Программа воспитания и социализации Ступени роста, 1-4 класс


Согласовано Утверждаю
зам. директора по УВР директор МОУ СОШ №2

___________________ ____________________
«_____»_________ 2008 г. «_____»_________ 2008 г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
«ступени роста»
Классный руководитель: Подлегаева Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Ступени роста» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников , Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МОУ СОШ №2.
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
 Главная задача учебно-воспитательного процесса: Создание условий для формирования законопослушной, нравственно и социально адаптированной личности обучающихся, сознательно выбирающей здоровый образ жизни, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, стремящейся ее достойно наследовать и приумножать.
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, общественных организаций.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Программа воспитательной работы «Ступени роста» поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В основу воспитательной работы в начальной школе положена концепция воспитательной деятельности, включающая в себя шесть главных направлений:
- нравственное
- трудовое
- патриотическое и правовое
- экологическое
- физическое (ЗОЖ)
- эстетическое
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Система мероприятий воспитательного процесса включает классные часы, игровые тренинги, внеклассные мероприятия: праздники, игры, коллективные творческие дела. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников.
Воспитательные технологии:
- личностно-ориентированная технология;
-технология построения культурного пространства;
-технология формирования эстетического вкуса и нравственной позиции, технология развития творческих способностей;
-проектная и исследовательская технология;
-информационные технологии.
- социоигровые технологии.
Воспитательная работа строится на основе принципов открытости, привлекательности дела, свободы участия, сотворчества, успешности.
Каждый год направлен на решение определенных задач; он начинается с проведения диагностики (социометрии, анкетирования, психологического тестирования) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания: 
1.            Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
     элементарные представления о различных профессиях;
 первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; 
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Месяц Основные направления воспитания и социализации
Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека Воспитание нравственных чувств и этичекого сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Первый уровень приобретения школьниками социальных знаний
(1 класс)
Сентябрь  Беседа «Правила поведения в школе» 1 сентября «День знаний»
Беседа с учащимися «Что такое хорошо и что такое плохо»
Проведение мониторинга «Уровень воспитанности первоклассников на начало учебного года»
  Чтение русских народных сказок о труде.
Беседа «Что мы умеем делать?
Проведение мониторинга для учащихся «Что умеет делать первоклассник»
Родительское собрание «Адаптация школьников к обучению» Беседы с медсестрой «Твой режим дня»
Занятие «Правильно переходи улицы!» Экскурсия в осенний лес
Конкурс загадок «Вопросы деда Всеведа» День знаний
 Выставка «Дары осени»
октябрь Кл. час «Что такое флаг, что такое герб»
  День пожилого человека – беседа «Наши дедушки и бабушки»
  Беседа «Убираем за собой»
Беседа «Как помочь учителю подготовить кабинет к началу урока»
Родительское собрание «Как научить ребенка быть самостоятельным» Игра «Давай представим, что я врач»
Беседа с медсестрой «Зачем нужно мыть руки перед едой»
Путешествие в кабинет биологии «Что мы увидим под микроскопом»
Занятие «Как правильно вести себя при пожаре» Прослушивание русских народных песен о природе, природных явлениях
Экскурсия в школьную библиотеку  Выставка букетов совместно с родителями «Осенняя фантазия»
Экскурсия детскую библиотеку на тему «Знакомство с библиотекой»
 Праздник «Теперь я первоклассник»
ноябрь Посещение праздника, посвященного Дню народного единства.
Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?» Информационные беседы, посвященные Дню народного единства
  Кл. час «Сделай добрые дела»
Проведение мониторинга для учащихся «Что мы умеем делать»
Посещение школьного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья»
Беседа «О пользе физической культуры» Просмотр фоторепортажа «Мой любимый уголок природы»
Беседа «Люди! Берегите природу!» К. час «День согласия и народного единства».
декабрь Подготовка поздравлений для пап и мам с Новым годом «Сделай подарок своими руками» Мастерская Деда мороза
Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!»
 Конкурс совместно с родителями «Сказочная елка»
  Изготовление украшений для новогодних праздников.
Мастерская Деда Мороза»
Подготовка поздравлений для пап и мам с Новым годом «Сделай подарок своими руками»
  Встреча с медработником «О рациональном питании»
Беседа с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ»
Прогулка в зимний лес.
  Участие в акции «Покорми птиц зимой!» Конкурс карнавальных костюмов.
Участие в празднике «Здравствуй, Новый год!»
январь Экскурсия в краеведческий музей
  Рождественские праздники
Классная игра «Ой коляда, коляда!» Кл. час «Учимся вырезать снежинки».
Беседа о пользе труда
Заочный конкурс для учащихся и их родителей «Русские народные пословицы и поговорки о труде» Лекторий для родителей «Что едят наши дети»
Кл. час. «Чистота – залог здоровья»
Беседа «Осторожно, гололед!» Участие в акции «Покорми птиц зимой!» Рождественские посиделки.
История колядок
 
Февраль Кл. час «На защите Отечества» Слушание песен о российской армии.
Беседа «Красота спасет мир»
  «Книжкина неделя»
Беседа «Как содержать вою одежду в чистоте»
Праздник “Прощание с Букварём» Викторина «В гостях у Чистюльки»
Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик» Беседа «Наша зеленая планета»
Кл.час «О пользе комнатных растений» Классный конкурс «Вперед, мальчишки!»
Изготовление открыток и подарков для наших пап.
Кл. час «История армии родной»
Участие в конкурсе «Гвоздики Отечества»
март Кл. час «Наши права и обязанности»
Кл. час «Почему меня так назвали» Праздник 8 марта
Участие в акции «Милосердие»
  Изготовление листовок совместно с родителями «Охраняйте первоцветы»
Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»
  Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха»
Кл. час с психологом
  Изготовление поделок «Чудеса природы». Оформление выставки.
 Беседа «Берегите первоцветы» Праздник «Материнские обереги»
Праздник Масленицы.
 
апрель Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики
Тематическая беседа «История родного края»
Участие в акции «Ветеран живет рядом» 1апреля – День юмора и смеха
Классный час «Как хорошо уметь читать»  Участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» Организация подвижных перемен на свежем воздухе.
Экскурсия в природу «Люблю тебя, мой край родной» День птиц.
День земли
Кл. час. «Наши пернатые друзья»
Акция «Зеленая улица»
Праздник Пасхи
Выставка рисунков «Пасхальная радость»
Участие в конкурсе «Весенняя фантазия»
май Кл.час «Праздник мира и труда»
Встреча с участниками ВОВ «Никто не забыт, ни что не забыто»
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
  Заочный концерт «Песни о Великой Отечественной войне». Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Выставка рисунков и поделок «Труд и отдых в семье»
Изготовление поздравительных открыток к Дню Победы
  День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой»
Поход в распустившийся лес совместно с родителями.
  Экскурсия в парк «Здравствуй лето»
Конкурс рисунков «Уголок родного края» Участие в акции «ветеран живет рядом»
Экскурсия к памятнику погибшим солдатам
Месяц Второй уровень приобретения школьниками социальных знаний (2-3 классы)
Основные направления воспитания и социализации
Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека Воспитание нравственных чувств и этичекого сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Воспитание ценностного отношения к прекрасному
сентябрь Экскурсии в краеведческий музей 1 сентября «День знаний»
Кл. час «Наш класс на перемене» Сбор семян для птиц
Ежемесячные генеральные уборки класса
Кл. час «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»  Класный час «Если хочешь быть здоров»
Беседы с медсестрой «Как важно беречь здоровье с малых лет» Экскурсия в осенний лес «Осенние превращения» День знаний
 Праздник «Осёнушка-осень»
октябрь Кл. часы «День флага Ростовской области»
Беседа «Поэты земляки о моей малой Родине»
  День пожилого человека
 Поздравление ветеранов педагогического труда Ежемесячные генеральные уборки класса
Изготовление листовок о здоровом образе жизни
Кл. час «Солнце, воздух и вода – твои лучшие друзья» Участие в акции «Пропаганда здорового образа жизни»
Спортивные соревнования «Веселые старты» Акция
«Что положить в кормушку для птиц»
Конкурс презентаций «По страницам Красной книги» Фотоконкурс «Славим осень золотую»
Выставка «Осенняя фантазия»
Мероприятие «Нарисуй осень в красках»
ноябрь Праздник, посвященный Дню народного единства.
Информационные беседы «Красивые и некрасивые поступки»
Концерт, посвященный Дню матери
Путешествие в Страну волшебных слов. Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц.
Участие в акции «Сделай добрые дела»
Акция «Книга - твой друг, береги ее!» Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»
Беседа «О пользе физической культуры»
  Фоторепортаж «Мой любимый уголок природы»
Беседа «Люди! Берегите природу!»
Акция «Кормушка» День согласия и народного единства.
День поэзии.
Беседа «Что такое этикет?» 
декабрь Акция «Мы патриоты нашей Родины»
Классные часы «День Конституции»
Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли
  Участие в акции «Покормите птиц зимой»
Мастерская Деда Мороза
Конкурс на самый новогодний класс
Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!»
  Проект «Живи елка!»
Изготовление украшений для новогодних праздников
Мастерская Деда Мороза»
Ежемесячные генеральные уборки класса Встреча с медработником «О рациональном питании»
Беседа с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ»
Прогулка в зимний лес. Участие в акции «Живи, елка!»
Участие в акции «Покорми птиц зимой!» Конкурс карнавальных костюмов.
Конкурс на лучшую новогоднюю открытку.
Участие в выставке «Елочная фантазия»
Участие в празднике«Здравствуй, Новый год!»
январь Беседы «Что делать, если тебя не понимают»
  Рождественские праздники
Участие в акции «Живи, елка»
Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой Общешкольный конкурс на лучшую снежинку.
Участие в конкурсе «Самое Новогоднее окно»
Ежемесячные генеральные уборки класса Собрание для родителей «Что едят наши дети»
Кл. час. «Чистота – залог здоровья»
Беседа «Осторожно, гололед»
  Участие в акции «Покорми птиц зимой!»
Конкурс рисунков «Зимний пейзаж!»
  Рождественские посиделки.
История колядок
Поездка в КидБург г. Ростова-на-Дону.
 
Февраль Экскурсия в краеведческий музей
Кл. час «Мы за мир на земле»
Посещение краеведческого музея «Народные промыслы» Творчекий проект «Я – защитник Отечества»
Беседа «Красота спасет мир»
  Участие в предметных неделях
«Книжкина неделя»
Ежемесячные генеральные уборки класса Читательская конференция «О вкусной и здоровой пище»
Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик» Беседа : Наша зеленая планета
Создание компьютерных презентаций «Зверево– зимой!» Конкурс «Вперед, мальчишки!»
Изготовление открыток и подарков для наших пап.
Кл. час «История армии родной
»
Участие в конкурсе «Гвоздики Отечества»
март Кл. час «Дружба мальчиков и девочек» Праздник 8 марта
Участие в акции «Милосердие»
«А, ну-ка, девочки!» Изготовление листовок «Охраняйте первоцветы»
Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»
Ежемесячные генеральные уборки класса Кл. час с психологом «Все мы такие разные»
Родительское собрание «Поощрение и наказание» Старт акции «Внимание! Первоцвет» Праздник 8 марта
Праздник Масленицы.
Встречи с выдающимися земляками.
апрель Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики
Участие в акции «Ветеран живет рядом» 1 апреля – День юмора и смеха
Классный час «Добро и зло»  Кл.час «Как я выполняю домашнее задание»
 Участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» Организация подвижных перемен на свежем воздухе.
Кл. час «Делу – время, потехе – час» Акция «Внимание! Первоцвет!»
День птиц.
День земли Праздник Пасхи
Выставка рисунков «Пасхальная радость»
Кл. час. «Наши пернатые друзья»
Участие в конкурсе «Весенняя фантазия»
май Кл.час «Праздник мира и труда»
Встреча с участниками ВО войны «Никто не забыт, ни что не забыто»
Участие в акции «Ветеран живет рядом»   Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Ежемесячные генеральные уборки класса День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой»
Семейная «Спартакиада».
Поход в распустившийся лес совместно с родителями.
  Экскурсия в парк «Здравствуй лето»
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Конкурс сочинений «Как я хочу провести лето»
Месяц Третий уровень приобретения школьниками социальных знаний (4 класс)
Основные направления воспитания и социализации
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и свободам человека Воспитание нравственных чувств и этичекого сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного
отношения к природе,
окружающей среде Воспитание ценностного
отношения к прекрасному
сентябрь Экскурсии в краеведческий музей 1 сентября - День знаний Сбор природного материала для уроков технологии»
Ежемесячные генеральные уборки класса
  Класный час «Если хочешь быть здоров»
Беседы с медсестрой «О вредных привычках» Экскурсия в осенний лес День знаний
 
октябрь Беседа «Стихи поэтов- земляков о моей малой Родине» День пожилого человека
 Акция «Собери игрушки для детского дома» Участие в акции «Зеленый патруль»
Ежемесячные генеральные уборки класса
Изготовление листовок о здоровом образе жизни Участие в акции «Пропаганда здорового образа жизни»
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
Спортивные соревнования «Веселые старты» Акция «Что положить в кормушку для птиц» Фотоконкурс «Славим осень золотую»
Выставка «Осенняя фантазия»
Мероприятие «Нарисуй осень в красках»
ноябрь Просмотр презентации «День народного единства» Информационные беседы, посвященные Дню народного единства
Кл. час, посвященный Дню матери Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц.
Участие в акции «Сделай добрые дела»
Ежемесячные генеральные уборки класса Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»
Беседа «О пользе физической культуры» Фоторепортаж «Мой любимый уголок природы»
Беседа «Люди! Берегите природу!» День согласия и народного единства.
День поэзии.
Экскурсия в краеведческий музей.
декабрь Акция «Мы патриоты нашей Родины»
Классные часы «День Конституции»
Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли Участие в акции «Покормите птиц зимой»
Мастерская Деда Мороза
Конкурс на самый новогодний класс
Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!»
  Проект «Живи елка!»
Изготовление украшений для новогодних праздников
Мастерская Деда Мороза»
Ежемесячные генеральные уборки класса Встреча с медработником «О здоровом образе жизни»
Родительское собрание «Психологический комфорт в семье и школе»
Прогулка в зимний лес.
  Участие в акции «Живи, елка!»
Участие в акции «Покорми птиц зимой!» Конкурс карнавальных костюмов.
Конкурс на лучшую новогоднюю открытку.
Участие в выставке «Елочная фантазия»
Участие в празднике «Здравствуй, Новый год!»
январь Беседы «Дружба и годы» Рождественские праздники
Участие в акции «Живи, елка» Конкурс на лучшую снежинку.
Участие в конкурсе «Самое Новогоднее окно»
Ежемесячные генеральные уборки класса Лекторий для родителей «Что едят наши дети»
Кл. час. «Чистота – залог здоровья»
Беседа «Осторожно, гололед!» Участие в акции «Покорми птиц зимой!»
Конкурс рисунков «Зимний пейзаж!»
  Рождественские посиделки.
История колядок
Поездка в театр.
 
Февраль Экскурсия в краеведческий музей
Кл. час «На защите Отечества» Творческий проект «Я – защитник Отечества»
Беседа «Красота спасет мир»
  Участие в предметных неделях
«Книжкина неделя»
Ежемесячные генеральные уборки класса Читательская конференция «О вкусной и здоровой пище»
Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик» Беседа : « Наша зеленая планета»
Конкурс «Вперед, мальчишки!»
Изготовление открыток и подарков для наших пап.
 Участие в конкурсе «Гвоздики Отечества»
март Конкурс лучших презентаций «Наши права и обязанности» Праздник 8 марта
Участие в акции «Милосердие»
«А, ну-ка, девочки!» Изготовление листовок «Охраняйте первоцветы»
Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»
Ежемесячные генеральные уборки класса Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха»
Кл. час с психологом
  Старт акции «Внимание! Первоцвет» Праздник 8 марта
Праздник Масленицы.
апрель Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики
Участие в акции «Ветеран живет рядом»  Кл. час « Умеем ли мы решать конфликты?»  Ежемесячные генеральные уборки класса
 Участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» Организация подвижных перемен на свежем воздухе.
Кл. час «В здоровом теле здоровый дух» Акция «Внимание! Первоцвет!»
День птиц.
День земли Праздник Пасхи
Выставка рисунков «Пасхальная радость»
Кл. час. «Наши пернатые друзья»
Участие в конкурсе «Весенняя фантазия»
май Кл.час «Ваш подвиг не будет забыт»
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
   Диагностика «Современный школьник. Какой он?» (Нач. школа 3, 2004г., стр 13) Экологический десант по уборке пришкольной территории
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Ежемесячные генеральные уборки класса День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой»
Спортивные соревнования «Веселые старты»
Поход в распустившийся лес совместно с родителями.
  Праздник «До свидания, начальная школа!»