Конспект занятия с детьми подготовительной группы с ОНР. Беседа о зиме. Мультимедийная презентация.


Конспект занятия с детьми подготовительной группы с ОНР.
Беседа о зиме. Мультимедийная презентация.
Цель: Совершенствовать умение у детей описывать зимнее время года через обобщение знаний о зиме.
Задачи: Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы,  составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать лексико-грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
1. Организационный момент.
Загадка:
Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На наш город налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла… (Зима)

1 задание: «Признаки зимы»
- Выберите только признаки зимы:
(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град)
2 задание: «Назови зимние месяцы»
-Выберите из данных названий месяцев только зимние:
(ноябрь, февраль, август, декабрь, март, сентябрь, январь, июль)
«Пословицы»: Декабрь год кончает, зиму – начинает.
Январь году начало, зиме – середина.
Февраль месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.
Зима - владычица трех месяцев. Каких? (Декабрь, январь, февраль.) Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречали насекомых? Каких птиц видели? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему? Обобщаем сведения о зиме: Зима приходит после осени. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Зимой бывают вьюги, метели, морозы, снегопады. День становится короче, ночи – длиннее. На сером небе – облака и тучи, из которых идёт снег. В холодную погоду снег идёт крупинками и иголочками, а в тёплую – снежинки слепляются в хлопья. Деревья и провода покрываются красивым серебристым инеем. Реки замёрзли и покрылись льдом. Подо льдом живут рыбы. Лиственные деревья стоят голые (берёза, клён, …), а хвойные (ель, сосна) – в зелёных иголочках. Некоторые звери зимой спят (медведи, ежи, …). Голодные волки стаями бродят по лесу – ищут добычу, охотятся. Птицы перебираются ближе к человеческому жилью, что бы найти себе корм.
Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)
СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.
Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый . снежок.
Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И. . . . . сломаем! Топчут воображаемый снежок ногами.
3 задание: Дидактическое упражнение «Закончи предложение». - Слушайте внимательно, отвечайте, поясняя причину события. Дети приготовили коньки, потому что...Утром кругом было всё белым-бело, потому что...Люди зимой в тёплой, меховой одежде, потому что...Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что...Дети любят зиму, потому что...
4 задание: - Назовите зимние праздники.
(Новый год, Рождество, Святки, Коляда)
- Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.
- Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)
- А что для этого делают композиторы?
- Как изображают зиму фотографы?
- Что делают писатели? Вспомните, какие рассказы о зиме вы читали?
- Что делают поэты?
5 задание: - Поиграем в игру «Доскажи словечко». Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег). С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки). На поселки, на лужок все снижается... (снежок). Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад). Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки). Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик).
Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка). На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири). Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег). - Какие слова вы добавляли? (снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).  - На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег. - Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный ...)
6 задание: Загадки «Зимушка-зима».

1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)
2. В небе звездочкой летела,
На ладошке каплей стала.(Снежинка)
3. Холодное лакомство. (Мороженое)
4. Ни проехать, ни пройти -
Куча снега на пути.(Сугроб)
5. Теплая, пушистая защита от морозов. (Шуба)
6. Растет зимой, не летом
И сверху вниз при этом.(Сосулька)
7. Красавица какая,
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она?(Елка)
8. Новогоднее украшение на макушке елки.(Звезда)
9. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
10.Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы и заросли роз?(Мороз)
11. С нее сани едут сами.(Горка)
7 задание:
-И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру «Что мы делаем зимой?»
Что мы делаем зимой,Дай, дружок, ты мне ответ.Слушайте внимательно,Отвечая “да” иль “нет”.В снежки играем мы с друзьями?Грибы по лесу собираем сами? С горки на санках катаемся?В деревне на речке купаемся?По лесу на лыжах бродим?А много цветов находим?В саду своем грядки копаем?И с Дедом Морозом мы пляшем?
Ну, что ж, молодцы, друзья!
Подведение итогов:
Упражнение «Какой? Какая? Какое?».
-  Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).                                                              - День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).                        - Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).                                    - Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).                            - Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).