ПРОГРАММА по формированию традиционных моральных норм и нравственных идеалов для детей с ОВЗ


Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ивановская коррекционная школа № 1»
__________________________________________________________________
Адрес: 153022 г. Иваново, ул. 4-я Первомайская, д. 5/1, тел./факс 38-54-46 ivkorrschol1@mail.ruПРОГРАММА
по формированию традиционных моральных норм
и нравственных идеалов для детей с ОВЗ
(1 - 4 классов)
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области очень много. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.
Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ (у ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление, также, для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении, т.о. нарушение в функционировании указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире);
низким образовательным статусом семей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ), которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
ростом количества детей с ОВЗ.
недостаточной методической и практической базой для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует:
1. профилактике правонарушений;
2. позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество;
3. раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора;
4. формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность);
5. позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Учащихся нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.
При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.
Огромное влияние на ребят оказывают сказки, былины, притчи; они хорошо воспринимаются и усваиваются ими. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Мы ставим перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционных классах должна оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника.
Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей задачи необходимы: разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ через систему классных часов.
Таким образом, предлагаемые нами формы, методики позволят создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения обучающихся.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа духовно-нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Система классных часов разработана для младших школьников с ОВЗ. Классные часы проводятся 4 раза в месяц (34 занятия по 40 минут) в рамках дополнительного образования.
В приложении к данной программе подборка электронных презентаций, музыкальных фрагментов, сопроводительный текстовый материал для классных часов. Методическое обеспечение программы будет пополняться по мере её реализации в течение 4 лет.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа.
ЗАДАЧИ:
1. В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;
- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;
- формирование элементарных навыков исследовательско-поисковой деятельности, выступлений.
2. В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;
- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну;
- формирование интереса к культурному наследию своего народа, христианским ценностям.
3. В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ:
1. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
2. Принцип идентификации.
Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на знакомые идеалы: яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Эти идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма:
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в музеях, храмах, дома, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;
умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству сверстников и старших;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке творческих проектов.
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;
интерес к занятиям художественным творчеством;
отрицательное отношение к плохим поступкам.
Воспитание православной культуры.
знакомство с храмами города Иванова;
знакомство с нравственными правилами жизни через притчи и сказки;
знакомство с православными народными традициями, православным календарём.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности: мастер-классы, проектная деятельность, драматизация, тренинговые упражнения социальных навыков, виртуальные экскурсии, выездные экскурсии, встреча с гостями, рисование, изготовление пальчикового театра и т.д.
Система классных часов - это не только цикл уроков, а содержание, связанное с государственными праздничными датами, православным календарём и его праздниками. Все темы мастер-классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений, сказок, былин посвящены целостному духовно-нравственному развитию личности ребёнка с ОВЗ.
Средством духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, знакомство с храмами города, историческими зданиями через электронные презентации, встречи с гостями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результат в данном случае - это:
- принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей;
- усвоение ребёнком вечных ценностей;
- успешная социализация и адаптация в дальнейшей жизни.
Принятие и усвоение могут произойти:
- на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
- на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.
Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько учителю удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.
В результате реализации программы обеспечивается:
* воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности,
* эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата (приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.Воспитательные результаты по уровням
Первый уровень Второй уровень Третий уровень
приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, взаимодействие обучающегося со своими учителями через обучение и внеурочную работу получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, дружественное взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы в контексте жизнедеятельности школьников получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения в контексте нравственно ориентированной социально значимой деятельности, опыта нравственного поведения и жизни

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методиками будут: экспертные суждения родителей и партнеров школы, анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста, самооценочные суждения детей.
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Класс Направленность диагностических процедур С кем проводятся диагностические процедуры Кем проводятся диагностические процедуры Базовые методики
1 Положение ребенка в коллективе
учащиеся Психолог, классные руководители Социометрия
Анкета «Я и моя школа» (Е.Степанов)
Психологическое и личностное здоровье (агрессивность, тревожность, самооценка, факторы риска ухудшения здоровьяУчащиеся Психолог, классные руководители Методика Баса-Дарки, методика Мюнстерберга, тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Филиппова), Анкета «Здоровый образ жизни»
2 Выбор нравственных норм и способов реализации и самоутверждения
-Удовлетворенность жизнедеятельностью в школе
Учащиеся
Родители, учащиеся
Классные руководители
Классные руководители
Психолог
Анкета «Я и ценности моей жизни» (Е.Степанов)
Опросник для родителей «Анализ воспитательного процесса»
Анкета «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»
3 Содержание формируемых в школе связей и отношений Учащиеся Классные руководители Анкета по выявлению толерантности учащихся (П.Степанов), Опросник «Анализ воспитательного процесса»
4 - удовлетворенность жизнедеятельностью в школе
-Личностный рост
Родители, учащиеся
Учащиеся Классные руководители
Психолог
Классные руководители Опросник для родителей «Анализ воспитательного процесса»
Анкета «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»
Методика «Сфера интересов» (О.Мотков)
В соответствии с данными критериями могут быть использованы как традиционные, так и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса.
Перечисленные методики позволят получить достоверную информацию о развитии личности учащихся и подтвердят или опровергнут правильность выбранного нами пути.
Формирование универсальных учебных действий
класс Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1 Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни. Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы). Знакомство с учителем и одноклассниками. Умение вступать в диалог. Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.
2 Ориентация на понимание причин успеха в деятельности. Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу. Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. Формирование позиции школьника на уровне положительного отношения к труду. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).
Умение договариваться с одноклассниками Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. Умение адекватно принимать оценку учителя.
3 Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. Адекватное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков. Умение осознанно строить речевое высказывание. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение находить общее решение. Работа в группах. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
4 Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение контролировать свои действия. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ
Необходимо выстраивать с родителями партнёрские отношения - формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса. Учителям, в свою очередь, нужно содействовать родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно привлекать родителей к подготовке и проведению классных часов: сообща с детьми и родителями готовить мероприятия, осуществлять выездные экскурсии, организовывать пространство класса, публичные выступления детей и родителей, привлекать родителей к поисковой деятельности детей, созданию проектов, изготовлению костюмов и поделок, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках необходимо вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл данной системы классных часов на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ
Педагогическая культура родителей (законных представителей) – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося.
В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на принципах:
совместная деятельность семьи и школы
педагогическое самообразование родителей
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям,
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого родителя
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей,
опора на положительный опыт семейного воспитания

Задачи:
повышение психолого-педагогической культуры родителей;
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи школы;
повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся.
Формы работы:
Педагогический лекторий
Совет профилактики
Консультации
Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий
Родительские собрания,
Шефская и спонсорская помощь
Служба психолого-педагогического сопровождения
Сайт
Программа родительского всеобуча
Месяц Классы Тема
Октябрь
1 - 4
Психологические особенности возраста
Декабрь Новое время – новые дети
Апрель Каково на дому – таково и самому
Общечеловеческие ценности
Психолого-педагогическое консультирование
№п/п Тема Сроки Ответственные
1 Дети и семейные конфликты
В течение года (по плану педагога-психолога) Педагог-психолог
2 Проблемы адаптации к школе Педагог-психолог
3 Воспитание детей в неполных семьях
Педагог-психолог
4 В семье трудный ребенок
Педагог-психолог
5 Как стать успешным
Педагог-психолог
6 Семейное консультирование родителей и лиц, их заменяющих Педагог-психолог кл.руководители7 Просвещение родителей на классных родительских собраниях на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся, классного коллектива, содержания воспитательного процесса и планов работ классных руководителей Кл.руководители Организация совместной деятельности родителей и детей
Задачи:
включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности ОУ;
организация совместной общественно значимой деятельности родителей и детей.
№п/п Тема Класс Сроки Ответственные
Познавательная деятельность
1 День знаний 1- 4 Сентябрь Кл.руководители2 Выпуск предметных газет По плану 3 Неделя «Почемучек»
Февраль Трудовая деятельность
1 Помощь в ремонте и благоустройстве школы 1 - 4 В течение года Кл.руководители2 Участие в проекте «Школьный двор» Апрель-май 3 Совместные трудовые десанты В течение года Спортивная деятельность
1 Дни здоровья 1-4 1 раз в четверть Кл.руководители, учитель физ.культуры2 Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Май Досуговая деятельность
1 Выставка «Дары осени» 4
4 Сентябрь Кл.руководители2 Классные праздники и вечера В течение года 3 Праздники: «Новый год», «Масленица», «Поздравим наших мам» Декабрь
Февраль
Март Зам. директора по УВР
4 Неделя семьи Ноябрь Зам. директора по УВР
5 Экскурсии, поездки, посещение музеев, театров В теч.года Зам. директора по УВР,
Кл.руководители6 Выпускные вечера Май В школе в конце каждого учебного года проходит День открытых дверей в форме творческого отчета. Цель данного мероприятия показать родителям итог работы учреждения за год, создать условия для активного, совместного сотрудничества родителей и детей, оценить работу школы, высказать предложения на перспективу.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие представителей общественных организаций и объединений в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования;
- посещение музеев города;
- приглашение гостей из центра МЧС, ГИБДД, инспекторов ПДН и др.;
- организация выступлений театральных объединений города: «Созвездие», «Маргарита» И ДР.;
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении.
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Дата проведения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Сентябрь Развлечение «Здравствуй, школа!»
Беседа «Мы школьники»
Беседа «Правила поведения учащегося»
Беседа «Мой режим дня»
Тренинг социальных навыков: «Все мы разные и что же?...»Беседа: «Как сохранить дружбу?»
Беседа «Моя семья»
Викторина «Моё здоровье»
Дискуссия: «Добрые дела и плохие поступки»
Беседа «Вредные привычки - дурные сестрички»
Беседа «Природа - наш дом»
Путешествие в страну ВитаминиюБеседа: «Христианские добродетели: послушание, милосердие»
Беседа «Мои обязанности дома»
Игра - путешествие: «В мире вежливых слов»
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Октябрь Учимся играть («Море волнуется»)
Беседа «Моя безопасность дома»
Ролевая игра «Дом»
Литературный час: «Мой любимый город»
Беседа «Права и обязанности школьника»
«Давайте делать добрые дела»
Беседа «Играем вместе»
Викторина «В здоровом теле - здоровый дух» Экскурсия в музей «Ивановского ситца»
Беседа «Страна, в которой я живу»
Игра «Поведение в общественном транспорте»
Беседа «Дома я помощник» Экскурсия в музей МЧС.
Беседа «Я люблю тебя, Россия»
Путешествие в мир театра (драматизация сказки «Красная шапочка»Беседа «Наша школьная семья»
Ноябрь Добрая сказка
Виртуальная экскурсия по городу Иваново
Беседа «Мамочка моя»
Детские притчи
Беседа «Я поступаю правильно»
Чтение стихов о маме
Философские сказки Н.И. Козлова
Беседа «Человек и природа»
Выставка рисунков «С любовью к маме»
Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»
Беседа «Как противостоять злу»
Конкурс чтецов «Поговорим о маме»
Декабрь Мастер-класс «Рождественские украшения на ёлку. Ангел»
Учимся играть («У медведя во бору»)
Беседа «Мир вокруг меня»
«Письмо Деду Морозу» Мастер-класс «Рождественские гирлянды»
Беседа «Что за праздник «Новый год»?»
Беседа «Безопасность в новогодние праздники»
«Письмо Деду Морозу» Матер-класс«Рождественские колядки»
Викторина: «Верю -не верю»
Беседа: «Я простуды не боюсь!»
«Письмо Деду Морозу» Матер-класс «Рождественские подарки»
Беседа: «Новый год - семейный праздник»
Литературный час «Снегурочка»
«Письмо Деду Морозу»
Январь «Былинные богатыри-защитники России»
Учимся играть («Светофор»)
Беседа «Береги свои вещи»
Гости из центра МЧС «Герои рядом»
Беседа «В мире профессий»
Беседа «Семейные праздники» Театр «Раёк»
игры-драматизации
Беседа «Семейные традиции»
Беседа «Мои друзья» Устный журнал «История моего имени»
Виртуальная экскурсия по историческим местам г. Иваново
Беседа «Дружить - это здорово»
Февраль Мастер-класс «Писанки» народные промыслы
Беседа «Папа может»
Литературный час «Наши защитники»
Беседа «Без труда - выловишь рыбку из пруда» Мастер-класс «Тряпичная кукла» народные промыслы
Беседа «Кто в беде тебе поможет»
Игра «Аты-баты»
Беседа «Братья наши меньшие» Мастер-класс «Изонить» народные промыслы
Беседа «Поведение в гостях»
Игра «Аты-баты»
Литературный час «Моя малая Родина» Мастер-класс «лоскутное мастерство» народные промыслы
Беседа «Весёлый этикет»
Игра «Аты-баты»
Игра «Мы пришли в гости»
Март Презентация: «Доброта и любовь к ближнему»
Беседа «Материнская любовь» - гости бабушки, мамы учащихся
Мастер-класс «Подарок маме» Виртуальная экскурсия «Храмы Иванова»
Беседа «Я люблю свою маму»
Мастер-класс «Подарок маме» Виртуальная экскурсия «Иваново вчера и сегодня».
Презентация: «Мама- главное слово на свете»
Мастер-класс «Подарок маме»
Апрель Тематические беседы «Если добрый ты»
«День открытых дверей» - Радуга талантов» с участием родителей
22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант с участием родителей учащихся «Школьный двор»
Май Урок мужества «Моя семья в годы войны»
Презентация: «Маленькие герои большой войны»
Праздник «До свидания 1-й класс!»
Беседа «Правила безопасного поведения в каникулы» Урок мужества «Моя семья в годы войны»
Презентация: «Маленькие герои большой войны»
Беседа «Чему учит сказка?»
Беседа «Правила безопасного поведения в каникулы» Урок мужества «Моя семья в годы войны»
Презентация: «Маленькие герои большой войны»
Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк..»Беседа «Правила безопасного поведения в каникулы» Урок мужества «Моя семья в годы войны»
Презентация: «Маленькие герои большой войны»
Беседа «Город родной, мы гордимся тобой!»
Беседа «Правила безопасного поведения в каникулы»
Методическое обеспечение программы
Литература:
 
 
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". - М.: 1999. - 144 С.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка 
3. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241
4.   Потаповская О.М. «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» М.: Издательство "Планета 2000", 2002
5. Священник Сергей Молотков «Практическая энциклопедия. Православие от А до Я». Сатисъ Санкт-Петербург,2003
6. «С болью и любовью о современном человеке» Перевод на русский язык иеромонаха Деримедонта (Сухинина). Издательский дом «Святая гора», М., 2005.
  7. Рахматуллина З.Я., Галяутдинова С.И. и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: Программа (проект). – Уфа, 2004. – 29 с.