Программа деятельности классного руководителя Ступени совершенства 4 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МКС(к)ОУ нач.школа –
д\с «VII,VIIIвида»
________ О.В.Пьячева __________ Е.А.Двинских
«____ » __________ 2014 г. «_____ » __________ 2014 г.





Программа деятельности классного руководителя
«СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА»
4А класса на 2014 - 2015 учебный год


Программу разработала:
Новикова Любовь Николаевна,
учитель высшей категории





Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ___ от «____» ___________ 2014 г.
Руководитель МО: _________ Л.Н.Новикова










г. Куса
2014г.









СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика класса.
Формирование детского коллектива.
     На 1 сентября 2014 года в 4А класс 7 учащихся: из них 4 мальчика и 3 девочки.
Паспортный возраст учащихся: 2003г. – 8чел; 2004г. – 2чел.
 Анализ психофизического здоровья учащихся.
     По результатам медицинского обследования учащихся класса 1 уч. – IV группа здоровья и 9 уч. – III группа здоровья.
Характеристика интересов учащихся.
      У учащихся класса средний уровень учебной мотивации, познавательная мотивация сформирована не у всех. Большой интерес   у учащихся к математике, литературному чтению, ИЗО и художественному труду, физической культуре. Трудности испытывают при изучении русского языка.
Характеристика интеллектуальных  умений учащихся.
     Уровень работоспособности и активности учащихся - средний, уровень самостоятельности – средний. Класс средний, все учащиеся стремятся к получению новых знаний. В классе – 1 ударник, 2 человека закончили с 2 – «тройками», неуспевающих – нет.
Учащиеся пользуются городской детской библиотекой.
 Характеристика сформированности детского коллектива.
     По уровню развития коллектива 4А класс находится на третьей  ступени условной лестницы «Ступени совершенства». Это время умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
Характеристика нравственных качеств учащихся эмоционального состояния детского коллектива.
     Учащиеся открыты, доброжелательны, у многих присутствует чувство сопереживания и ответственности. Большая часть детей умеют взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, сотрудничать с педагогами.
   Характеристика семей учащихся
     Возраст родителей учащихся от 30 до 58 лет, образовательный уровень: 40% - средне специальное, 40% - среднее и 10% - неполное среднее; условия жизни детей в семье удовлетворительные.         
     Почти все родители ответственно, с интересом и участием относятся к школе, посещают родительские собрания, обращаются за консультацией.

Структура классного коллектива
      Классный коллектив – это маленькая страна под названием «Солнышко». Каждый ребёнок в классе имеет поручение, поручения чередуются через неделю.

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Я разработала свою программу воспитательной работы «Ступени совершенства» 1-4 класс, которая поможет организовать работу в классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.

Задачи программы воспитания:
Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Содержание программы
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.

2 класс «Научись дружить» - на втором этапе – «главное не ты мне, а я тебе». Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (гражданско – патриотическое воспитание)
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
( нравственно – этическое воспитание)
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе. (трудовое воспитание)
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. (спортивно-оздоровительное, санитарно-просветительская деятельность)
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ( художественно - эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
7.Работа с родителями.

Задачи воспитания и социализации учащихся по каждому направлению:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
первоначальные навыки коллективной работы, ;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
бережное отношение к растениям и животным;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Сентябрь
месячник профилактики детского дорожно-транспортного травматизм «Внимание, дети!»

№ п/п
Направления воспитательной работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно-этическое воспитание
Экскурсия «В библиотеке много интересного»
сентябрь



Экскурсии:
- «Наш друг - светофор»
-«Пешеходный переход»
-«Пешеходный светофор»

сентябрь

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Праздник «Ты и я мы с тобой друзья» (торжественная линейка, игровая программа)
01.09.2014

3.
Гражданско – патриотическое воспитание
Экскурсия «Мой город»
В течение месяца



Урок Памяти «Трагедия Беслана»
3.09.2014



Единый Урок «Моя малая родина»
1.09.2014

4.
Спортивно-оздоровительное воспитание,
санитарно – просветительская деятельность
Весёлые старты
Игры на свежем воздухе
В течение месяца

5.
Трудовое воспитание
Распределение ответственных в классе за трудовые поручения
В течение месяца

6.
Экологическое воспитание
Оформление уголка «Родная Природа» (время года «Осень)
В течение месяца

7.
Работа с родителями
Беседы с родителями:
-“безопасное поведение детей на дорогах”;
-«необходимость применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозки детей»
-«ответственность родителей несовершеннолетних велосипедистов»

Индивидуальные консультации
сентябрь



Октябрь
Месячник охраны здоровья, профилактики алкоголизма, курения, наркомании
«Хорошо здоровым быть»
№ п/п
Направления воспитательной работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно-этическое воспитание
Классный час «Хорошо здоровым быть»
В течение месяца



Диагностика уровня воспитанности
До 31.10.2014

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Конкурс поздравительных газет «Учитель-мой наставник в жизни.»
03.10.2014



Праздник, посвященный
Дню Учителя(КВН)

02.10.2014



Праздник
«Осень Золотая»

24.10.2014


3.
Гражданско – патриотическое воспитание
Экскурсия в парк. Наблюдение за природой


4.
Спортивно-оздоровительное воспитание,
санитарно – просветительская деятельность
Игры на свежем воздухе




Профилактическое
мероприятие «День Здоровья»
30.10.2014



Соревнования по бегу




Проведение инструктажа по ТБ во время каникул
До 30.10.2014

5.
Трудовое воспитание
Посильное участие в уборке территории
Операция «Говорящий портфель»
В течение месяца

6.
Экологическое воспитание
Беседа -презентация
«4 октя Всемирный день животных»

Просмотр видеосюжетов о природе. Беседа о бережном отношении к природе
03.10.2014

7.
Работа с родителями
Родительское собрание собрание
«Повышение качества образования на основе взаимодействия образовательных организаций и родительской общественности в условиях действующего законодательства»

31.10.2014


Ноябрь
Месячник гражданско-патриотического воспитания «Я гражданин России», День матери

№ п/п
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно-этическое воспитание
Классный час беседа –презентация «Культура России- культура многонационального народа"

ноябрь



Воспитательный час «Челябинская область в фотографиях»
(выставка книг, беседа)
в течение месяца



Конкурс рисунков «Народы Челябинской области»
В течение месяца

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Праздник, посвященный Дню Матери

28.11.2014



Выполнение творческих работ ко Дню матери «Неделя семьи»
В течение месяца

3.
Гражданско-правовое воспитания
Беседа с обучающимися «Безопасные каникулы»
В течение месяца

4.
Спортивно-оздоровительное воспитание, санитарно-просветительская деятельность
Беседа: «Внимание! Грипп!»
В течение месяца



Весёлые игры




5.
Трудовое воспитание
Беседа «Поговорим о дежурстве»
Операция «Говорящий портфель»
В течение месяца

6.
Экологическое воспитание
Уход за комнатными цветами (рыхление, полив)


7.
Работа с родителями
Беседы с родителями по антитеррористической и противопожарной безопасности
Индивидуальные беседы
В течение месяца



Декабрь
Месячник правового воспитания, профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних «Твои права», Новый Год
№ п/п
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно-этическое воспитание
Классный час «Всемирный день прав ребенка»
В течение месяца



Диспут «Правила ПДД и я - друзья»
В течение месяца



Беседа «Культура России»
В течение месяца

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Праздник, посвященный Новому Году
В течение месяца



Конкурс поделок «Ёлочка – красавица»

В рамках недели «Искусство и технология»

3.
Гражданско-правовое воспитания
Классный час «Наши права и обязанности» с привлечением инспектора ИДН
В течение месяца

4.
Спортивно-оздоровительное воспитание, санитарно-просветительская деятельность
Профилактическое мероприятие «День Здоровья»
В течение месяца



Инструктажи с обучающимися, воспитанниками по охране жизни и ТБ
В течение месяца

5.
Трудовое воспитание
Украшение класса, группы к Новому году
В течение месяца

6.
Экологическое воспитание
Оформление уголка «Родная природа» (время года «Зима»)
В течение месяца

7.
Работа с родителями
Оформление информационных уголков «Права ребенка»
В течение месяца


Январь
Месячник духовно-нравственного воспитания «Делать добро спеши»
№ п/п
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно-этическое воспитание
Классный час "Добро и зло в нашей жизни", на примере сказок А. С. Пушкина.
В течение месяца

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Классный час «Рождество Христово»

В течение месяца

3.
Гражданско-правовое воспитание
Классный час «Россия- матушка, Урал-батюшка»
В течение месяца

4.
Спортивно-оздоровительное воспитание, санитарно-просветительская деятельность
Беседа: «Педикулез»
В течение месяца



Физкультурный досуг «Быстрее, выше, сильнее»
В течение месяца

5.
Трудовое воспитание
Литературный час «Детям о труде», знакомство с книгами
В течение месяца

6.
Экологическое воспитание
Беседа «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать!»

В течение месяца

7.
Работа с родителями
Индивидуальные консультации
В течение месяца





Февраль
Месячник антитеррористической и противопожарной безопасности«Береги себя сам», 23 февраля
№ п/п
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно –этическое воспитание
Классный час «Береги здоровье смолоду!»
В течение месяца



Беседа-презентация «Книга в моей жизни. Год литературы в России»
В течение месяца

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Конкурс стихов о зиме

В течение месяца

3.
Гражданско-правового воспитания
Спортивно-патриотический досуг «Наши защитники»
В течение месяца



Экскурсия в МКЦ «Они защищали Родину»
В течение месяца

4.
Спортивно-оздоровительное воспитание, санитарно-просветительская деятельность
Беседа «Стрептодермия»
В течение месяца



Спортивная игра «Зарница»
До 23 февраля

5.
Экологическое воспитание
Классный час «Берегите природу»
В течение месяца

6.
Трудовое воспитание
Викторина «Мы - помощники»
Операция «Говорящий портфель»
В течение месяца

7.
Работа с родителями
Индивидуальные беседы
В течение месяца



Март
Месячник природоохранной и экологической деятельности«В союзе с природой»,
8 марта
№ п/п
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно- этическое
воспитание
Классный час «Вода для жизни»
В течение месяца

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Праздник, посвященный 8 марта
В течение месяца



конкурс «Мозаика детства»
В течение месяца

3.
Гражданско-патриотическое воспитания
Развлечение «Масленица широкая!» (разучивание песен, стихов, закличек)
В рамках недели «Филология»

4.
Спортивно-оздоровительное воспитание, санитарно-просветительская деятельность
Профилактическое мероприятие «День Здоровья»
В течение месяца



Проведение инструктажей по охране здоровья и ТБ
В течение месяца

5.
Экологическое воспитание


Классный час «Литература о природе родного края»
В течение месяц



Оформление уголка «Родная природа» (время года «Весна»)
В течение месяца

6.
Трудовое воспитание
Познавательный досуг «Без труда ничего не дается!»
В течение месяца

7.
Работа с родителями
Родительское собрание «Ценностные приоритеты в нравственно-патриотическом воспитании детей»
В течение месяца


Апрель
Месячник трудового воспитания«Путешествие по миру профессий»
№ п/п
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно –этическое воспитание
Классный час «Покорители космоса»
В течение месяца

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Конкурс семейного творчества «Своими руками»
В течение месяца

3.
Гражданско- правовое воспитания
Смотр стенгазет «Есть такая профессия - Родину защищать»
В течение месяца



Азбука профессий Южного Урала (книга –игра)
В течение
месяца

4.
Спортивно -оздоровительное воспитание, санитарно-просветительская деятельность
Беседа «Чем опасны клещи
В течение месяца



Углубленный медицинский осмотр
В течение месяца



Игра-путешествие «Спорт в нашем городе»
В течение месяца

5.
Экологическое воспитание
Классный час «Сохраним красоту леса»
В течение месяца

6.
Трудовое воспитание
Акция «Чтобы дольше жили книжки»
В течение месяца

7.
Работа с родителями
Индивидуальные консультации
В течение месяца


Май
Месячник социально-личностного воспитания «Я в окружении людей», 9 мая
№ п/п
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки

1.
Нравственно-этическое воспитание
Классный час «Я – личность. Каким быть»
В течение месяца



Диагностика уровня воспитанности обучающихся
В течение месяца

2.
Художественно-эстетическое воспитание
Праздник «Прощание со школой»
В течение месяца

3.
Гражданско-правовое воспитания
Экскурсия к Вечному огню, Памятнику неизвестного солдата
В течение месяца



«Рассказы солдата Великой Отечественной Войны 1941-1945»(по мотивам книги)
В течение месяца

4.
Спортивно-оздоровительное воспитание, санитарно-просветительская деятельность
Профилактическое мероприятие «День Здоровья»




Проведение инструктажей по охране труда и ТБ
В течение месяца



Спортивно-познавательная игра «Школа светофорных наук»
В течение месяца

5.
Экологическое воспитание
Экологический марафон «Нет – войне!»
В течение месяца

6.
Трудовое воспитание
Работа на пришкольном участке, оформление участков
В течение месяца

7.
Работа с родителями
Родительское собрание «Итоги работы за год. Организация деятельности детей в летний период»
В течение месяца


Формы проведения мероприятий
классный час
психологические игры
викторины
праздники
конкурсы рисунков, поделок
фотовыставки
экскурсии
спортивные праздники
конкурсы для всей семьи
театрализованное представление
исследовательская деятельность
диагностические исследования
Работа с родителями.
Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.
Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию.
Функции классного руководителя
1. Изучение семей своих учеников, положение детей в семье и условий их жизни.
2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы.
3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учетом назревшей необходимости.
4. Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.
5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
6. Поощрение родителей, активно участвовавших в жизни класса и школы.


п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные

1
Знакомство с жизнью ребенка в семье, с режимом дня школьника.
постоянно
Кл. рук., род. ком., Соц. педагог.

2
Выработка совместно с родителями учащегося оптимального режима для ребенка.
ежегодно
Кл. рук., м/с

3
Подготовка памяток о режиме дня учащегося и рекомендаций для родителей по организации учебной деятельности дома.
ежегодно
Кл. рук., педагоги.

4
Изучение особенностей взаимоотношений детей с родителями.
постоянно
Кл. рук., психолог, соц. педагог

5
Изучение семей учащихся. Составить социальный паспорт учащегося и его семьи.

Кл. рук.,
соц. педагог

6
Организация консультаций по предметам.
постоянно
Кл. рук., педагоги

7
Выработка совместной помощи ребенку со стороны семьи.
постоянно
Педагоги, Кл. рук.

8
Выявление малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей.
ежегодно
Кл. рук., соц. педагог

9
Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками, осуществление контроля.
постоянно
Кл. рук., соц. педагог

10
Индивидуальные беседы с родителями учащихся по выявлению материально-бытовых условий и дохода каждой семьи.
ежегодно
Кл. рук.,

11
Анкетирование родителей по следующим проблемам:
- Изучение особенностей воспитания в семьях.

Кл. рук.


- Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?




- Хороший ли Вы родитель?




- Ваше отношение к школе.



12
Совместные мероприятия с родителями (День семьи)




- Огонек «Давайте знакомиться!»
1класс
Кл. рук.


- Семейные таланты.

Род. ком.


- Спортивный праздник , праздники
ежегодно
Кл. рук

13
Знакомство родителей с правовыми документами (Семейный кодекс, Конвенция по защите прав ребенка, Постановлений) через родительские лектории, собрания.
постоянно
Кл. рук.

14
Проведение индивидуальных тематических консультаций по проблемам воспитания.
постоянно
Кл. рук

15
Психолого-педагогические консультации с родителями слабоуспевающих учащихся.
постоянно
Кл. рук

16
Выборы и активизация деятельности классного родительского комитета.
ежегодно
Кл. рук

17
Совместные прогулки детей и взрослых в лес «Золотая осень», «Зимние забавы».
ежегодно
Род. ком



План работы с родителями
Цель: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе его обучения; обогащение семейной жизни опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Задачи:
Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного коллектива;
Выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
Пропагандировать опыт успешного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.
Содержание сотрудничества педагогического коллектива школы с родителями включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Родительские собрания
3 класс

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные

1
Беседа по ПДД
Итоги 1 четверти.
октябрь
Кл. рук

2
Дневник. Ру. Как работать с ним.
Беседа по ПДД
Итоги 2 четверти.
декабрь
Кл. рук

3
Беседа по ПДД
Итоги 3 четверти.
март
Кл. рук

4
Беседа по ПДД
Итоги года.
Задания на лето.
май
Кл. рук.

Родительские собрания
4 класс

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные

1
Беседа: "Возрастные особенности детей (10-11лет)"
Беседа по ПДД
Итоги 1 четверти.
октябрь
Кл. рук

2
Беседа: "Товарищи ваших детей."
Беседа по ПДД
Итоги 2 четверти.
декабрь
Кл. рук

3
Беседа: "Гражданско – патриотическое воспитание младших школьников."
Беседа по ПДД
Итоги 3 четверти.
март
Кл. рук

4
Беседа: "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"
Беседа по ПДД
Итоги года.
Задания на лето.
май
Кл. рук.


Индивидуальная работа с учащимися
Система работы классного коллектива по профилактике правонарушений, совместно с психологической и социологической службами, педагогами
Задача: Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между детьми.
С учащимися:
Внутришкольный учет;
Организация занятости в свободное время;
Индивидуальная работа;
Встречи и беседы с классным коллективом;
Текущий контроль успеваемости и посещаемости;
Инструктаж;
Посещение на дому;
Инспекция ДН.

С родителями:
Родительские собрания, конференции;
Индивидуальная работа;
Посещение на дому;
Ребёнок – инвалид.

Использованная литература для детей:

Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
А.Л.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
Яковлева И. Палеонтология в картинках. - М-, 1977.
Яковлева И. Путь к динозавру. - М., 1991.

Использованная литература для педагога

Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
Журнал «Классный руководитель»№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.
Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Школа этикета: поучения на всякий случай /Сост. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург, 1995.
Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51.
Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. - 2005. №3.- С. 59-60.
Дружинин, Б, Тема родительского собрания «Домашние праздники» / Б. Дружинин // Народное образование. - 2002. - № 1. С.166-174.
Шанцов, А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванцов // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 16-17.
Волина В. Праздник букваря. - М., 1996.
Газман О.С, Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М, 1991.

























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3sђ Заголовок 715