события, происходившие с его отцом, и их динамика? Как характеризуют отца его поступки? Какова авторская оценка отца? Выберите цитаты, которые показывают положительные и отрицательные черты отца в восприятии сына? Проследите, как показано влияние жизненных обстоятельств на характер отца, его отношение к жизни. Какую роль играет в этом фрагменте художественное время?) Подумайте, кто даёт оценки отцу: одиннадцатилетний мальчик или взрослый человек, вспоминающий своё детство. Подумайте, почему в рассказе об отце повествование трудно отделить от описаний. Сложность взаимоотношений детей и взрослыхГрупповая работа:Группа 3. Глава «Классы». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: сюртук, книга диалогов, дратвы, Саксония, дворецкий. Перескажите кратко содержание главы от третьего лица. Прочитайте по ролям диалог Карла Иваныча и Николая со слов «Из классной слышен был разговор в комнате дядьки» до слов «...но ничего не сказал». Проанализируйте этот диалог. (В чём состоит основной конфликт диалога? Как героев характеризует их речь? Найдите детали слов автора, показывающие состояние Карла Иваныча. Как проявлялось его внутреннее волнение и недовольство? Какой подтекст проявляется в репликах диалога о Наталье Николаевне и о том, что Карл Иваныч «найдёт себе кусок хлеба»?) Почему мальчика волнует и огорчает, что «отец и Карл Иваныч не поняли друг друга»? Ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Сложность взаимоотношений детей и взрослыхГрупповая работа:Группа 4. Глава «Наталья Савишна». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям затрапезный, затрапезка, кларнетист, взял её в верх, надела чепец, провизия, трата, очаковское куренье, под турку ходили, корнет, винная ягода. Перескажите выборочно историю Натальи Савишны. Что в её судьбе вызывает сочувствие рассказчика? Какими словами автор характеризует её службу? Сделайте вывод о её отношении к господам. Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после главы «Детство»). Сложность взаимоотношений детей и взрослыхГрупповая работа:Группа 5. Глава «Детство». Попытайтесь кратко пересказать главу и объясните, почему это сложно. Что запомнилось рассказчику из детства: события или чувства? Почему? Как можно охарактеризовать его отношение к матери? Способны ли современные дети на такую глубину чувств? Обоснуйте свою позицию. Прочитайте выразительно первый и три последних абзаца главы. Почему в них много вопросительных предложений? Охарактеризуйте художественное время главы. Как меняется возраст рассказчика? Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Развитие понятия об автобиографическом художественном произведенииВыполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие автобиографическое произведение.Изучите смысловое наполнение понятия автобиография.Сформулируйте основные черты автобиографического произведения и подберите к ним примеры, заполнив таблицу:Черты автобиографического произведенияПримеры из повестиСуждения автора о самом себе, о своём месте в обществе, в миреВыражение творческих принципов писателяОбобщение в лице рассказчика особенностей его поколения, социальной средыПереосмысление событий своей личной жизни Практическая работа. Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве (по главе „Детство")?»: Детство — счастливая и невозвратимая пора. Воспоминания о детстве возвышают душу. Мать — главное воспоминание детства. Любовь к матери и любовь к Богу сливались в одно чувство. Какое время может быть лучше детства? Неужели остались одни воспоминания?Итоговый вопрос:Каковы главные художественные особенности повести «Детство»?(Главное для автора — показать «диалектику души», а сюжет имеет второстепенное значение. В образе рассказчика сочетаются особенности восприятия мальчика-рассказчика и оценки взрослого человека — автора-повествователя.)
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ).ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ И ЕГО ДУХОВНЫЙ МИРУрок 33 Домашнее заданиеСоставить письменную характеристику Николеньки или письменно ответить на вопрос «Чем различаются рассказчик и автор - повествователь в повести «Детство»?» (по выбору учащихся). Подготовиться к литературному рингу или тестированию, повторив темы И. С. Тургенев», «Н. А. Некрасов», «М. Е. Салтыков-Щедрин», Л. Н. Толстой. Групповые задания. Подготовить компьютерные презентации (не более 10 слайдов) и монологические рассказы о детстве и юности и И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и литературных местах, связанных с этими писателями (по группам). Основное содержание урока. Проявления чувств главного героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе. Основные виды деятельности. Различные виды пересказов. Устный или пись­менный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов: поиск цитатных при­меров, иллюстрирующих понятие «герой-повествователь». Различение образов рас­сказчика и автора-повествоватепя. Анализ различных форм выражения авторской по­зиции. Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума , «Читаем, думаем, спорим...».Планируемые результаты Личностные: формирование нравственных качеств личности, ответственного отношения к своим поступкам; осознание роли семьи в жизни человека. Мегапредмешые: развитие навыков смыслового чтения, умения создавать табли­цы и схемы для решения учебных задач, работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие ИКГ-компетентности.Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать и интерпрети­ровать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в ли­тературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Проявления чувств главного героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступковГрупповая работа:Группа 1. Глава «Учитель Карл Иваныч». Перескажите выборочно, как главный герой воспринимает своего учителя Карла Иваныча. Заполните таблицу цитатами, показывающими, какие противоречивые чувства испытывает главный герой к Карлу Иванычу:Недовольство учителемЛюбовь к Карлу ИванычуТолько о том и думает всю жизнь, как бы делать мне неприятности...Какой он добрый и как нас любит...Противный человек......А я мог так дурно о нём думать...….….С какой целью автор показывает, что герой и любит Карла Иваныча, и мысленно ругает его? (Писатель открывает в главном герое возможности изменения, развития, внутреннего обновления, способность к анализу собственных поступков и нравственному самосовершенствованию.)
Группа 2. Глава «Охота». Перескажите кратко сюжет главы. Прочитайте выразительно финальную часть со слов «Вдруг Жиран завыл...» до конца главы. Что заставило героя воскликнуть: «Боже мой, что я наделал!»? Выпишите из главы цитаты, которые показывают, каким герой воображал себя на охоте и что получилось на самом деле:Какие слова использованы для описания состояния героя после совершённой ошибки? (Раскаиваться, стыд, моя ошибка, я не выдержал, в сильном отчаянии и др.) Докажите, что герой беспощаден к себе. Как характеризует Николеньку то, что он анализирует свои поступки?Каким герой воображал себя на охотеПочему он допустил ошибкуВоображение моё... ушло далеко вперёд действительности...Кровь ударила мне в головуМне казалось, что не может быть решительнее этой минуты...Я всё забыл в эту минуту: закричал что-то неистовым голосом, пустил собаку и бросился бежать...
Группа 3. Глава «Стихи». Перескажите сюжет главы от третьего лица. Почему герой решил подарить бабушке стихи? Заполните по образцу цитатную таблицу, выписав примеры, в которых звучит оценка Николенькой своих стихов и описывается его состояние в момент вручения подарка:Что вызывало у Николеньки внутреннее волнение и как это его характеризует?Оценка героем своих стиховСостояние героя во время вручения подаркаНичего дальше не мог сочинить...Нахожусь под тяжёлым влиянием непреодолимой, одуревающей застенчивости...Убедили меня в моей неспособности...Чувство это увеличивается в прямом отношении времени Группа 4. Глава «Ивины». Что восхищало Николеньку в Серёже Ивине? Перескажите эпизод «с гимнастическими штуками» от лица Иленьки Грапа. Сопоставьте чувства Сережи и Николеньки по отношению к Иленьке, заполнив цитатную таблицу:Почему Николенька сначала решил подшутить над Граном вместе со всеми, а потом всё-таки понял «жестокость своего поступка»? Как это его характеризует? Как понять последнее предложение этой главы?Чувства Серёжи ИвинаЧувства Николеньки Иртеньева«Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!»В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело«Вот баба, нюня...»Плачевная фигура бедного Иленьки... над головою несчастного... Группа 5. Глава «Мазурка». Какие обстоятельства во время мазурки привели героя в замешательство? Умел ли он танцевать? Докажите своё мнение. Заполните таблицу, выписав цитаты, показывающие изменения душевного состояния Николеньки во время танца и их причины:Какие вопросы мучают Николеньку в конце главы? Как это его характеризует? Какие воспоминания приводят его «расстроенное воображение» в равновесие?Изменения душевного состоянияИх причиныЧто же это он делает?.. Выходит, что танцуют совсем не так......Это вовсе не то, чему учила нас МимиЯ решительно не знал, что делать с своими ногами[Ноги]... стали невольно выделывать фатальные круглые и плавные па на цыпочках Развитие понятия о герое-повествователеПрочитайте по ролям диалог Николеньки и Натальи Савишны из главы «Последние грустные воспоминания» со слов «Так как ещё прежде довольно часто случалось...» до слов «...сидели друг против друга и плакали». Какие чувства испытывал Николенька после смерти матери? Как понять выражение: «...наш обыкновенный образ жизни казался мне оскорблением её памяти»? Докажите, что в главе соединяются чувства мальчика-рассказчика и автора-повествователя, размышляющего о своём детстве.Найдите в словаре литературоведческих терминов определения понятий образ повествователя и образ рассказчика. Сравните эти формулировки. Практическая работа. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести.Из текста последней главы выберите цитаты, указывающие на различия рассказчика и автора-повествователя, и составьте цитатную таблицу:Рассказчик (мальчик Николенька)Автор-повествователь (взрослый человек, вспоминающий детство и размышляющий о нём)После такого несчастья всё должно бы было изменитьсяОна... говорила с такой простотой и уверенностью, как будто рассказывала вещи самые обыкновенные, которые сама видала...Меня поразил тогда этот переход от трогательного чувства... к ворчливости и мелочным расчётамРассуждая об этом впоследствии, я понял, что, несмотря на то, что у неё делалось в душе, у неё доставало довольно присутствия духа, чтобы заниматься своим делом...ВыводыРассказчик ставит на первое место описание чувств и переживаний, он анализирует свои мысли и поступки и критически к себе относитсяАвтор-повествователь размышляет о своём детстве много лет спустя. Он оценивает поступки и чувства Николеньки и окружающих его людей с позиций взрослого человека, тонкого психолога. В повести как бы два повествователя, разделённые временем и различающиеся жизненным опытом Обсуждение произведений книжной графики. Итоговые вопросы:Какие душевные качества Николеньки особенно привлекательны? В чём различие образов рассказчика и автора-повествователя? ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГУрок развития речи Урок 34 Домашнее заданиеПодготовить устный рассказ об А. П. Чехове, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Основное содержание урока. Литературный ринг на тему «Проблемы и рои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е Салгыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». Тестирование по произведениям этих писателей. Основные виды деятельности. Конкурсы на лучшее выразительное чтение, различные виды пересказов, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные или письменные ответы на вопросы (с использованием ирования). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование ;гмента, ответы на вопросы витрины. Решение тестов.Планируемые результатыЛичностные: формирование ответственного отношения к учению, способности ручающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к об- ;ению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельно- в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать качество выполнения учебной задачи; овладение основами самоконтроля, самооценки.Предметные: осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и со- 1ьным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, вескому, этическому и познавательному развитию. Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого»Класс делится на 4 команды по 6—7 человек. Команды поочерёдно выполняют устные и письменные контрольные задания. Список всех заданий с предварительной подготовкой (презентации, чтение наизусть, инсценирование) вы знали заранее. Каждое задание оценивается в баллах. За правильные ответы каждый участник команды получает жетоны и суммирует их в конце игры. По количеству полученных баллов выставляется оценка за урок. Конкурс 1. «Монологи в картинках».Рассказы о детстве и юности Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и литературных местах, связанных с ними, показ компьютерных презентаций (до 10 баллов). Конкурс 2. «Читаем вслух».Выразительное чтение фрагментов (100—120 слов) из произведений Тургенева, Некра­ова, Салтыкова-Щедрина, Толстого (по жребию). В конкурсе участвует один человек от группы.(до 5 баллов). Конкурс 3. «Наизусть или близко к тексту».Художественный пересказ:описания грозы из рассказа «Бирюк», выборочный пересказ «Динамика чувств Николеньки в главе „Ивины“», краткий пересказ «Как мужик помог генералам выжить на необитаемом острове» от лица мужика, чтение наизусть фрагмента из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (по жребию). В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов). Конкурс 4. «Я — литературный герой».Краткий рассказ (от лица героя или героини):истории Бирюка, дикого помещика, княгини Трубецкой, Натальи Савишны.В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов). Конкурс 5. «Играем в театр».Инсценирование произведений (до 10 баллов): Диалог Бирюка и мужика. Фрагмент разговора княгини Трубецкой с губернатором Иркутска. Разговор генералов на необитаемом острове. Диалог Николеньки и Натальи Савишны (гл. «Последние грустные воспоминания»). Конкурс 6. «Муки творчества».Создание и выразительное чтение стихотворения в прозе на тему: 1) русский крестьянин;2) русский помещик; 3) русский генерал; 4) русская женщина(12 баллов).В конкурсе могут участвовать все члены команды. Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)Тест 1. «Внимательный читатель» (1 балл за правильный ответ). Ответьте на вопросы викторины:I. И. С. Тургенев. «Бирюк». Назовите имя и отчество Бирюка. Как звали дочь Бирюка? Какое явление природы является в рассказе символическим? II. Н. А. Некрасов. «Русские женщины». В каком городе произошёл диалог княгини Трубецкой с губернатором? Сколько времени провела княгиня Трубецкая в ожидании лошадей? Назовите имя и отчество княгини Трубецкой. III. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».На какой улице в Петербурге жили генералы? Чем мужик кормил генералов на пути в Петербург? Из чего мужик свил верёвку? IV. Л. Н. Толстой. «Детство».Какому иностранному языку учил Николеньку Карл Иваныч? Какой герой вызвал у Николеньки сначала восхищение, а потом разочарование? Какой предмет «поссорил» Николеньку с Натальей Савишной? Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)Тест 1. «Внимательный читатель» (1 балл за правильный ответ). Ответьте на вопросы викторины:I. И. С. Тургенев. «Бирюк». Назовите имя и отчество Бирюка. (Фома Кузьмич.) Как звали дочь Бирюка? (Улита.) Какое явление природы является в рассказе символическим? (Гроза.)II. Н. А. Некрасов. «Русские женщины». В каком городе произошёл диалог княгини Трубецкой с губернатором? (В Иркутске.)Сколько времени провела княгиня Трубецкая в ожи­дании лошадей? (Неделю.)Назовите имя и отчество княгини Трубецкой. (Екатерина Ивановна.) III. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».На какой улице в Петербурге жили генералы? (На Подьяческой улице.)Чем мужик кормил генералов на пути в Петербург? {Селёдками.)Из чего мужик свил верёвку? (Из дикой конопли.)IV. Л. Н. Толстой. «Детство».Какому иностранному языку учил Николеньку Карл Иваныч? (Немецкому.) Какой герой вызвал у Николеньки сначала восхищение, а потом разочарование? (Серёжа Ивин.)Какой предмет «поссорил» Николеньку с Натальей Савишной? (Скатерть.) Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)Тест 2. «Четвёртый лишний»(1 балл за правильный ответ). Ответьте на вопросы викторины:Найдите среди названий четвёртое лишнее и обоснуйте свой ответ:«Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Бежин луг», «Дикий помещик».«Классы», «Охота», «Мазурка», «Выстрел».«Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Метель». «Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Утёс».Тест 3. «Знаю термины». Дайте определение и приведите пример (4 балла за полный и правильный ответ, 1 балл за пример): 1) иронии; 2) гиперболы; 3) гротеска; 4) сатиры. Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)Тест 2. «Четвёртый лишний»(1 балл за правильный ответ). Ответьте на вопросы викторины:Найдите среди названий четвёртое лишнее и обоснуйте свой ответ:«Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Бежин луг», «Дикий помещик».«Классы», «Охота», «Мазурка», «Выстрел».«Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Метель». «Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Утёс».Тест 3. «Знаю термины». Дайте определение и приведите пример (4 балла за полный и правильный ответ, 1 балл за пример): 1) иронии; 2) гиперболы; 3) гротеска; 4) сатиры. Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)Тест 4. «Помню детали».Найди соответствие между именем героя и деталью его портрета:Деталь портрета герояИмя героя1. «Как мощи сух, как палка прям,Высокий и седой»А) Дикий помещик2. «Тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»Б) Бирюк3. «Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо»В) Карл Иваныч4. «И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»Г) губернатор Иркутска Ответы: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — В. Тест 5. «Умею комментировать». Дайте краткий историко-культурный комментарий к словам (3 балла за каждый правильный ответ): 1) прожектёр; 2) пилигрим; 3) лепта; 4) аркадская идиллия.Тест 6. «Умею отвечать на проблемный вопрос»Какие человеческие качества воспевают и осуждают русские писатели? (По одному произведению): И.С. Тургенев. «Бирюк»; Н. А. Некрасов. «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;Л.H. Толстой. «Детство».Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)