Основы комплексного подхода к социализации личности ребенка с нарушениями слуха.

Основы комплексного подхода к социализации личности ребенка
с нарушениями слуха.
Валиева З.М.,
заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог
ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 30 II вида

И последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получит обоснование как один из ведущих принципов воспитания. В связи с этан возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха.
Объективные обстоятельства специально организованного процесса воспитания имей с нарушениями слуха, сложны и многообразны. Но как бы ни были они различим, но своей структуре, природе, функциям, вес они по сути своей являются |гуманистическими, демократическими. Обстоятельства процесса воспитания объективно предполагают воспроизводство самих себя и адекватною человека в процессе воспитания. Педали СКОУ в своей работе может и должен максимально использовать в целостном единстве широкие воспитательные возможности среды для организации и проведения учебно - воспитательного процесса с целью всестороннего развития школьников с нарушениями слуха
Движущими силами, факторами развития ребенка с нарушениями слуха являются не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отношений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное, школьное воспитание, обучение и воспитание в СКОУ, общественно полезная трудовая деятельность). Особенно важна компенсирующая роль языка. Развивая психическую деятельность человека, язык способствует преодолению последствий нарушений слуха, развитию социальных и биологических параметров личности ребенка, максимально полной интеграции и адаптации его в среде слышащих. При комплексном подходе к личности ребенка с нарушениями слуха в сиениатьцо организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развмзня учащихся. Оно прелно* 1.иле| овладение знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, вьь работку умения примени 1ь знания на практике, ГОТОВНОСТЬ и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально-ценных и нравственных качеств личности.
Цель социального воспитания детей с нарушениями слуха включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий слуховых нарушений для здоровою уметенного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слив кик средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и навыков и избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного повеления в коллективе. Цель предусматривает подготовку из учащихся СКОУ активных участников общественное развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ. Высокая цель социального воспитания слабослышащих детей, ее достижение в реальном процессе воспитания предполагает высокое качество воспитания. 1 > манизм педагогов СКОУ заключается не в том. чтобы они проявляли снисхождение и ус1\пки, ориентируясь в своей работе на дефект, а в юч, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать ли трудности н тем самым развивали личность, ее здоровые силы.
В учебном процессе организация взаимоотношения школьников со сверстниками, моделирование определенных взаимоотношений между ними создают условия для оказания целенаправленною влияния на становление определенных строи личности. Обучение детей умению работать н коллективе, овладение ими способами с«>-циалыюго повеления в разных ситуациях |рупповой деятельности и нужными сред-сгвамн обшения создают возможность Применять разнообразные формы групповой деятельности в ходе учебного процесса для повышения его эффективности и качества Самостоятельная деятельность учащихся организуется учителем на всех лапах овладения ими знаниями, включая изучение нового материала. У школьников появляется рефлексия на собственное поведение, знание, формируется умение оценивать себя, воспитываются эмоциональная и волевая сферы личности.
Работа по социализации детей с нарушениями слуха во внеучебной деятельности включает в себя экскурсии по городу, республике, в другие регионы; посещение театров, музеев и других мест культуры и отдыха; занятия в спортивных секциях, в танцевальной и изобразительной студиях; участие в спортивных соревнованиях и конкурсах художественной самодеятельности (в том числе и на всероссийском уровне). Кроме гот. осуществляются организационная работа с родителями, оказание им помощи в воспитании детей во время каникул, в выходные и праздничные дни. а также совместная рай*па детей и родителей при проведении общешкольных праздников, конкурсов, выставок, общественно-полезных мероприятий.
Особое внимание уделяется охране житии и здоровья детей. Практическая реализация этой цели осуществляется по нескольким направлениям: регулярные профилактические осмотры врачлми-снсциалие1ами; организация подвижных игр на свежем ВОЗДухе, про|улок, экскурсий на природу, дней здоровья, викторин по ЦДЛ. беседы о необходимости здорового образа жизни и другие мероприятия.
Литература
Горятма А/ II Первые шаги ц работе учителя массовой школы с учеником с нарушенным а\ухом.
·'
·' Воспитание и обучение детей с нарушениями /хчвитич. - 2011. - Л?2. С 16-20.
Заречнова С.В Организация культурной и творческой деятельности слепоглухих детей с целью социализации я обществе. 'I Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -201/. -Л*2 -с 21-27.
Зыкова ТС Научный подход к организации учебного процесса в младших классах для гЯухШ детей 'Дефектология 2003. - № I. - С 8-15.

15