Создание литературного альманаха — инновационная форма работы с одаренными детьми в объединении Юнкор МБУ ДО Дома творчества с.Шира

Создание литературного альманаха – инновационная форма работы с одаренными детьми в объединении «Юнкор»
МБУ ДО Дома творчества с.Шира

Что такое альманах?

Энциклопедический словарь говорит, что термин берет начало из арабского языка, где это слово «аль-манах» значит «календарь.
В русском языке у слова два значения:
1. Альманах – это периодический сборник сведений, занимательных или справочных, часто тематических (например, советский детский географический альманах «Глобус»);
2. Сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, региональному и др.)
Мы с детьми начали выпускать литературный альманах. Называется он «Разносолы». Название придумала одна из лучших авторов, юнкор Ксения Пешкова (сейчас студентка Филологического факультета Томского Государственного Университета).
С чего начинается литературный альманах? С написания творческих работ. А написание творческих работ (стихов, рассказов, сказок) – это само по себе долгий и непростой процесс. Дело в том, что основная программа, по которой я работаю с детьми, рассчитанная на 5 лет, называется «Азбука журналистики». Но в ней с самого начала были запланированы творческие работы не только в журналистских жанрах, но и литературных. Первыми литературными опытами были сказки (стилизации легенд) после прогулки на гору Дракон в Шира. Мы выпустили целую страницу в газете «Ширинский вестник». Далее последовали новогодние сказки, потом конкурсные работы на разные темы и в разных жанрах ( рассказы и стихи о войне, эссе о литературных произведениях, фэнтези).
Через 5 лет появились программы мастер-классов «Пресс-центр» и «Литературные опыты». Основой программы «Литературные опыты» и стал проект по созданию литературного альманаха, т.к материалы для его издания были уже накоплены. По программе мастер-класса «Литературные опыты» по 2 часа в неделю один год занимались 6 человек. Они и стали редакцией литературного альманаха «Разносолы».
1.Итак, альманах начинается с написания творческих работ:
- выбор темы;
- планирование творческой работы (жанр, сюжет, язык);
- написание;
- литературное редактирование;
- публикация;
- рецензия (саморецензия).
2. Из литературных творческих работ создается архив. Мы храним их в папках «Лучшие творческие работы».
3. Далее следует отбор литературных и творческих работ для публикации
а.) в газете Дома творчества «Внешкольник» (в те номера, которые подходят по тематике).
б.) в районной газете «Ширинский вестник» (спецвыпуски «Молодежная планета» или другие рубрики)
4. Планирование номера(ов) литературного альманаха (тематическое, жанровое) – следующий этап. Сначала нужно создать редакцию, творческий коллектив издателей альманаха.
Мы выбирали для первого номера альманаха только новогодние сказки. Их было написано около 30. В первый номер отобрали 24. (Я не во всем была согласна, но не настаивала: мнение редакции – юнкоров дороже).
Для того, чтобы не вариться в собственном соку, был создан редакционный совет литературного альманаха из членов литературного объединения «Июсы», которое существует в нашем районе уже 30 лет, заместителя директора нашего учреждения и сотрудника редакции районной газеты.
После создания редакции альманаха и редакционного совета началась работа по редактированию рукописей: правка орфографических и синтаксических ошибок, устранение повторов (работа с речевыми ошибками, недоработками сюжета, по овладению литературными тропами проводилась мною с авторами индивидуально еще на этапе написания литературных произведений).
Исправленные рукописи нужно набрать на компьютере. Далее следует корректорская читка (сверка электронного текста с оригиналом).
Для подготовленных текстов выбираем дизайн страниц и обложки альманаха.
Затем начинается процесс вёрстки страниц альманаха. Это одно из самых трудных умений.
По завершении верстки нужна распечатка каждой страницы, и после этого осуществляется редакторская читка материалов альманаха. После неё – утверждение в печать и собственно печать страниц готового альманаха. Завершает процесс брошюровка (или переплет). У нас брошюровка, т.к. денег хватает только на «самиздат».
После того как номер альманаха вышел в свет, нужно познакомить с ним читателей. Мы, во-первых, напечатали рецензию на выход первого номера «Разносолов» в газете Дома творчества «Внешкольник», затем представили свое творение на родительском собрании (совместно с учащимися) и, наконец, познакомили с альманахом членов взрослого литературного объединения «Июсы» на юбилейном вечере литобъединения в Ширинском краеведческом музее.
Проект создания детского литературного альманаха завершён, продолжая творческую работу, можно выпускать следующие номера.

15