Рабочая программа по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений для СПО


ГОСУДАрСТВЕННОе БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. М.И. ШАДОВА»
(ЧГТК ИМ. М.И. ЩАДОВА)
Утверждаю:
Директор ГБПОУ
«ЧГТК им. М.И. Щадова»

« ______ » _______ 201 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеобразовательного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Черемхово, 2016
РАССМОТРЕНА
Цикловой комиссией
общеобразовательных,
общих гуманитарных и
социальных дисциплин
председатель
____________
_____________2016 год ОДОБРЕНА
Методическим советом
колледжа
протокол №___
от___________ 2016 года
Председатель МС
___________
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 2 от 26.03. 2015. Авторы примерной программы: Н.В. Косолапова, доцент кафедры технологии и сервиса Российского университета кооперации; Н.А. Прокопенко, доцент кафедры технологии и сервиса Российского университета кооперации, к. истор. н.
Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального образования технического профиля:
08.02.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
31. Объем учебной дисциплины и виды самостоятельной работы студентов
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Название» 10
5.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 20
21
24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Черемховском горнотехническом колледже им. М.И. Щадова, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», на базе основного общего образования.
Содержание рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ по специальности 08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику проектов (рефератов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
В разделе программы «Структура и содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» контролю не подлежит.

В колледже на освоение учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» отводится 105 часов (максимальная нагрузка), из которой обязательная аудиторная нагрузка составляет 70 часов, самостоятельная работа 35 часов. На практические (лабораторные работы) отводится 0 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметных:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
предметных:

сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 70
в том числе: практические занятия 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 35
в том числе: Подготовка презентации
Написание реферата
Составление тематического словаря
Составление стенгазеты
10
5
10
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем №
занятия Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов Объем часов Примечание
1 2 3 4 5
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности 105 Содержание учебного материала Введение 1 1 Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Культура безопасности жизнедеятельности – современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий ГБПОУ «Черемховский ГТК им. М.И. Щадова» и специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Домашнее задание 1: перечислить в тетради – какие вопросы вы изучали в школе на уроках ОБЖ. 2 1
Тема 1.1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Содержание учебного материала 2 1 Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 2 2
Самостоятельная работа №1.1 О-3 стр.15-18. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для создания презентации «Сохранение здоровья человека».
Домашнее задание 2: нарисовать в тетради основные составляющие здорового образа жизни человека. 3 2 Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. 2 2
Самостоятельная работа № 1.2: О-3 стр.18-30. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для создания презентации «Сохранение здоровья человека»
Домашнее задание 3: описать в тетради направления по формированию здорового образа вашей жизни и ваших родителей. 4 3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. 2 2
Самостоятельная работа № 1.3: О-3 стр.30-33. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для создания презентации «Сохранение здоровья человека». Домашнее задание 4: описать в тетради основные источники загрязнения окружающей среды на территории Черемхово и Черемховского района. 5 4 Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. 2 2
Самостоятельная работа № 1.4: О-3 стр.33-36. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для создания презентации «Сохранение здоровья человека». Домашнее задание 5: опишите в тетради вредные привычки ваших одногрупников и ваши предложения, чтобы избавиться от них. 6 5 Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. 2 2
Самостоятельная работа № 1.5: О-3 стр.36-39. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для создания презентации «Сохранение здоровья человека». Домашнее задание 6: нарисуйте в тетради – какие дорожные знаки вы встречайте по дороге в колледж и обратно и опишите их назначение. 7 6 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. 2 2
Самостоятельная работа № 1.6: О-3 стр.39-46. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для создания презентации «Сохранение здоровья человека». Домашнее задание 7: расписать в тетради все виды ежемесячных расходов молодой семьи из трех человек и ответить и на вопрос - в каком размере должен быть семейный бюджет семьи для полноценного проживания и укрепления репродуктивного здоровья. 8 7 Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Домашнее задание 8: какие права и обязанности ваших р 2 2
Самостоятельная работа № 1.7: Оформление презентации на тему «Сохранение здоровья человека», Домашнее задание 8: перечислите основные обязанности ваших родителей из Семейного Кодекса РФ. Самостоятельная работа № 1: Подготовить презентацию на тему «Сохранение здоровья человека» 10 Тема 1.2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Содержание учебного материала 9 1 Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2 2
Самостоятельная работа2.1: О-3 стр.51-61. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы.
Домашнее задание 9: опишите ваши действия, если вас застигло землетрясение в колледже. 10 2 Характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). 2 2
Самостоятельная работа2.2: О-3 стр.61-81. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы. Домашнее задание 10: опишите ваши действия, если вас застиг ураган на улице по дороге из колледжа домой. 11 3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. 2 2
Самостоятельная работа2.3: О-3 стр.81-87. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы. Домашнее задание 11: вспомнить и записать в тетради – где и когда вы становились участниками учений по ГО или по поведению в ЧС. 12 4 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны; основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 2 2
Самостоятельная работа2.4: О-3 стр.87-90. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы.
Домашнее задание 12: вспомнить и записать в тетради – в какие ЧС вы попадали в своей жизни и по какой причине? 13 5 Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 2 2
Самостоятельная работа2.5: О-3 стр.90-93. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы.
Домашнее задание 13: вспомнить и записать в тетради – какими средствами пожаротушения вы пользовались в жизни в каких случаях? 14 6 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. 2 2
Самостоятельная работа 2.6: О-3 стр.93-97. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы.
Домашнее задание 14: записать в тетради –в каких случаях население нашего города вынуждено будет воспользоваться защитными сооружениями, что необходимо брать с собой в случае массовой эвакуации? 15 7 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. 2 2
Самостоятельная работа 2.7: О-3 стр.97-100. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы.
Домашнее задание 15: записать в тетради – в чем заключаются аварийно-спасательные работы при наводнениях? 16 8 Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение 2 2
Самостоятельная работа 2.8: О-3 стр.100-110. Работа со справочной и дополнительной литературой, подбор материала для написания реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы.
Домашнее задание 16: записать в тетради – какие ваши действия если вы попали в зону урагана на открытой местности за городом? 17 9 Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий 2 2
Самостоятельная работа 2.9: О-3 стр.110-127. Оформление реферата по теме «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по вопросам пройденной темы.
Домашнее задание 17: записать в тетради – какие ваши действия если вы зашли в отделение банка и попали в ситуацию с захватом заложника террористами? 18 10 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени 2 2
Самостоятельная работа2.10:Написание реферата и аннотации к реферату по выбранной теме.
Домашнее задание 18: записать в тетради – в чем значение органов Полиции, Санэпиднадзора для населения нашего города? Самостоятельная работа № 2: Написание реферата.
Темы рефератов:
1. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
2. Оповещение и информирование населения об опасности.
3. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
4. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. 5 Тема 1.3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Содержание учебного материала 19 1 История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности 2 2
Самостоятельная работа №3.1: О-3 стр.127-133. Формирование тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 19: зарисовать в тетради виды погонов для воинских званий в Сухопутных войсках ВС РФ и значение ранга для каждого вида. 20 2 Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение. 2 2
Самостоятельная работа №3.2: О-3 стр.133-153. Формирование тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 20: зарисовать в тетради схему ВС РФ в настоящее время. 21 3 Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. 2 2
Самостоятельная работа №3.3: О-3 стр.153-160. Формирование тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 21: изобразить в тетради схематично алгоритм постановки на воинский учет в РФ в настоящее время для студентов колледжа. 22 4 Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 2 Самостоятельная работа №3.4: О-3 стр.160-167. Формирование тематического словаря на тему «Военная служба в РФ».
Домашнее задание 22: с использованием дополнительных источников Интернет – найти и записать в тетради все виды военных училищ и кадетских корпусов, которые существуют в РФ. 2
23 5 Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской част. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. 2 2
Самостоятельная работа №3.5: О-3 стр.160-167. Формирование тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 23: с использованием дополнительных источников Интернет – найти и записать в тетради алгоритм поступления на службу на контрактной основе. 24 6 Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. 2 2
Самостоятельная работа №3.6: 178-185. Формирование тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 24: с использованием дополнительных источников Интернет – найти и записать в тетради алгоритм поступления на альтернативную гражданскую службу в РФ. 25 7 Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Домашнее задание 25: с использованием дополнительных источников Интернет – найти и записать в тетради схему ВС РФ (виды и рода войск) 2 2
Самостоятельная работа №3.7: О-3 стр.188-190. Формирование тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность». 26 8 Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил РФ. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права. 2 2
Самостоятельная работа №3.8: О-3 стр.190-196. Формирование, составление тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 26: с использованием дополнительных источников Интернет найти и записать в тетради – в каких случаях военнослужащие могут привлекаться к уголовной ответственности. 27 9 Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. 2 2
Самостоятельная работа №3.9: О-3 стр.196-206. Формирование, составление тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 27: с использованием дополнительных источников Интернет найти информацию и записать в тетради – какие виды войск ВС вам больше нравятся и почему?
28 10 Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. 2 2
Самостоятельная работа №3.10: О-3 стр.210-227 Формирование, составление тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Домашнее задание 28: с использованием дополнительных источников Интернет найти информацию и зарисовать в тетради – как изображаются флаги в ВДВ, ВМФ, сухопутных войсках РФ? Самостоятельная работа № 3: Составление тематического словаря на тему «Основы обороны государства и воинская обязанность» 10 Тема 1.4. Основы медицинских знаний
Содержание учебного материала 29 1 Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». 2 2
Самостоятельная работа № 4.1.: О-3 стр.227-230 Подбор материала для составления стенгазеты или страниц буклета на тему «Оказание первой медицинской помощи».
Домашнее задание 29: с использованием дополнительных источников Интернет найти информацию и зарисовать в тетради – какие предметы входят в аптечку первой доврачебной помощи? 30 2 Понятие и виды травм. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. 2 2
Самостоятельная работа № 4.2.: О-3 стр.230-243 Подбор материала для составления стенгазеты или страниц буклета на тему «Оказание первой медицинской помощи»
Домашнее задание 30: вспомнить жизненные ситуации и записать в тетради – где и когда вам приходилось быть свидетелем по оказанию человеку первой помощи? В чем она заключалась? 31
3 Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза. 2 2
Самостоятельная работа № 4.3.: О-3 стр.243-244 Оформление стенгазеты или страниц буклета на тему «Оказание первой медицинской помощи»
Домашнее задание 31: с использованием дополнительных источников Интернет найти информацию и записать в тетради – какие виды токсикоза различают в медицине у человека?
32
4 Первая помощь при наружных кровотечениях. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. 2 2
Самостоятельная работа № 4.4.: О-3 стр.244-251 Оформление стенгазеты или страниц буклета на тему «Оказание первой медицинской помощи»
Домашнее задание 32:проанализировать жизненные ситуации и записать в тетради – в каких ситуациях человек может получить термические ожоги? Как их избежать?
33 5 Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из дыхательных путей. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. 2 2
Самостоятельная работа № 4.5.: О-3 стр.251-262 Оформление стенгазеты или страниц буклета на тему «Оказание первой медицинской помощи»
Домашнее задание 33:проанализировать жизненные ситуации и записать в тетради – в каких ситуациях человек может подвергнуться воздействию низких температур и в каких случаях может отравиться? Как их избежать?
34 6 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. 2 2
Самостоятельная работа № 4.6.: Написание аннотации на стенгазету или на страницы буклета на тему «Оказание первой медицинской помощи»
Домашнее задание 34:проанализировать жизненные ситуации и записать в тетради – в каких ситуациях человек может получит инфекционное заболевание, передаваемое бытовым путем? Какие инфекционные заболевания передаются бытовым путем? Как этого избежать?
35 7 Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенность питания и образа жизни беременной женщины. 2 2
Самостоятельная работа № 4: Составление стенгазеты или буклета на тему «Оказание первой медицинской помощи»
10 Всего: 105 часов 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Согласно требований примерной программы по данной дисциплине, помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)2 Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся (См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»).
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля-управления - роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.;
тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;
имитаторы ранений и поражений;
образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2; защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП II; сумка санитарная; носилки плащевые;
образцы средств пожаротушения (СП);
макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
макет автомата Калашникова;
электронный стрелковый тренажер;
обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
Освоение программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предполагает следующие требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности с необходимым оборудованием:
Оборудование учебного кабинета:
1.Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
2.Общевойсковой противогаз или противогаз гп-7
3.Гопкалитовый патрон дп-5в
4.Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
5.Респиратор р-2
6.Индивидуальный противохимический пакет (ипп-8, 9, 10, 11)
7.Ватно-марлевая повязка
8.Противопыльная тканевая маска
9.Медицинская сумка в комплекте
10.Носилки санитарные
11.Аптечка индивидуальная (АИ-2)
12.Бинты марлевые
13.Бинты эластичные
14.Жгуты кровоостанавливающие резиновые
15.Индивидуальныеперевязочные пакеты
16.Косынки перевязочные
17.Ножницыдля перевязочного материала прямые
18.Шприц-тюбикиодноразового пользования (без наполнителя)
19.Шинныйматериал (металлические, дитерихса)
20.Огнетушители порошковые (учебные)
21.Огнетушители пенные (учебные)
22.Огнетушители углекислотные (учебные)
23.Устройство отработки прицеливания
24.Учебныемакеты или автоматы АК-74
25.Винтовки пневматические
26.Комплектплакатов по гражданской обороне
27.Комплектплакатов по основам военной службы
Технические средства обучения:
Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
Войсковой прибор химической разведки (впхр)
Рентгенметр дп-5в
Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2).
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Для студентов
Основная литература
О-1: Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. – М.: 2013
О-2: Аксенова М, Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. – М.: 2012
О-3: Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для нач. и сред. проф. образования. – М.: 2014.
О-4: Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. проф. образования. – М.: 2014
О-5: Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях среднего профессионального образования. – М.: 2014
О-6: Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: Электронное приложение к учебнику для учреждений сред. и нач. проф. образования. – М.: 2014
О-7: Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. / Учебник для студентов среднего проф. обр. – М.: 2014
Дополнительная литература
Д-1: Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. обр. учр. и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также для преподавателей этого курса. – М.: 2014
Д-2: Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. – М.: 2013
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
Гражданский кодекс РФ (часть первая) : федер. закон от 30.11.94 №51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. – 1994. – N 32. – Ч. 1. – Ст. 3301
Гражданский кодекс РФ (часть вторая) : федер. закон от 26.01.96 №14-ФЗ (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. – 1996. – N 5. – Ч. 2. – Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (часть третья) : федер. закон от 26.11.01 N 146-ФЗ (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. – 2001. – N 49. – Ст. 4552
Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) : федер. закон от 18.12.06 N 230-ФЗ (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. – 2006. - N 52. – Ч. 1. - Ст. 5496
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. №223-ФЗ : (ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16
Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 07.12.2011 : с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. – 1998. - № 13. – Ст. 1475
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. – 1994. – N 35. – Ст. 3648
О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3588
Об альтернативной гражданской службе : федер. закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3030
Об обороне : федер. закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. – 1996. - № 23. – Ст. 2750
Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. – 2011. – N 48. – Ст. 6724
О Военной доктрине Российской Федерации : указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 // СЗ РФ. – 2010. – N 7. – Ст. 724
О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. – 2004. – N2. – Ст. 121
О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ Министра обороны РФ от 03.09.2011 N 1500 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.10.2011 N 22124) //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – N 47
Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М.: – 2012
Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Зарегистрировано Минюстом России 12 апреля 2010 г. Регистрационный № 16866. Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134
Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. –М.: 2012
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. – М.: 2013
Митяев А. Книга будущих командиров. – М.: 2010
Назарова Е. Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: 2013
Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ: ред. 2013 г.– Ростов-на Дону, 2013
Интернет – ресурсы
www.mchs.gov.ru – сайт МЧС РФ.
www.mvd.ru – сайт МВД РФ.
www.mil.ru - сайт Минобороны.
www.fsb.ru – сайт ФСБ РФ.
dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
www.booksgid.com - Воокs Gid. Электронная библиотека.
globalteka.ru/index.html - Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов.
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
www.iprbookshop.ru–Электронно-библиотечная система IPRbookswww.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
ru/book - Электронная библиотечная система.
http://www.pobediteli.ru –Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»
http://www.monino.ru –Музей Военно-Воздушных Сил
http://simvolika.rsl.ru– Государственные символы России. История и реальность
http://militera.lib.ru – Военная литература
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением
Было
Стало
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения