Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 2,3 главы

Ромашки для Маши.
Глава 2.

– Маша, вставай, уже полдевятого! Я ухожу на работу, – говорила мама. Она отдернула занавес, и комната радостно наполнилась солнечным светом.
– Сейчас, сейчас, – полусонным голосом сказала Маша. Через некоторое время она открыла глаза и немного обиженно спросила у солнечного луча, смотревшего ей прямо в глаза:
– И где же сказочный сон? Почему мне не приснился волшебник? – Теперь так она называла Короля цветов.
Маша выбежала из комнаты во двор, подошла к розам, уже выпустившим свои бутоны, и остановилась у ромашек. Они цвели, были прелестны, на некоторых белоснежных лепестках серебрились капельки росы.
– Доброе утро! – с нежностью сказала им Маша.
Ромашки сияли в свете утренних лучей и радовали мир своим цветением. Девочка несколько минут постояла перед ними в раздумье.
– Пойду, а вы цветите. Теперь и я знаю, что мне делать.
Вот уже несколько минут Маша сидела за столом и думала, как ей во что бы то ни стало выучить за два месяца все правила и в августе поехать в Москву.
– С чего начать? – рассуждала Маша. – Это самое трудное – определиться.
Но она точно знала, что будет стремиться к намеченной цели и осуществит свою мечту. Улыбаясь, Маша открыла учебник.
– Как много этих правил! Но надо, надо их знать! – уговаривала она себя, – Сейчас я начну изучать орфограммы в приставках.
– С точки зрения правописания все приставки в русском языке делятся на три группы, – громко прочитала Маша.– Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з(-с) и приставок пре-, при- пишутся одинаково, независимо от произношения.
Эту часть правила Маша проговорила несколько раз.
– Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции, – продолжала читать Маша, понимая, что об этом она слышит первый раз. – Что еще за сильная позиция?
Всё стало понятно, когда она прочитала примеры: запбхнуть – збпах,
нбдпись – надрйзать, надорвбть.
Маша сделала несколько ромашек и на лепестках написала приставки, которые пишутся всегда одинаково. Она была удивлена, что их так много.
– Вот, ромашки, помогите мне, пожалуйста, запомнить эти приставки.






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Затем Маша стала изучать правило правописания букв з и с на конце приставок. «В приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с. Например, разбудить, перед звонкой б пишется з», – не спеша, выразительно читала Маша.
– А почему же я делала ошибки в словах на это правило? – задала себе вопрос Маша. Да потому что не знаю, какие согласные звонкие, а какие глухие.
Маша открыла учебник и стала учить тему «Звонкие и глухие согласные», понимая теперь для чего это нужно знать. Взяла ромашки и на одной написала звонкие согласные, а на другой глухие.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Маша внимательно смотрела на буквы, проговорила несколько раз. Удивилась, что ц глухая и запомнила, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары, а также узнала, что согласные р, л, м, н называются сонорными. Маша с удовольствием выполнила несколько упражнений на это правило. Записывать слова в тетрадь она не стала, а карандашиком вставляла в словах буквы, затем составила задания для своей подруги.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Маша подумала, что предложит Лене вспомнить пословицы, высмеивающие леность, недобросовестное отношение к труду. Слова-подсказки написаны на второй ромашке.
– А теперь отдохну, – весело сказала Маша. Она выбежала во двор.
Синичка тенькала, взлетев на самую верхушку молодой черешни, а Маше казалось, что она говорила ей:
– Оглянись вокруг, назови слова на это правило и объясняй написание, тогда запомнишь надолго.
Маша остановилась у куста цветущего жасмина.
– Какой красивый и похож на белое облако, – восхищалась девочка. А вот сине-черный жук взгромоздился на белоснежную веточку жасмина и замер.
– Какая прекрасная жизнь у цветов! – думала Маша.
Уже начали расцветать розовые розы, любимые из всех роз для Маши. Вдохновленная, она зашла в беседку, заплетенную цветущим виноградом, источавшим необыкновенный аромат. Сев на скамейку, Маша решила выучить ещё одно правило.
– Мне осталось запомнить последнюю, третью группу приставок. Это орфограммы в приставках пре-, при-. Ура!!! – воскликнула Маша. Но хорошо пели птицы на все голоса. Девочка постоянно отвлекалась, и правило не шло
на ум ,хотя прочитала его несколько раз.
- Поеду-ка я на речку и там выучу эту тему.

С замиранием сердца ехала она на велосипеде по степи. Недавно прошли дожди, и степь была зелено-солнечной, праздничной, красовалась яркими цветами. Голубые колокольчики, розоватая гвоздика, синие васильки и, конечно, белая пахучая ромашка – все эти цветы радовали глаз. Но милее всех цветов для Маши, конечно, была ромашка. Их связывала тайна.
С веселым настроением подъехала Маша к реке. Никого ещё не было. Искупавшись в прохладной воде, она села на горячий песок у берега, заросшего камышом.
– А ведь несколько лет назад его здесь не было, – с грустью подумала Маша, – Жаль. Мелеет речка.
Девочка стала наблюдать за сине-голубыми стрекозами. Они, словно маленькие вертолётики, перелетали с камыша на камыш.
– Их жизнь для меня загадка, – подумала Маша. – Однако же мне нужно закончить свою работу, я буду делать это интересно, оригинально.
Маша чувствовала, что в ней проснулось воображение, и оно уже замахало крыльями и приглашало взлететь. Она слышала, как трепетно бьется ее сердце, прежде такого не было. Маша много раз была на речке, много раз видела эту степь, это небо. Но что-то открылось в ее душе. Что? Что заставило ее смотреть на мир другими глазами? Ответа на этот вопрос она пока не нашла.
Маша смотрела на спокойную гладь реки. На красивых темно-зеленых кувшинках сидели четыре лягушонка. Изумрудные, в сиянии лучей, они без боязни смотрели на девочку. Вдруг вынырнула Черепаха, очень похожая на сказочную Тортилу и объявила лягушатам:
– Тема нашего сегодняшнего урока: «Гласные в приставках пре- и при-». Надо помнить, ребята, что в приставках пре- и при- гласные в безударном положении произносятся одинаково. И чтобы не сделать ошибок на это правило, надо его знать. Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу и ответьте на вопрос: От каких условий зависит выбор букв е и и в данных приставках? Лягушата смотрели на экран компьютера.
«Какая современная школа у лягушек!» – удивилась Маша.
Лягушата по очереди отвечали, что в приставке пишется и, если она обозначает приближение, присоединение, близость, неполное значение. А е пишется, если значение приставки сходно со значением слова очень и со значением приставки пере-.
Маша с интересом наблюдала, как лягушата-ученики живо справлялись с заданиями. Они старательно определяли, в каких словах в приставке надо писать гласную и, в каких е. Радостное кваканье раздавалось по всей округе. Черепаха-учительница была довольна своими учениками.
Маша тоже мысленно стала приводить примеры и объяснять орфограмму: прибрежный – пишу в приставке и, потому что она имеет значение возле, около берега; прилетела – пишется и, так как приставка со значением приближения; привстать – пишу и, потому что значение приставки – неполное действие. Маша поняла, что усвоила тему.
– Маша! Маша! Ты не слышишь что ли? О чем это ты замечталась в одиночестве? – Лена с Петькой стали звать её поплавать на надувной лодке.
– Мне некогда, – отговаривалась Маша.
А потом согласилась, ведь она сделала сегодня все намеченное.
Уже вечером Маша возвращалась домой. Степь готовилась ко сну, и все цветы и травы были притихшими, уставшими, ведь они весь день трудились: сияли, радовали всех, кто видел их. Ромашки будто ждали Машу, чтоб она им сказала, что у нее всё получается.
– Ромашечки! У меня всё замечательно, а вашему Королю передайте, что я готовлю ему сюрприз. Спокойной ночи, мои хорошие.
Приехав домой, Маша сделала задания в виде ромашки. На первой она написала слова, характеризующие лягушат.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На второй она написала слова, которые стали ей дороги.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Маша вспомнила таблицу, которую учительница Черепаха предложила лягушатам, составила свою.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Маша посмотрела на часы. Было 11 часов вечера. Девочка выглянула в окно, луна и звезды светили изо всех сил. «Ну а мне пора спать», – сказала счастливая Маша.


Ромашки для Маши.
Глава 3.
Синичка серебристо тенькала в ветвях раскидистой абрикосы. Увидев Машу, она не спряталась, и девочка впервые близко увидела эту удивительную птичку и стала с интересом рассматривать её. Забыв про огорчения, Маша отвлеклась от грустных мыслей, но только на миг.
– Вот если бы синичка помогла мне, – подумала Маша.
– Помогу, помогу, – пропела птичка.
Маша удивленно смотрела на нее.
– И как же ты можешь помочь?
– А ты сядь под деревом и учи правила, а я буду тебе звонко петь.
– Хорошо все как! – улыбнувшись, сказала Маша.
Она расположилась в беседке. Синичка напевала, и девочке слышалось это:
Правила грамматики
Изучай старательно.
Будь всегда внимательной,
Учи основательно,
Чтобы быть культурной,
Девочкой очень умной.
Маша открыла учебник 5 класса.
– Так, приставки я изучила, теперь буду штурмовать корни. Как же мне лучше их запомнить? Ага, сейчас я сочиню сказку, – весело проговорила Маша. Она задумалась, затем стала быстро писать на листке:
В царстве степных ромашек стоял четырехэтажный теремок, узорный, расписной. И жили там не человечки, не животные, а очень важные морфемы, их ещё называли корнями, и поэтому на тереме было написано «Зри в корень». На первом этаже разместились корни, проверяемые ударением, на втором – непроверяемые ударением, написание которых надо смотреть в орфографических словарях, на третьем этаже жили корни с чередованием, а на четвертом корни, в которых пишется о или ё после шипящих. Каждый день в гости к корням приходили другие морфемы: приставки, суффиксы, и благодаря им дом наполнялся многочисленными родственниками.
Вскоре этот теремок стал известен на всю округу. Многие стремились сюда, чтобы стать грамотными. Однажды летом к теремку прилетел кленовый Листок. У него были маленькие крылышки и маленькие ножки. Он взобрался по ступенькам на крыльцо, постучал в дверь. Листок был воспитанным.
– Да-да. Заходите, – приятным знакомым голосом говорил кто-то.
– Здравствуйте, – смело поприветствовал Листок Кота, важно сидящего на стуле за большим круглым столом, на котором лежало несколько лингвистических словарей.
– Да это же Кот Ученый! – подумал радостно кленовый Листок. – Вот здорово!
– Как вы оказались в наших краях? – спросил Кот, приглашая гостя сесть возле него.
– Мне очень хотелось увидеть мир, обрести новых друзей, я попросил у ветра помощи. И вот я здесь.
– Какой любознательный Листок! – подумал Кот.
– А кто здесь живет? – поинтересовался Листок.
– Здесь живут корни слов,– ответил Кот.
– А что такое корень?
– Корень – главная значимая часть слова, в которой содержится лексическое значение. Без корня не может быть слова.
– А что обозначает мой корень? – с интересом спросил кленовый Листок.
– Давай посмотрим в «Толковом словаре».
Кот, надев очки, стал читать.
– Листок – орган воздушного питания, газообмена и фотосинтеза в виде тонкой ,обычно зеленой пластинки.
Кленовый Листок был очень удивлен.
– Как интересно! А я и не знал, что мы, листья, такие нужные.
Кот Учёный спросил у Листка:
– Какую гласную надо писать в слове Листок? Е или и?
Листок задумался. Ведь он был маленьким и ещё не ходил в школу.
– Тогда слушай, – продолжил Кот. – Чтобы не ошибаться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением. Например: лИст, дерЕвья – дЕрево.
В это время раздался непонятный звук. Кот Учёный извинился, сказав, что ему надо узнать, что происходит. Кленовый Листок стал рассматривать комнату. Она была оклеена светлыми обоями с голубыми, желтыми и белыми ромашками. На одной стене висела картина, изображающая жар-птицу, на подоконнике стояли цветы в горшочках. Это были розовые и белые фиалки. А на другой стене в рамочках были развешаны таблицы. Листок стал по слогам читать название первой таблицы «Правописание гласных и согласных в корнях».
гласные
согласные

Проверяемые безударные
Непроверяемые безударные
О–Ё после шипящих
Чередующиеся
Глухие и звонкие
непроизносимые
удвоенные

Запевать
Удивлять
Весна
Салют
Стадион
Коридор
Шёлк
Шорох
Жёлтый
Растение
Загорелый
Положить

Плот
Плод
Клад
Окрестность
Известный

Телеграмма
Программа



Любознательный кленовый Листок внимательно изучил таблицу.
– Прилечу домой, буду своих друзей учить, – серьезным голосом сказал Листок.
Дверь распахнулась, и в комнату шумно вошли Кот, Карлсон с мальчишкой, у которого был смущенный вид.

Кот радостно сообщил, обращаясь к Листку:
– Вот Карлсон уже несколько раз прилетал сюда учиться грамматике. А теперь и мальчишку привез.
– Меня зовут Лёнька. Я бы тоже хотел подтянуться по русскому языку
Карлсон не дал договорить Лёньке и стал с жаром рассказывать:
– Послушай, Листок. Лексическое значение слова можно объяснить через однокоренные слова. Например, полезный – приносящий пользу. И я понял, что этот прием поможет помочь всем ребятам и при написании слова. Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренные: м.рить – установить мИр. При этом нужно подбирать однокоренные слова так, чтобы безударный гласный оказался под ударением. Например, прим.рять костюм – мЕрка.
– А я знаю, как называются такие слова! – радостно воскликнул Лёнька, – это омонимы . Это слова, одинаково звучащие, но отличающиеся написанием.
Смеясь, Лёнька рассказал:
– В изложении я написал: «На пеньке седел заяц». А Петька, мой друг, написал отворить дверь с буквой А, будто бы дверь кто-то собирался варить. Надо всегда объяснять лексическое значение слова, и тогда будем грамотными. Вот только мы об этом забываем. Отворить дверь – значит открыть створки, двери; заяц сидел – проверочное слово сидя. Вот и весь секрет.
Тут в разговор вступил Листок.
– А я по таблице узнал, что есть и проверяемые согласные в корнях слов. Опять же понятно, почему ребята делают ошибки на это правило: они ленятся подбирать проверочные слова.
– Это правило я хорошо выучил! – гордо сказал Карлсон. – Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р. Их называют сонорными.
Карлсон стал приводить примеры: круг – круглый, просьба – просить, дорожка – дороженька.
– Молодец! – похвалил его Кот Учёный. – А сейчас потренируемся. Я дам вам грамматические задачки.
Карлсон, кленовый Листок и Лёнька уселись за стол и начали работать. Кот поставил Карлсону и Листку по «4», а Лёнька получил слабую «троечку».


Это ромашка
для Карлсона
















Это ромашка для Листка














Это ромашка для Лёни















– К сожалению, есть ошибки. Дома потренируйтесь. Составьте подобные задания, выполните их. Очень важно, чтобы у вас был навык. А для этого нужна тренировка, – серьезно говорил Учёный Кот.
– А где же корни? – спросил Листок. – Они же должны здесь жить.
– На прогулке, – улыбаясь сказал Кот.
Но через минуту в теремок вбежали, влетели, вползли чижи, зайчик, лисичка, ласточки, ёжики, бабочки, стрекозы Теремок наполнился такой музыкой, какую никогда не слышали ни Лёнька, ни Листок, ни Карлсон, и, наверное, никто на свете.
– Что за диво? – поразился Лёнька
– А вот вам и корни, – шутил Кот Учёный. – В каждом слове есть корень, вот и поищите этот корень у наших обитателей. А теперь давайте поднимемся на второй этаж.
Комната, в которую привёл их Кот, поразила обилием пейзажей, натюрмортов. Казалось, что комната пахнет земляникой, малиной, цветами. А ещё там были картины, изображающие птиц, животных. Первым нарушил молчание Лёнька. Он сказал, глядя на роскошный букет белых, желтых, розовых хризантем:
– Я понял, в чем секрет этой комнаты. Почти всё, что здесь изображено – есть названия, слова, которые надо запомнить. Вот хризантема – это слово трудное, а вот картина, где ребята собирают урожай моркови, капусты, картофеля, помидор. Всё это словарные слова.
– Да, – серьезным тоном проговорил Кот, – в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Такие слова нужно запоминать, как пишутся. Его прервал Карлсон:
– А в случае затруднения нужно обратиться к орфографическому словарю. В каждом доме должен быть такой словарь. Леня, ты заглядываешь в такой словарь?

– Нет
– Вот видишь, а ведь словарь – хороший учитель.
Кот обратился к Листку:
– Ты уже не спрашиваешь, кто живет в этой комнате. Вечером сюда придут степные обитатели, и здесь будет очень весело. А теперь пойдемте в другую комнату.
Она больше походила на небольшой спортивный зал, так как в ней было много спортивного инвентаря: и баскетбольные мячи, и футбольные, теннисные и хоккейные принадлежности. А на стенах висели фотографии известных спортсменов, знаменитых футбольных, хоккейных команд. Ленька и Карлсон переглянулись. А как же всё это было интересно Листику!
– Я вспомнил правило! – радостно выпалил Лёнька. – правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запомнить. Например, фотоаппарат, маршрут. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
Через некоторое время Кот, Карлсон, Листок и Лёнька поднялись на 3 этаж. На двери висела табличка «Корни с чередованием гласных и согласных».
– Я ничего не знаю об этом, – признался смущенно Лёнька.
Карлсон и кленовый Листок промолчали.
– Тогда слушайте, – в руках у Кота Учёного оказалась указка. Ею он прикоснулся к таблице. – Иногда при образовании новых слов и форм слова в морфемах происходит замена одного звука другим, такие чередования звуков отражаются на письме. Чередоваться могут как гласные, так и согласные.
– В корнях с чередование е–и пишется и, если после корня стоит суффикс а. Это корни бер–бир, пер–пир, дер–дир, тер–тир, мер–мир, стел–стил, блест–блист, жег–жиг. Приведите примеры и объясните эту орфограмму.
Учёный Кот дал своим ученикам задание, и они успешно выполнили его. Затем Кот подвел их к следующей таблице с названием «Буквы о–а в корне раст–рос».

–раст
–ращ
–рос

раСТи
выраСТи
раСТение
раСТительный
выраЩенный
взраЩенный

подросла
выросла
заросли



Рассмотрев таблицу и сделав вывод, Карлсон, Лёнька и Листок стали выполнять задания по учебнику. Больше всех старался Листок. Он первым подошел к другой таблице «Буквы о–а в корнях лаг, лож». И самостоятельно сделал вывод, что в корне -лаг- – -лож- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а. Кот Учёный похвалил своего ученика. Затем Лёнька, Карлсон и Листок работали с учебником.
– Я вспомнил, вспомнил, – вдруг выкрикнул Лёнька. – В корнях кос–кас всё так же, как у лаг–лож. Если после корня стоит суффикс а, то в корне пишем а, и буква о пишется, если этого суффикса нет. Например, касается – пишу в корне а, так как за ним следует суффикс а; коснуться – нет суффикса а, значит, в корне пишу о.
Кот подвел учеников к следующей таблице «Буквы о и а в корне гор–гар». Внимательно рассмотрев примеры, они сделали вывод, что в корне с чередованием гор–гар в безударном положении пишется буква о.
– Приведите примеры, – попросил Кот Учёный.
И его ученики наперебой стали объяснять, когда пишется о, а когда а в корнях гар–гор. Затем они выполнили задания по учебнику, и каждый из них составил грамматическое задание в виде ромашки.

Это ромашка Листка



















Это ромашка Карлсона





Это ромашка Лёни











Кот проверил составленные грамматические задания и сказал, что самое лучшее получилось у Лёни, так как у него в задании слова почти на все изученные правила с чередованием.
Учёный Кот стал подводить итог: Сегодня вы поработали очень хорошо, но я приглашаю вас прийти завтра, чтобы закрепить этот материал. Дома, пожалуйста, самостоятельно изучите правописание о–ё в корнях после шипящих. До свидания. До встречи.
Вечером Маша тоже учила правило «о–ё после шипящих в корне слова». Вслух проговорила написанное: «В корне слов после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Можно проверить, изменяя слово, например: чёрный – чернее, шёл – шедший». Слова – исключения, когда в корне слов после шипящих пишется о, Маша записала в отдельную тетрадь:
Шорох, чопорный и шоры,
Шов, крыжовник и обжора,
Шоколад, шоссе, шофер,
Шомпол, чокаться, жонглёр,
Жокей, трущоба,
Шорник, чащоба.
Маша открыла «Толковый словарь», посмотрела значение незнакомых ей слов «чопорный», «шомпол», «шоры».
– Сегодня я умничка, – сказала себе девочка. – Письмо Королю напишу завтра. Интересно, понравится ли ему моя сказка?
Маша выглянула в окно. Луна и звезды светили: выполняли свою работу.
Завтра у меня столько интересной, творческой работы.
Маша сияла, как одна из звездочек на небе. Впервые она захотела, чтобы быстрее наступило утро. Засыпая, она вспомнила героев своей сказки и думала, поняли они или нет секрет теремка корней. Маша улыбнулась: она знала этот секрет.
над
над


об

пред

об

с


в


пере


до


за

над

про


на

от


по


о


во

ото


со

обо

надо


от

подо

б


в

г

д


р

л


н

м


з

з


ж


ч


п


ф


щ

ц

х


с


ш


т

к

с

и.бе-жать

ра.-борчиво

во.глас


.беречь


ра.пи-сание


ра.чер-тить


ра.с- вет

ра.порядок

З или С?


п.те-рять

пр.-водить


з.работать

н.бе-
решься

п.ве-дешь-ся


п.слать

А или О?

пр.хорошень-кие

пр.-миленькие

пр.веселенькие

пр.-зелёнень-кие

Пр.за-
бавные


пр.одолеть

пр.инте- ресный

пр.обод-
рить


пр.открыть


пр.-ложить


пр.
грады


Пребывать, презирать(пре- не выделяется)

Значение «через», «по-иному»
(близко к пере-)



Президент - иноязычное сл.(пре- не выделяется)


пре=пере


приближение

доведение действия до конца

присоединение

Не-полное действие


близость

при

Высшая степень качества(«очень»)

пре

доро.ка



вес.ник

варе.ка

неизвес.ный


чес.ный

вя.-кий

голу.ка

сла.кий


грус.-ный

ре.-кий


радос.-ный

окрес.ность


ко..-ба


лё.-кий

про..ба

верё.ка

ро. кий


гря.-ка

не-забу.-ка

ужа.ный

ги.кий

лес.ница

сла.кий

прекра.ный

чуде.ный

к.-сание

заг.рать

прил.жение

вы-р.сли

прик.снулся

г.реть

заг.релый

А или О?

соб.ру

выр.щенный


распол.-жился


при-г.рел

выт.рать

за-м.р

р.сток

Е или И?

сл.-гаемое

про-г.-реть

Р.стов

соб.раюсь

предл.гать

дог.рает

предпол.жить

А или О?



15