Инновационно-образовательный проект МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 15 ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА БУДУЩЕГО


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Управление образования при Администрации г. Соликамска
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ СОШ № 15
_______________________О.А. Бирюкова
Инновационный проект
«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА БУДУЩЕГО»
Выполнил:
Руководитель проблемной группы: О.В. Банников, заместитель директора по проектной деятельности
Научно-методическая проблемная группа МАОУ «СОШ № 15»
Главный научный руководитель: _____________________
Соликамск 2014 гг.
СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:
№ Оглавление Страница
ВВЕДЕНИЕ. 3
Теоретическая и методологическая основа проекта.
1. 1 Понятие и функции гражданственности.
1.1.1 Понятие гражданственности.
1.1.2 Функции гражданственности.
1.1.3 Миссия и основные понятия проекта «Воспитание Гражданина будущего». 5
9
10
Обоснование новизны и актуальности проекта.
Актуальность и новизна проекта.
Проектные педагогические инновации.
12
13
Научный аппарат проекта: целевая аудитория, цель и задачи проекта, логика реализации и т.д.
Логика реализации проекта.
Основные принципы отбора содержания и методов работы
Содержание образования и воспитания в контексте ценностных отношений.
14
14
15
16
Стратегия и механизмы достижения цели: продукт, инструментарий, этапы, схема управления, ожидаемые педагогические результаты. 21
Рабочий план реализации проекта: этап, задачи мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемый результат. 28
Ресурсное обеспечение реализации проекта (имеющееся и необходимое): нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое, финансовое. 32
Проблемы (риски) при реализации проекта. 39
Используемые ссылки и литература. 40
ВВЕДЕНИЕ.
HYPERLINK "http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/"Гражданственность относится к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности. Особенно в сложные периоды развития государств, общества, когда необходимо объединение усилий граждан, когда высока ответственность за судьбу своего Отечества.
Не менее важна она и для современной России, где проблема воспитания гражданственности сегодня является приоритетным направлением государственной образовательной политики. Решить её невозможно без чёткого понимания, что же такое гражданственность, в чем она выражается, как её развить.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» ориентирует современный российский педагогический вектор на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; [1]
Над проблемой гражданственности рассуждали во все времена. Многие ученые, общественные деятели и мыслители пытались дать ей определение, понять её истоки и суть, однако точного научного обоснования «гражданственности» так и не было дано. Хотя немало говорилось о приоритетности воспитания достойных граждан.
Так Петр Аркадьевич Столыпин ещё в начале прошлого века отмечал:
 «Прежде всего, надлежит создать гражданина… и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот»[2].
Сегодня в России происходят изменения практически во всех сферах жизни общества: трансформируется общественное сознание, пересматривается система приоритетов и ценностей. И вопрос о гражданственности по-прежнему важен. Ведь развитие общества зависит от готовности людей жить в новых условиях не меньше, чем от совершенствования законодательства и развития экономики.
В данном проекте «Воспитание Гражданина будущего» мы попытаемся понять суть гражданственности и гражданина и вывести их определение, отталкиваясь от множества точек зрения различных ученых, изучить различные аспекты проявления, и предложить, на наш взгляд, эффективные способы воспитания гражданственности среди подрастающего поколения.
Теоретическая и методологическая основа проекта
1. 1. Понятие и функции гражданственности
«Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином».Ян Чечот (Польский мыслитель)
1.1.1  Понятие гражданственности
Что же такое гражданственность? В процессе объяснения этого понятия возникает ряд трудностей и теоретического, и практического характера. Главной трудностью является то, что термин «гражданственность», знакомый и понятный на повседневном уровне, имеет разные смысловые контексты.
Гражданственность может пониматься как:
- Общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государству и обществу. Сюда включены уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй, законопорядок;
- Классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за построение коммунизма;
- Интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. [3]
Обратимся к взглядам исследователей. Специфика отечественного подхода к определению понятия «гражданственность» находит отражение в определении, предложенном автором «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимиром Ивановичем Далем.
Даль приводит два значения понятия «гражданин»:
1. городской житель, горожанин, посадский;
2. член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
Далее он связывает понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Он отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему». Ещё одно определение Даля:
«Гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». [4]
Следовательно, понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и с уровнем образования, сформированным пониманием состояния общества, а также с социальной нормативностью. Также в словаре В.И. Даль даёт характеристику «гражданских доблестей», которые он определяет как «мирные и миротворные, честь, любовь и правда». В данной характеристике прослеживается специфика понимания гражданственности в России: акцент на приоритете морали над правом (позиция решения вопросов с точки зрения не столько правовых, сколько нравственных начал), акцент на духовно-нравственных объединяющих началах.
Другой исследователь, Анатолий Александрович Козлов, утверждает, что «гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность, производная от феномена «гражданин», развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на её радикальное переустройство».[5]
Российская педагогическая энциклопедия определяет гражданственность как «интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным»[6].
Исходя из приведённых выше подходов к определению гражданственности, нами сформировано следующее определение:
Гражданственность представляет собой совокупность взглядов и убеждений личности (ценностных отношений), которая с одной стороны, предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе, с другой стороны - сильную социальную солидарность, гражданскую активность, которая выражается в участии человека в жизни общества.
Наиболее значимыми элементами гражданственности личности являются:
-    Понимание гражданином своих прав и свобод и умение применять их на практике
-    Уважение прав и свобод других граждан;
-    Личная ответственность гражданина за своё поведение и выбор,
-    Осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом;
-    Действенное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободном личном выборе, моральных убеждениях, идеалах равноправия граждан;
-    Способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;
-    Осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству и культурно-нравственных ценностях.
По структуре данного явления мы вычленяем уровни гражданственности:
I уровень – гражданские качества (ответственность, сознательность, совесть); 
II уровень – гражданская позиция (определенное отношение человека как гражданина к происходящему вокруг него);
III уровень – гражданская компетенция – механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства и его нравственным отношением к этому статусу.
Данная компетенция имеет 3 аспекта: когнитивный (готовность овладеть знаниями, необходимыми для того, чтобы обеспечить гражданственность: об устройстве политической и экономической систем и т.п.), процедурный (знания и способности, необходимые для активной реализации прав и обязанностей) и гражданский (наличие навыков, способностей, для практического воплощения своих знаний)[7]. Или определенных личностных универсальных учебных действий.
Также гражданственность может иметь другую многоуровневую структуру, опираясь на критерий уровня сформированности гражданственности и гражданской активности:
Низкий – гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается неотчетливо, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.
Средний – гражданская позиция и качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.
Высокий - гражданские качества сформированы, высокая активная гражданская позиция, высокая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.
Графически это можно представить следующим образом:

Мы считаем, что можно рассматривать гражданственность как «социальный вклад» в формирования Гражданина будущего.
Чем больше он вложит материальных и духовных затрат в свой дом, семью, свою страну, свою планету, родину, тем больше сделает такое вложение и в себя. И тем увереннее можно говорить о таком человеке, как о Гражданине будущего. Человеке, выбирающим вектор нравственной мотивации и саморазвития.
1.1.2.      Функции гражданственности
К основным функциям гражданственности можно отнести следующие:
-    Мобилизирующая: гражданственность формирует у людей активное отношение к происходящему вокруг них, способствует формированию и развитию гражданского общества;
-    Направляющая: гражданственность связана с целеполаганием, придаёт устойчивость действиям личности и гражданских объединений.
Эти функции проявляются в зависимости от особенностей воспитания человека и его развития, особенностей среды и т.д.
Эти функции способствуют формированию ответственности за принятие решений. Человек, обладающий гражданственностью – патриотично настроенный, образованный, ответственный гражданин, социализированный человек с высокой политической и нравственной культурой и развитым политическим нравственным сознанием.
Гражданственность демонстрирует:
-    Гордость за свою страну, её культурно-исторические традиции, ценности;
-    Возможность и силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях;
-    Умение дорожить святынями своей страны как личными;
-    Понимание своей роли, интеллектуальное и духовное богатство, чувство чести и долга;
-    Социальный оптимизм;
-    Возможность почувствовать сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и к судьбе других людей, которые его окружают, к судьбе страны.
Ведущая роль в гражданском образовании принадлежит учителю. Еще Дмитрий Иванович Менделеев писал: “Сознательный и любящий свое дело учитель может влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета образования. Убеждённый друг подрастающего поколения, любящий Родину, профессионал, знаток национальной культуры – вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать учитель, решающий задачи гражданского образования. [8]
Мы – школа. И это наше гражданское дело!
1.1.3. Миссия и основные понятия проекта «Воспитание Гражданина будущего»
Уже сейчас нам представляется вполне очевидным, что под государством будущего нужно подразумевать Землю, Вселенную, Природу в целом. Идут активные процессы интеграции и глобализации в бизнесе, политике, социальной сфере, в области коммуникации и обмене технологий. Гражданин будущего выступает за единство человеческого рода, при сохранении своей уникальной культурно- нравственной идентичности и ценностных корней.
“Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России”.Н.М.Карамзин
Наша педагогическая миссия: Побудить подростка к достижению нравственно - гражданского идеала, выраженного в образе Гражданина будущего.
Основные понятия:
Гражданин – это самостоятельный культурный человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. Он осознанно моделирует свою жизнь как активную социально направленную, в том числе образовательную деятельность, творчество во благо всего Человечества, значит и во благо своей Малой Родины - России.
Воспитание Гражданина будущего предполагает формирование у учащихся целостной картины мира, в том числе и нравственной, что возможно только в условиях единого, современного, социального, информационно-коммуникативного образовательного пространства и желание в этом пространстве развиваться все дальше и дальше. Это желание развиваться, социально - культурная деятельность ребенка и есть – гражданская активность, которую мы рассматриваем как критерий оценки гражданственности.
Поскольку школа является социальным и образовательным институтом, важно понять: какими способами воспитать Гражданина будущего? И как оценить полученный результат? Каким должен быть управленческий механизм? Именно ответам на эти вопросы посвящен наш инновационный управленческий проект: «Воспитание Гражданина будущего».
Обоснование новизны и актуальности проекта.
Новизна и актуальность.
Из предыдущей главы вытекает вопрос об условиях реализации нашего инновационного проекта. Ведь проблематикой гражданственности и гражданина занимаются давно, всю историю человечества. Значит, идет именно речь о новых способах формирования Гражданина Будущего в существующих ныне актуальных направлениях развития образования и воспитания. На данный момент – векторах метапредметности.
В Российском государстве сейчас только формируется представление о Гражданине новой формации. У нас, как у образовательного и социального института тоже оно есть. Мы люди не только государевы, но государства.
Наша гражданская позиция, в том, что мы должны иметь собственную точку зрения и понимание данной проблематики и, исходя из анализа ситуации, действовать, предлагать, творить!
Новизной нашего проекта будет использование метапредметного подхода и оценка метапредметных и личностных результатов». Гражданственность может рассматриваться как метапредмет, фундаментальный образовательный объект, а личностные результаты – как ценности Гражданина будущего.
Но, что в таком случае есть метапредметность?
Проектная педагогическая инновация.
Вопросами учебных метапредметов и метапредметной деятельности занимается, близкая нам по духу и позициям, научная школа А.В. Хуторского.
В его работах учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. С этой точки зрения, метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, а основосоздающая часть предмета, связанная с понятием «фундаментальный образовательный объект».
Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Очень правильно, с нашей точки зрения, что при таком подходе любой образовательный результат ребенка есть личностный. То есть не имеет первостепенного значения: предметный он или метапредметный. Важнее, что стоит за содержанием образования. То есть, тот самый гражданин, о котором писал П.А. Столыпин. И - инновация.
Именно вектор, направленный на ребенка, позволил педагогическому коллективу нашей школы творчески осмыслить, переформатировать и выдвинуть проект – Воспитание Гражданина будущего.
Умеющего мыслить, искать, находить, творить для окружающего мира. Примерять, адаптировать себя в нем и мир в себе.
После эпохи Средневековья расцвела эра Возрождения. Когда человеческая цивилизация нравственно и духовно очередной раз решила переформатироваться в лучшую сторону. Причем, на уровне общечеловеческого нравственного интеллекта. Готовности к новому, поиску Истин и Миссии. Нечто подобное должно произойти сейчас. Гражданин будущего – это человек нового Поиска. Новых формаций.
Научный аппарат исследования: цель, задачи, логика реализации.
Цель проекта: Создание социально-образовательного пространства гражданской активности учащихся в условиях внедрения ФГОС через использование метапредметного подхода и оценку метапредметных и личностных результатов»
Задачи:
Разработать и апробировать метапредметные комплексы:
«Ценностное отношение человека к самому себе».
«Ценностное отношение к окружающим людям».
«Ценностные отношения к культуре»
«Ценностные отношения к Природе и Стихии»
«Ценностные отношения к делу и времени».
Активизировать гражданскую активность учащихся. В том числе и в социальных сетях Интернета.
Отработать мониторинг механизмов реализации проекта в условиях ФГОС.
Целевая аудитория проекта: 100 человек, параллель учащихся 5 классов, прошедших адаптацию в условиях перехода на ФГОС нового поколения в начальной школе.
3.1 Логика реализации проекта:
Образ Гражданина Будущего формируется в начале проекта на основе:
характеристики понятия «Гражданин» по документальным источникам прошлых веков;
совместных размышлений воспитанников, родителей и педагогов, над нравственным идеалом Гражданина будущего.
В ходе проекта учащемуся предоставляется возможность саморазвития качеств личности, соответствующих образу Гражданина будущего.
Для реализации этих возможностей педагогическим коллективом МАОУ СОШ №15 создаются условия:
Для коллективной оценки и самооценки каждого подростка как основы определения направления и способов его самосовершенствования;
Для овладения и дальнейшего совершенствования компетенций (метапредметных и личностных результатов) Гражданина будущего.
Для приобщения к нравственным ценностям и нормам поведения.
В конце проекта происходит оценка и самооценка развития качеств гражданской активности каждого подростка, определяются пути и способы их дальнейшего самосовершенствования.
3.2 Основные принципы работы:
Принцип личностной ориентации, предусматривающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития, потребностей участников проекта при постановке целей, задач и их реализации;
Принцип ценностной ориентации, предполагающий отбор ценностей, приобщение к которым подростков будет способствовать решению целей и задач проекта;
Принцип демократичности, реализуемый через организацию соуправления педагогов и воспитанников.
Принцип игры и романтики в организации деятельности как учёт возрастных потребностей и педагогов, и подростков;
Принцип вариативности, определяющий возможность изменения формы и содержания дел с учётом педагогической ситуации и действия других факторов при сохранении общей направленности на решение задач проекта.
3.3 Содержание образования в контексте ценностных отношений.
3.3.1 Метапредметный комплекс «Ценностное отношение человека к самому себе».
Основная идея: Свобода, самостоятельность, духовный мир человека, его открытие и совершенствование, духовная и нравственная свобода человека.
Содержание образования:
Величие человека. Достоинство человека. Взаимосвязь достоинств и недостатков человека. Честь, Совесть и Долг как регуляторы отношений человека с окружающим миром, Государством, обществом как основа для сохранения достоинства и совершения выбора в трудных ситуациях. Свобода, Право и Закон. Кодекс Гражданина Будущего.
Человеческая индивидуальность.
Духовный мир человека. Духовный мир мужчины, женщины. Жизненные ценности. Образ жизни. Жизненная позиция (позиции: «иметь», «быть», «творить», «довольствоваться», «существовать», «разрушать»). Достойная жизнь. Жизненные цели, мечты. Жизненные планы и их реализация. Успех в жизни. Жизненные ошибки. Духовная сила человека.
Красота человеческой жизни, красивая жизнь. Счастье и страдание в жизни человека. Человек как творец своего счастья, своей судьбы.
Предназначение человека на земле как вечный философский вопрос.
3.3.2 Метапредметный комплекс «Ценностное отношение к окружающим людям».
Основная идея: Уважение к другому человеку, доброе отношение к окружающим людям
Содержание образования:
 Человек и другой человек. Значение других людей в жизни человека. Уникальность каждого человека. Соотношение личных интересов с интересами других людей. Знакомый, приятель, товарищ, чужой. Проблема одиночества. Уважение людей, единство взглядов, интересов, бескорыстие как основы дружбы. Причины разрушения дружбы.
Человек и его любимый (любимая). Любовь и влюбленность. Взаимная и безответная любовь. Взаимоуважение, общность взглядов, отношений к миру, искренность чувств как основы любви. Доверие и ревность.
Человек и коллектив. Примитивное и высокое понимание коллективизма. Роль лидера в коллективе. Микроклимат коллектива. Традиции коллектива.
Человек и его родина. Патриотизм и его проявления. Защита Отечества как священный долг человека. Знание Родины (ее истории, традиций, языка, природы). Гордость за Родину, забота о ней. Малая Родина. Гражданство человека и гражданственность. Государство, его символы, отношение к ним.
Метапредметный комплекс «Ценностное отношение к культуре».
Основная идея: Здоровый образ жизни человека как Гражданина Будущего.
Содержание образования:
Человек и культура его тела. Физическая культура и приобщение к ней. Утренняя зарядка, водные и воздушные процедуры и их значение для человека. Гигиена тела как условие красоты, здоровья и уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена мальчиков (юношей), девочек (девушек). Уход за телом, одеждой и обувью, жилищем. Необходимость соблюдения чистоты и порядка: в мыслях и поступках. Борьба с вредными привычками, пороками, лжеидеалами.
Человек, материальная и духовная культура. Материальная и духовная культура человечества, их взаимосвязь и соотношение в жизни человека. Отношение к личной собственности человека и общественной собственности. Культура речи. Бережное отношение к родному языку. Культура выражения эмоций (песни, стихи, информации и т.д.). Языческая субкультура Урала. Красота в искусстве, красота человека (внешняя и внутренняя), его дел и поступков. Влияние духовного мира человека на его внешность.
Метапредметный комплекс «Ценностное отношениек Природе и Стихии».
Основная идея: Гармония человека с природой. Жизнь и смерть Человека и Природы.
Содержание образования:
Человек и живая природа. Многообразие флоры и фауны, природные сообщества Мира и Урала. Забота человека о природе. Экологические проблемы и пути их решения.
Человек и Вода. Ощущение воды человеком. Ручейки как истоки рек, морей и океанов. Водное пространство Пермского края. Легенды и сказания о воде. Освоение человеком водных пространств, забота о их сохранении.
Человек и Горы. Красота и романтика гор. Путешествия. Уральские горы и их особенности, подземные миры.
Человек и Космос. Влияние Солнца и Луны на природу Земли и человека. Красота восхода и заката и романтика звездного Неба. Легенды о созвездиях. Огонь и воздух. Гармония Вселенной, взаимосвязь всех элементов мироздания.
Метапредметный комплекс «Ценностное отношение к делу и времени».
Основная идея: Деятельность человека во имя улучшения окружающей жизни и времени
Содержание образования:
Человек и его дело. Труд как жизненно важная деятельность человека. Труд – работа и труд – забота об улучшении окружающей жизни. Ответственное и творческое отношение к делу. Вдохновение и радость труда. Чувство экономического достоинства. Успех как закономерный результат осмысленной деятельности, усилий и терпения, организованности в работе. Развитие организаторских способностей. Удача и неудача, отношение к ним.
Человек и его хобби. Стиль жизни Гражданина Будущего: романтика и тяжелые трудовые будни. Необходимость постоянного самопознания, саморазвития и самосовершенствования.
Человек и продукты его жизнедеятельности. Продуктивная и непродуктивная деятельность. Имитация жизни и деятельности. Осмысленная деятельность. Активная, гражданственная, творческая и социальная деятельность.
Человек и время. Время как ценность. Ограниченность жизни человека. Бережное использование времени. Оценка прожитого дня. «Потерянный день». Принадлежность человека к своему поколению.
Стратегия и механизмы достижения цели: продукт, инструментарий, этапы, механизм управления, ожидаемые педагогические результаты,
4.1 Продуктом нашего проекта станет ребенок, достигший в нашем и своем понимании указанного выше нравственно-гражданского идеала (уровень гражданской активности) Гражданина будущего. И освоивший курс метапредметных дисциплин по образовательным комплексам.

4.2 Эффективным инструментарием для оценки гражданской активности, будет модифицированная нашим педагогическим коллективом Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданской активности у подростков, предложенная Куртовой И.А. [9]
4.3 Мы предполагаем 4 последовательных этапа достижения цели.
1.Этап – подготовительный. Он уже осуществляется, и на данный момент нами подготовлена основная научно-методическая база проекта, проведена работа и анализ работы двух проблемных групп в области гражданственности и метапредметности. Параллельно подготавливаются и переподготавливаются необходимые документы и педагогические кадры. Разрабатываются и отрабатываются способы диагностики. Идет работа с родителями. Итогом работы на этом этапе следует считать:
Текстовый вариант проекта «Воспитание Гражданина будущего»
Получение внешней рецензии на проект
Защита управленческого проекта на УМС Управления образования г. Соликамска
Сформированную контрольную (предварительно) группу учащихся и родителей – участников проекта.
Сформированную команду педагогов, реализующих проект.
Подготовленное ресурсное обеспечение проекта.
Подготовленная программно-содержательная часть проекта (метапредмете комплексы и социальные практики) и диагностический инструментарий.
2. Этап организационно – вступительный. Начиная с сентября 2014 года, планируется учебно-воспитательная работа в рамках реализации проекта «Воспитание Гражданина будущего». Запускается моделирование образа Гражданина будущего, система диагностики и самодиагностики, метапредметных дисциплин и курсов, формируются органы соуправления участников проекта из числа родителей и учащихся.
Итогом работы на втором этапе следует считать:
Образ модели Гражданина будущего, разработанный совместно творческой группой МАОУ СОШ № 15 из числа педагогов, детей и их родителей. Возможно выбор из нескольких вариантов.
Запуск и рабочее функционирование системы самоуправления и соуправления.
Запуск необходимой системы самодиагностики участников проекта в социальных сетях. (Интернет- сообщество в «Контакте» - «Я – Гражданин будущего» на каждого участника проекта из контрольной группы)
Запуск и рабочее функционирование первоначальных метадисциплин и метакомплексов, социального проектирования и т.д..
Творческий и педагогический отчет по реализации данного этапа.
Необходимая коррекция планов, ресурсов и действий в рамках реализации проекта.
3. Основной этап. Уже с ноября 2014 года – вторая учебная четверть, по май 2015 г. проект планируется выводить на максимальные обороты и мощность.
Итогами основного этапа нам представляется следующее:
Прохождение участниками проекта необходимых и запланированных метапредметных дисциплин и практик.
Самоанализ и диагностики всех участников проекта.
Творческий и педагогический отчет по результатам, полученным на основном этапе проекта.
В каждой учебной четверти будет реализовано 5 иновационно - образовательных практик (по одной на каждое ценностное отношение). Объемом до 8 часов, с обязательным зачетом. За учебный год – 20 практик.
№ Дисциплина Метапредметный комплекс Критерий эффективности для участника проекта
Теория Практика
Величие человека. «Ценностное отношение к себе»
+ Публичное выступление
Духовный мир человека. + Презентация
Красота человеческой жизни + Видеопродукт
Предназначение человека + ИнОП
Человек и культура его тела. «Ценностное отношение к культуре»
+ Спортивные достижения
Человек, материальная и духовная культура. + Презентация
Человек и культура речи. + Круглый стол
Человек и культура здоровья + Спортивные достижения
Человек и живая природа. «Ценностное отношение к окружающему миру»
+ Экскурсия
Человек и Вода. + Сплав
Человек и Горы. + Поход
Человек и Космос. + Публичное выступление
Человек и другой человек. «Ценностное отношение к другим людям»
+ Публичное выступление
Человек и его любимый (любимая). + Публичное выступление
Человек и коллектив. + Публичное выступление
Человек и его родина. + Социальная практика
Человек и его дело. «Ценностное отношение к делу и времени». + Видеопродукт
Социально-культурные проекты
Человек и его хобби. + Человек и продукты его жизнедеятельности. + Человек и время. + Презентация
Данные меткомплексы будут реализованы как с помощью наших партнеров из учреждений дополнительного образования, таких как «Речник», «Вираж», «Старт», «Экологический центр», так и с помощью внутренних резервом педагогического коллектива МАОУ СОШ № 15.
Ресурсы глобальной сети Интернет помогут нам отслеживать результаты участников проекта.
Критерии оценки гражданской активности в социальных Сетях:
№ Название Содержание Количество баллов
1. ИСД - Индивидуальная социальная деятельность участника программы.
Оценивается Личная гражданская АКТИВНОСТЬ участника: За что именно Всего
Наличие голосования за кого-либо 1 5
Наличие собственных комментариев. 1 Наличие личной переписки. 1 Предложения дружбы. 1 Прочая активность, например Рейтинг и т.д. 1 2. КСД – коллективная социальная деятельность.
Оценивается коллективная Активность участников Сети по отношению к данному субъекту. Наличие голосования за данного участника 1 5
Наличие комментариев к данному участнику. 1 Наличие ответной личной переписки. 1 Предложения дружбы. 1 Прочая активность, например Рейтинг и т.д. 1 3. ВС – виртуальные сообщества.
Присутствие участника в одном или нескольких Виртуальных Сообществах 1 5
Понятная обывателю ценность данного виртуального сообщества. Декларируемые цели. 1 Приток и количество участников не менее 5. 1 Активность данного сообщества – согласно Ленте сообщений 1 Собственное виртуальное сообщество. 1 4. ИПП – индивидуальный полезный продукт Собственное медио или видео произведение , не более пяти 5 – по одному баллу за каждый продукт
До 15
Собственное текстовое произведение, не более пяти 5- по одному баллу за каждый продукт Прочий продукт: например, организованный конкурс и т.д. 5 5. СПП - Социальный полезный продукт Коллективное медио или видео произведение , не более пяти 5 – по одному баллу за каждый продукт 20
Коллективное текстовое произведение, не более пяти 5 – по одному баллу за каждый продукт Прочий продукт: например, организованный конкурс и т.д. 10 Итого до 50 баллов 4.Этап. Итогово-диагностический. Исходя из названия данного этапа, становится понятным и суть происходящего в нем.
Основными итогами мы будем считать следующие:
Творческий и педагогический отчет по всему проекту «Воспитание Гражданина будущего».
Педагогический анализ метакомплексов на каждое ценностное отношение в рамках проекта.
Мониторинг механизмов управления и реализации данного проекта.
Самодиагностика гражданской активности участников проекта в социальных сетях и прочим образом. (Опрос родителей, воспитанников, партнеров по проекту и т.д.)
Выступление с обобщением работы по данному проекту на городской научной конференции, проведение обучающего мастер-класса для педагогического сообщества г. Соликамска.
Выпуск научно-методических материалов с рекомендациями работы и публикация их в средствах массовой информации и в глобальных сетях.
4.4 .Механизм управления проектом

4.5 Результаты от общего числа участников (не менее 100 человек) в проекте в зависимости от педагогических задач.
Задачи (этапы) Направления деятельности
Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое  Научно-познавательное Военно-патриотическое  Общественно полезная деятельность Проектная деятельность
Формирование ценностпностного отношения к себе 20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к окружающим людям. 20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к культуре.
20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.
20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О Формирование ценностного отношения к делу и времени.
20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Данные от общего числа (не менее 100 человек, параллель 5 классов, 1 класс - контрольный) участников проекта:
Н - Меньше 50% -низкий уровень гражданской активности
С -50 - 70% - средний уровень гражданской активности
В - 70 - 90 % - высокий уровень гражданской активности
О - Свыше 90 % - очень высокий уровень гражданской активности
Рабочий план реализации проекта: этап, направление деятельности, мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемый результат.
Этап Задачи Мероприятия Сроки Ответственный Ожидаемый результат в процентах. Охват не менее 100 человек
Организационно - вступительный
Формирование ценностностного отношения к себе Метапредметные задания
Сентябрь 2014 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к окружающим людям. Метапредметые задания
Сентябрь, октябрь 2014 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к культуре.
Индивидуальные творческие планы развития.
Октябрь 2014 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.
Экскурсии
В течении сентября-октября 2014 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к делу и времени.
Социальные метапредметные практики
Социальное проектирование
Сентябрь, октябрь 2014 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Основной период Формирование ценностностного отношения к себе Система гражданских спецкурсов гуманитарной и культурологической направленности
Воспитательные гражданско-правовые комплексы
Декабрь 2014 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к окружающим людям. Учебные военные сборы
Полигонные игры
Декабрь 2014, январь 2015 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к культуре.
Программы дополнительного образования, секции
Спортивные соревнования, конкурсы и т.д.
Сентябрь 2014 – май 2015 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.
Походы, поездки, поиски
Научно-исследовательские экспедиции
Сентябрь 2014 – май 2015 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к делу и времени.
КТД (коллективно творческие дела), «огоньки»
Конкурсы, фестивали, трудовые практики и десанты
«Школа Лидера»
Сентябрь 2014 – май 2015 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Итогово - диагностический Формирование ценностпностного отношения к себе Дискуссионные площадки
Март 2015 ЛОК Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к окружающим людям. Тематические военно-патриотические программы «Рубеж», «ШВТЗ», «Слово и дело», «Войны России».
Профильные военно-патриотические программы: «Юный десантник», «Речник».
Апрель-май 2015 Творческая группа по направлению Формирование ценностного отношения к культуре.
Комплексные блоки профилактики и закаливания
Март 2015 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.
Экологические акции.
Профильные туристско-краеведческие лагеря
Май-июнь 2015 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Формирование ценностного отношения к делу и времени.
Социально-культурные акции и акции милосердия
Апрель – май 2015 Творческая группа по направлению 20 – Н
60 –С
20 – В, О
Ресурсное обеспечение реализации проекта (имеющееся и необходимое): нормативно-правовое, кадровое материально-техническое, научно-методическое, финансовое.
Нормативно – правовые условия
Имеющееся Необходимое
«Закон об образовании в РФ»
Устав МАОУ СОШ № 15
ФГОС
Проект: Модуль оценивания метапредметных и личностных результатов «МарС – Малая Родина - Соликамск»
Проект «Социальное лидерство в Сети»
Инструкции и инструктажи по технике безопасности, касающиеся всей системы жизнеобеспечения учащихся МАОУ СОШ № 15. Договор о сотрудничестве с МАОУ «Речник» в рамках проекта
Договор о сотрудничестве с ПГУ в рамках проекта
Договоры с родителями в рамках соучастия в проекте
Положения о внеурочной деятельности в рамках реализации проекта.
Локальные акты МАОУ СОШ № 15, регламентирующие деятельность и функционирование проекта.

Кадровое
Имеющееся Необходимое
В настоящий момент наша школа обладает всем кадровым обеспечением проекта. Педагоги имеют необходимый уровень квалификации и уровень переподготовки в рамках ФГОС.
8 педагогов – высшая квалификационная категория (16 %)
22 – педагога – первая квалификационная категория (44 %)
13 педагогов – вторая квалификационная категория. (26 %)
При этом – 41 педагог (82 %) прошел курсовую подготовку и переподготоку по различным направлениям ФГОС (от компетентностного подхода в условиях ФГОС, до современных технологий по различным направлениям учебной деятельности.)
Искать дополнительные ресурсы в области внеурочной и проектной деятельности для привлечения уникальных педагогических и других кадров в рамках реализации проекта.
Материально-техническое
Имеющееся Необходимое
Два спортивных зала
Медиатека
2 компьютерных класса
2 Тира, причем один – электронный.
Учебные мстерские
Два выделнных учебных кабинет
Необходимый набор туристского снаряжения на стандартный туристко-краеведческий лагерь.
Материально-техническая база основного здания МАОУ «Речник»
Материально-техническая база Брандвахты.
Оборудование класса ОБЖ.
Необходимые комплекты аудио и видеотеки.
Высокоскоростной интернет по всей школе.
30 планшетов для проведения качественной ИКТ деятельности в рамках реализации проекта
2 плазменных телевизора и сеть, связывающая их в каждый класс
Два набора «Сканер-принтер» в каждый класс.
Два комплекта формы: парадная и парадно-выходная
10 стендов, для оформления видов родов войск Российской Федерации
Набор Знамен и флагов Российской Федерации и Российской армии по родам войск, для создания Зала Боевой Славы и учебной деятельности.
Научно-методическое обеспечение + традиции МАОУ СОШ № 15
Имеющееся Необходимое
В течении 5 лет первое место в городской игре «Сила и мужество».
Традиционный воспитательный комплекс «Я – Гражданин России».
Традиционная историко-правовая игра «Независимая Россия».
Традиционное ведение индивидуальных проектов (Проектная неделя) и исследовательской деятельности в научных обществах «Первые шаги» и «Золотые россыпи Прикамья».
Традиционный воспитательный комплекс «Звездный дождь».
Традиционная военно-спортивная игра «Когда мужчины на плацу».
«Школа Лидера»
Традиционная работа историко-правового клуба «КЛИО».
Профильное историко-правовое и предпрофильное обучение, индивидуальные учебные планы.
Сотрудничество с историческим факультетом Пермского государственного гуманитарно-педагогического педагогического университета, МИСИ, Международным институтом Гете.
Гражданское образование, включающее систему спецкурсов гуманитарной и культурологической направленности, воспитательные гражданско-правовые метапредметные комплексы.
Учебные военные сборы, социальные практики, сотрудничество с социальными партнерами и широкий спектр направлений внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Налаженная система сотрудничества с социальными партнерами и родителями.
Система преемственности: «Детский сад-школа», «Школа – УДО», «Школа - ВУЗ», «Школа – социальное пространство». Разработка профильных метапредметов
Приведение к выверенной формулировке научно-методического глоссария проекта
Разработка четкой системы анализа деятельности проекта и результатов учащихся
Описание опыта научно-практической деятельности с целью позиционирования на другие образовательные организации и положительной ретрансляции накопленного опыта в рамках проблемной группы МАОУ СОШ № 15

Утверждаю___________________
Бирюкова О.А.
Директор МАОУ СОШ № 15
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Название статьи Код Запрашиваемые средства Имеющиеся средства Всего Источник финансирования
1. Оплата труда Волонтерский труд Х 119 000 119 000 МАОУ СОШ № 15
Всего по оплате труда 119 000 119 000 2. Прямые расходы Грантодатель
2.1 Оплата комплекта оборудования для реализации проекта. 150 000 Х 150 000 2.2 Публикация в прессе - 40 000 40 000 МАОУ СОШ № 15
Всего прямые расходы 150 000 х 150 000 ВСЕГО РАСХОДОВ ПО ПРОЕКТУ 150 000 149 000 319 000 Полная стоимость проекта: 319 000 руб. 00 копеек
Имеется:149 000 руб. 00 копеекЗапрашиваемые средства: 150 000 руб. 00 копеек
Руководитель проекта _____________ Банников О.В.
КОМЕНТАРИИ К БЮДЖЕТУ:
Оплата труда.
Руководитель Проекта и команда педагогов, волонтеры будут работать над его реализацией на протяжении 34 рабочих недель. Два раза в неделю по 2 часа. Предполагается проектная команда волонтеров из 10 педагогов и 25 учащихся «Школы Лидера». Волонтеры работают бескорыстно, но их материальный вклад в проект можно обсчитать. Это имеющиеся (привлеченные) средства МАОУ СОШ № 15 на реализацию проекта.
Труд волонтеров – 25 р./ч. (Стоимость одного часа взята из МРОТ) В среднем по 2 час в день: 2 часа * 25 руб.*2 раза в неделю *34недели* 35 чел. = 119 000 руб.
Итого: 119 000 руб.
Итого на оплату труда запрашивается: 0 руб.
Имеется: 119 000 рублей.
2. Прямые расходы:
2.1 Публикация в прессе
Оплата одной публикации в СМИ г. Соликамска по нынешним расценкам обойдется в 20 000 рублей. Будут две публикации о проекте. Это тоже имеющиеся средства МАОУ СОШ № 15 на реализацию проекта
Итого: 40 000 рублей.
Запрашивается: 0 рублей.
Имеется: 40 000 рублей.
2.2 Приобретение товаров длительного пользования.
25 планшетов: 25* 6 000 рублей = 150 000 рублей
Данной оргтехника будет активно эксплуатироваться в ходе реализации проекта, при создании участниками проекта различного рода электронных продуктов своей гражданской жизнедеятельности: фотоальбомы, презентации, самодиагностика и т.д.
Итого запрашивается: 150 000 рублей. 00 копеек
Имеется: 50 000 рублей.
Риски при реализации проекта «Воспитание Гражданина будущего».
Возможные риски в ходе реализации
Меры
по минимизации влияния
данных факторов риска
Сокращение вариативности образовательной модели школы в связи с изменением образовательных потребностей учащихся и их семей.
Непонимание части родительской общественности в стратегических целях реализации проекта
Развитие системы социального партнерства
Повышение степени открытости образовательного учреждения, освещение деятельности школы в СМИ и на сайте образовательного учреждения
Отсутствие интереса педагогической общественности внутри педагогического коллектива
Потеря интереса к проекту среди учащихся Разъяснительная работа среди педагогического коллектива, повышение квалификации педагогов, привлечение новых партнеров.
Поиск и разработка новых инновационных способов, форм, технологий реализации проекта.
Ограничение собственных средств школы на реализацию проекта Участие в инновационных проектах и конкурсах, привлечение средств благотворителей. Развитие системы платных дополнительных услуг
8. Используемые ссылки и литературные источники.
8.1 Ссылки:
[1] [Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Новый] [Глава 1] [Статья 3][2] Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.- с. 69.
[3] Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.- с.18.
[4] Толковый словарь Даля. Электронный ресурс: http://slovari.yandex.ru, книги/Толковый%20словарь%20Даля/ГРАЖДАНИН/
[5] Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. Электронный ресурс: //http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2263
[6] Российская педагогическая энциклопедия. Электронный ресурс: http://pedagogicheskaya.academic.ru/963/ГРАЖДАНСКОЕ_ВОСПИТАНИЕ
[7] Задруцкая Н. В.Компоненты и уровни сформированности  патриотизма как качества личности старшего школьника. Электронный ресурс: http://www.emissia.org/offline/2007/1192.htm
[8] Малыгина С.В. Формирование экологической культуры будущего гражданина. Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/590964/
[9] Куртова И.А. Диагностики для выявления уровня гражданско-патриотического воспитания подростков. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/diagnostiki-dlya-vyyavleniya-urovnya-grazhdansko
8.2 Литературные источники:
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М.   2004. Третье, переработанное издание.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). Изд. “Цитадель”, г. Москва, 1998 г
Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологически исследования. – 2001. - №8.
Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. – 2005. - №4.
Заступова И. В. К вопросу о сущности и содержании понятия «гражданственность»// Актуальные проблемы правоведения.-2005. - № 2.
Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т.Т.4/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. – М.:Русская книга, 1994.  
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.
Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2003. - № 9.
Карпова Н.В. Политическая культура в процессе становления гражданского общества// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2006. – №1.
Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. // HYPERLINK Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10.
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.
Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144.
Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
Никифоров Ю. Н., Скалина А. Н.. О понятии "гражданственность"//Известия АлтГУ - 2007, № 4-3
Обучение гражданственности и европейским стандартам в области прав человека. Материалы международной конференции. МГИМО (У), 21-22 сентября 2006 г. СПб.: СКФ “Россия-Нева”, 2007.
Политология / под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010.
Скалина А.Н. Диссертационная работа: Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология. - Уфа, 2009
Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – с. 128
Стронин А. И. Этика гражданственности// Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология. - 2000. - № 1.
Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2007. – №1.
Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001.
Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». – Запорожье, 1984. – С. 47-51.
Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. – 68 с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
Никитин А.Ф, Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.- с.224-225.
Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001.- с.20-21.
Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – с. 25
  Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – с.19