Методический материал по истории на тему Приёмы и методы ТРИЗ — педагогики на уроках истории


Выступление на республиканской стажировке
«Создание здоровье сберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО».
8 апреля 2016 год.
Тема: «Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»
Учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории:
Глушкова Евгения Владимировна.
Одним из важных аспектов здоровье сберегающих технологий, применяемых на уроках в школе, является учёт возрастных и физиологических особенностей ребёнка. С этой точки зрения, игровые приёмы и методы, актуальны для нынешних пятиклассников. Сегодняшний пятиклассник – только что вышедший из начального блока и адаптирующийся к среднему звену, готов в процессе игры не только усваивать новый материал, но и закреплять его. В рамках ФГОС, где основные составляющие – самообучение, самовоспитание, саморазвитие – роль учителя сводится к тому, чтобы направлять ученика по правильной дороге познания. В данном случае приёмы и методы ТРИЗ – педагогики актуальны и востребованы.
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
В основе ТРИЗ – педагогики лежат методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Основная цель ТРИЗ – педагогики - Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Основные задачи: Воспитательные: формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи;
Образовательные: повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
Развивающие: развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения. Принципы, положенные в основу ТРИЗ – педагогики следующие: принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип идеальности (высокого КПД).
Знакомство с этой методикой не оставит равнодушным ни одного “ищущего” учителя. Применение ее на уроке развивает мыслительные и творческие способности учащихся. В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока. Становится понятно, что ТРИЗ – это не только возможность изобрести или решить задачу на уроке (что для такого предмета как история может привести к затруднению). Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Знакомство с работами совреме6нных ученых и педагогов по ТРИЗ-педагогике (А.А. Гин,А.А.Нестеренко, Ю.С.Мурашковский и др.),последующее применение ее на своих уроках показало, что одни и те же правила подходят для игр самого различного содержания.
Играть любят ученики всех возрастов, но особенно учащиеся 5-х классов. Преподавание истории “по-старинному” иногда заводит учителя в тупик. Выясняется, что дети постепенно отвыкают самостоятельно мыслить, зазубривая и пересказывая материал предыдущего урока. Поэтому важно обращать на это внимание, ставить задачи овладения мыслительными операциями более высокого уровня (творческого), развивая тем самым культуру мышления и формируя навыки самостоятельного подхода к новому материалу.
Начиная работать над приёмами и методами ТРИЗ - педагогики, я задавала себе вопрос: все ли дети способны к творчеству? Сегодня с уверенностью могу сказать: все.
Например, урок истории в 5-м классе. Скучное название двух очередных параграфов учебника А.А. Вигасина “История Древнего мира” “Как жили земледельцы и ремесленники в Египте” и “Жизнь египетского вельможи” были заменены на более интересную - “В гостях у египтянина”. Этот прием в развивающем обучении очень важен. С его помощью учитель как бы настраивает детей на “необычность”, нетрадиционность, готовит их к восприятию нового. Темы для детей незнакомые – новый материал.
Очень нравится пятиклассникам повторять пройденный материал “летая” в прошлое на “хронолетах” (“игра в случайность” - один из приемов ТРИЗ-педагогики). Учащиеся сами делают бумажные самолетики для“ полетов во времени”. На самолетиках пишутся даты, места событий, которые уже изучены. Запускает “хронолеты” учитель, а отвечают дети не по журналу (как обычно), а те, к кому он “сядет” на парту. Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что и кого вы видите вокруг”. Этим приемом можно пользоваться для определения темы и цели урока.
Конечно, трудно сделать каждый урок таким, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, настоящей находкой для учителя может стать игра «Да-нет-ка». Например, на уроке истории в 5 -м классе учитель говорит: “Я задумала орудие труда, которым пользовались древние люди”. Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить “да”, “нет” или “и да и нет”. Ученики задают вопросы, например: “Это орудие труда деревянное?”, “Оно большое?”, “Оно острое?” и т.д. Таким образом, узнав все, что нужно для правильного ответа, они отвечают: “Это гарпун”.
Ещё один приём ТРИЗ - педагогики “Лови ошибку!”. Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний. Такой же эффект имеют задания типа “Повторяем с контролем”, когда ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову самого ученика на них отвечают.
Есть еще один интересный прием ТРИЗ-педагогики, который очень любят ученики, так как чувствуют себя наравне с учителем и относятся к нему очень серьезно – “Обсуждаем домашнее задание”. Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы. Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса. Приведенные выше примеры тризовских заданий формируют у учащихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала. Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.