Программа воспитания и социализации личности учащихся и детского коллектива «Ступени» (5-9 кл.)


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Джанкойская санаторная школа – интернат»
Утверждаю
Директор ГБОУ РК «Джанкойскаясанаторная школа-интернат»
__________________ В.А.НовиковаПрограмма воспитания и социализации личности учащихся и детского коллектива
«Ступени» (5-9 кл.)
Азизова Лилия Наримановна,
воспитатель ГБОУРК «Джанкойская
санаторная школа-интернат»
Джанкой, 2014
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС. В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учеными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности. Успех социализации обучающегося будет зависеть, прежде всего от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности. Значительную роль в организации воспитательного процесса играет специфика школы «образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении школа-интернат санаторного типа». Воспитательная работа строится и осуществляется в тесном контакте с учителями – предметниками и в содружестве с родителями (законными представителями), с учетом медицинских показателей здоровья детей.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности обучающихся.
Программа направлена на:
-обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры.
Итак, условием для воспитания и социализации подростка является развитие общей культуры личности по всем вышеперечисленным направлениям, которые реализуются не изолированно, а проникают одно в другое, пересекаются и дополняют друг друга.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.  Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка. Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости. Таким образом, в переходный период  важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:
интеллектуальное развитие;
учебная мотивация;
поведенческая саморегуляция;
система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);
эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.
Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
     Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» - в средней - все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.
У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ
 В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер
      В этот  период  важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
      При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
     Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
     Важно обратить внимание воспитателя на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
  Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Характеристика класса
Переход из начальной школы в среднюю школу - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности подростков, создавать ситуации успеха. Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.
В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.
Особенности II ступени обучения.
Проблема: отсутствие в среде ОУ культурной формы проживания отрочества, выражающейся в возросшей самостоятельности, потребности в равноправии, уважении, доверительных отношений со стороны взрослых.
Особенности:
1. Определение общения со сверстниками как самостоятельной сферы деятельности.
2. Проявление интереса к собственной личности, неизвестному, рискованному, испытанию себя, волевым усилиям.
Следствие:
1. Это характеристика активности, направленная на построение образа себя в мире.
2. Требование активного взаимодействие и экспериментирование с миром социальных отношений.
3. Потребность определиться в мире влечет подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы его некритичны, расплывчаты, не соответствуют своему представлению о себе и мире. В этом конфликте начинает осознавать границы собственной взрослости. Подростковая школа – школа развития комплекса способностей и компетентностей, называемых «умением и желанием учиться». Важно получать признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, их проявление. Учебная деятельность для подростка обязательно:
Обеспечивает условия для самооценки и самораскрытия;
Является значимой для уважения подростком общества;
Обеспечивает знание цели изучении и возможность применения результатов обучения в решении практических задач.
ВАЖНО: новые формы обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельностный характер мышления, тяга к самостоятельности, Чем старше, тем более тяготеет к управлению своими учебными действиями на основе понятийного мышления.
Виды деятельности подростка:
Совместно-распределительная, учебная в личностно-ориентированных формах;
Совместно-распределительная, проектная с получением социально значимого продукта;
Управления системными объектами (группами);
Творческая с самореализацией;
Спортивная с самоизменениями.
Задачи подросткового возраста:
Научиться самостоятельно планировать уч. работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, определять цель;
Контроль и оценка собственного участия в деятельности учебной, школьной, общественной;
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности;
Научиться действовать по собственному замыслу, целям, способам реализации;
Выстроить картину мира и свою позицию;
Научиться адекватно и позитивно выражать и воспринимать себя;
Эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, младшими.
Проблемы учащихся и коллектива
Ученические:
Постоянное изменение коллектива детей;
межличностные конфликты между учащимися;
адаптация на второй ступени обучения;
низкая степень сплоченности коллектива;
низкая мотивация детей к учебе;
низкая саморегуляция и самоорганизация воспитанников, как в учебной деятельности, так и внеучебной.
Педагогические:
отсутствие единства в представлениях о целях воспитания класса между администрацией школы, учителями-предметниками и воспитателями;
проблема результативности реализации программы;
различие требований со стороны учителей-предметников и воспитателей;
Родительские:
высокий процент малообеспеченных и многодетных семей;
тяжелые социальные условия обучающихся.

Внутренние и внешние субъекты взаимодействия
2778760362585Городская библиот.
00Городская библиот.
Внешнее взаимодействие
Внешнее взаимодействие

86868029845Центр кино и досуга
00Центр кино и досуга
4998720185420СМИ
00СМИ
91694025273000
293497049530Учителя предм.
00Учителя предм.

3830955231775родители
00родители
189611031115Админ.школы00Админ.школы

32575506604000
-1670051779905Районная больница
00Районная больница
13335285115Дворец досуга и творч.
00Дворец досуга и творч.
5654040536575Спортивн. Секции, кружки
00Спортивн. Секции, кружки
29476702052320Соц. педагог
00Соц. педагог
37585651608455Педагог-психолог
00Педагог-психолог
41541701009650Учитель-логопед
00Учитель-логопед
19234151922780Соц. педагог
00Соц. педагог
13792201399540Педагог-хореограф
00Педагог-хореограф
1173480827405Сайт школы
00Сайт школы
1173480154305Кл.руководитель00Кл.руководитель
364172591503500345440010096500022078958274050024517351009650003005455105981500245173552959000270319531750003715385713740003538855100965002742565463550Класс
00Класс
3977640355600Воспитатели
00Воспитатели
Внутреннее взаимодействие
Внутреннее взаимодействие

521652581915Район.Психологич. центр
00Район.Психологич. центр

944245139065Городская газета
00Городская газета

344424040640ДЮСШ
00ДЮСШ


Главная идея развития класса,
системообразующий вид воспитательной деятельности, принципы (правила) жизнедеятельности
Главная идея развития класса – «Три П»:
«Позитивно чувствуй! Позитивно мысли! Позитивно делай!»
Система развития классного коллектива, основанная на технологии коллективной творческой деятельности и принципах самоуправления, создает комфортные условия личностного самоопределения, ведет к расширению сфер деятельности каждого ученика, в нем формируются черты лидера, способного организовать и повести за собой других. Школьники становятся активными организаторами собственной жизни и активными участниками в решении проблем местного социума.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Формы сотрудничества самые разные: совместная деятельность в кружках, секциях, других творческих объединениях, совместные экскурсии, туристические походы. Ключевые дела системы обновляются в своём содержании и форме за счёт введения новых информационных технологий (Интернет, компьютерные программы). Меняется и механизм их проведения, так как основная идея – это идея выбора. В школе проводится много различных конкурсов при этом одновременно – 2 или 3. Каждый учащийся имеет право выбрать, где ему участвовать.
Самоуправление
В любой деятельности важно, чтобы ребёнок стал не объектом, а активным субъектом воспитательного процесса. Достичь этого можно через организацию самоуправления в классном коллективе.
Самоуправление в классе осуществляется на базе малых инициативных групп с чередованием поручений. Класс разбит на группы – экипажи, где есть командир, отвечающий за работу группы. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
На первом классном собрании путем открытого голосования выбирается лидер класса, а оставшиеся ученики разбиваются творческие группы по интересам:
«Здоровье, спорт и красота!» (пропаганда здорового образа жизни, проведение и организация спортивных мероприятий);
«Позитивный пресс-центр» (выпуск стенгазет, пишет заметки в местные СМИ и на сайт школы о важных событиях класса, театральных спектаклей, экскурсий);
«Генератор идей» (разрабатывает интересные, познавательные, актуальные, интерактивные мероприятия для класса)
«Милосердие» (развивает волонтерское движение в классе, осуществляет шефскую работу, организует встречу с интересными людьми, проводит профориентационную работу);
«Моя малая Родина» (организует и планирует поездки, походы, способствующие изучению родного края, организует встречи с ветеранами, ведет поисковую деятельность в этом направлении).
В каждой из этих групп выбирается свой лидер. Лидер класса и ответственные за каждую группу образуют актив класса и входят в соответствующие группы совета школы, участники группы могут состоять в нескольких группах, а так же переходить в другие группы.
Каждая творческая группа продумывает свой план мероприятий, который затем обсуждается на совете класса и на основе общешкольных мероприятий составляется план работы класса в течение года. В конце каждой четверти проводится анализ работы класса, выявляются успехи и недостатки. Кроме постоянных групп создаются временные, мобильные группы, куда входят представители всех творческих групп. Эти мобильные группы создаются с целью оказания помощи той или иной творческой группе в подготовке какого-либо крупного мероприятия, требующего больших затрат сил и времени.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Относиться к недостаткам других терпимо.
Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
Добросовестно относиться к учёбе.
Вовремя приходить на занятия!
Добросовестно относиться к своим поручениям.
Стараться помогать одноклассникам.
Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
Нужно жить позитивно, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
Дорожите дружбой!
Цель и задачи воспитания (перспективная, текущие),по этапам реализации
Цель:
Обеспечение поддержки в формировании и развитии адекватной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации обучающихся.
I – этап 5 класс
Задачи:
Создание органов самоуправления в классе.
Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, совершенствование оздоровительной работы с обучающимися и развитие навыков здорового образа жизни;
Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
Сплочение классного коллектива, через игровую и тренинговую деятельность.
Организация внеурочной деятельности.
II – этап 6-7 класс
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
Повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки группы;
Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов;
Формирование устойчивого отношения к окружающему миру, интереса к собственной личности; реализация себя в среде сверстников.
Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
III – этап 8-9 класс
Задачи:
Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности обучающихся.
Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
Формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, помощь в сознательном выборе профессии.
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

Приоритетные направления воспитательной деятельности
Направления развития личности Направления воспитательной деятельности Виды, формы деятельности
Духовно-нравственное Спортивно-оздоровительное здоровьесберегающееКружки, спортивные секции, соревнования, спортивные вечера, мастер-класс
Социальное Гражданско-патриотическое;
Социо и медиакультурное;
Коммуникативная культура;
Воспитание семейных ценностей; волонтерское движение, акции, тренинги, круглый стол, сказкотерапия, день именинника,
Общеинтеллектуальноеинтеллектуальное Деловая игра, мозговой штурм, участие в интеллектуальных кружках секциях, шахматы, шашки
Общекультурное Нравственное и духовное;
Экологическое;
Правовое и культура безопасности;
Культуротворческое и эстетическое;
Положительное отношение к труду и творчеству Экскурсии, эмоциональная атака, фоторепортаж, флеш-моб, трудовой десант

Критерии эффективности реализации программы развития классаКритерии эффективности воспитательной системы класса
Критерии эффективности Показатели Способы изучения
Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в классе и результатами воспитательного процесса Удовлетворенность учащихся Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев)
Включенность и эмоциональное благополучие учащихся в образовательном процессе Включенность учеников Диагностика включенности и благополучия учащихся
Эмоциональное благополучие учащихся Самоактуализированность личности Стремление к самопознанию и самовыражению Наличие положительной самооценки Методика Ю.И. Киселева «Самооценка личности»
Низкий уровень тревожности Опросник школьной тревожности ФиллипсаКреативность Тест П.ТорренсаНравственная направленность Социальная (общественная) активность
Сформированность основных нравственных качеств Методика определения общественной активности учащихся (сост. Е.Н. Степанов)
Сформированность благоприятного климата в классном коллективе Удовлетворенность учащихся различными сторонами жизни
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе Методика «Наши отношения» (Фридман Л.М. и др.)
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Жедунова Л.Г.)
Сформированное самоопределение Тесты по профориентации
Реализация творческого потенциала во внеурочной деятельности, активное участие в конкурсах, проектах, программах Успешное обучение по школьной программе Успеваемость по предметам Сформированные знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Учащиеся должны уметь:
- осознать себя как человека;
- найти свое место в социуме;
- знать название своей Родины, символы и гимн России;
- иметь представление о своей родословной;
- соблюдать правила поведения;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- использовать творческий потенциал в классной и общешкольной жизни;
«Риски» программы
Неконструктивная критика программы со стороны администрации школы.
В процессе реализации программы , в любом учебном году администрация школы может расформировать группу на 2 класса.
Переход воспитателя, реализующего программу на другой класс.
Несовпадение интересов коллег-воспитателей по классу и классного руководителя.