Рабочая программа воспитания и социализации учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №89»


«Согласовано»
Руководитель МО
классных руководителей
__________Н.И.Пшенова
«___»__________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по воспитательной работе
___________Н.В.Новикова
«___»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ
«Гимназия № 89»
___________Т.В.Астахова
«___»________2014 г.











Рабочая программа
воспитания и социализации
учащихся 4А класса

Чепуриной Татьяны Николаевны,

классного руководителя 4А класса






Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №__ от «__»___2014 г






Саратов
2014-2015
Содержание стр.

Пояснительная записка
а) Список класса .......
б) Характеристика класса ........
в) Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год. .....
г) Задачи на 2014-2015 уч. год
д) Социальный паспорт класса....
е) Актив класса, деление на микрогруппы, обязанности..
ж) Формы работы с родителями и обучающимися
з) План работы с родителями........
Содержание этапов воспитательной работы и направлений
План коллективно-творческих дел для организации внеурочной работы.
Требования к уровню воспитанности классного коллектива в целом.
Перечень учебно-методического обеспечения, используемых программ воспитания в организации внеурочной работы с классным коллективом.
Список литературы и источников.
Приложение ...





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «Гимназия № 89» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», ФГОС ООО, программой развития «Школа Успеха» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
В последние десятилетия в России происходят глобальные изменения. Взят курс на формирование гражданского общества и правого государства, перехода к рыночной экономике. Стремительно меняется общество, меняются и отношения между людьми. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.
Исходя из закона «Об образовании», Конституции РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики.
Воспитание - процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым к трем главным ролям в реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Классному руководителю необходимо обладать следующими способностями:
правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему;
быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
вселять в человека уверенность, успокаивать его стимулировать к совершенствованию;
находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Цель и задачи программы воспитания
и социализации учащихся на ступени основного общего образования

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отражает нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
любящего свой край и свою Родину;
уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
соблюдающего нормы и правила общения;
проявляющего уважение и терпимость к чужому мнению;
умеющего грамотно разрешать конфликты в общении;
любознательного, интересующегося, активно познающего мир;
умеющего учиться, способного организовать свою деятельность, умеющего пользоваться информационными источниками;
готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
честного и справедливого;
творящего и оберегающего красоту мира;
доброжелательного, обладающего коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи в области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности;
формирование основ морали;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
принятие учащимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
формирование нравственного смысла учения;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
формирование экологической культуры.
Задачи в области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
В основе воспитательной программы лежат следующие принципы:
При работе с детьми:
Неразрывность обучения и воспитания. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
Деятельностный подход в воспитании. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Воспитательный процесс идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и творческую.
Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.
Свобода участия. Ребенку предоставляется возможность выбора задания с учетом его интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности, то есть зону ближайшего развития. Классный руководитель должен видеть каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества (социума).
При работе с родителями:
Принципы:
взаимного уважения и доверия;
взаимной поддержки и помощи;
терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Методики и технологии воспитательной работы
Педагогические
технологии и
методики
Образовательная
среда
Воспитательная
среда

Развивающее обучение
Все предметы учебного цикла
Олимпиады,
экскурсии,
творческие лаборатории,
познавательные мероприятия

Исследовательские методы
Окружающий мир, литературное чтение, истоки
Информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи»

Проектные
методы
Литературное чтение, русский язык, окружаю-щий мир, изобразитель-ное искусство, техноло-гия, истоки.
Создание портфолио обучающегося, творческих проектов.

Игровые технологии
Все предметы учебного плана
Ролевые игры, интеллектуальные игры, тренинги.

Информационно – коммуникативные
технологии
Литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразитель-ное искусство, информатика , истоки.
Классная газета, мультимедийные презентации

Групповые
технологии
Все предметы учебного плана
Участие в выставках, конкурсах, в акциях «Милосердие», «Ветеран».

Здоровьесберегающие
технологии
Все предметы учебного плана
Физкультминутки,
подвижные игры во время перемен, дни здоровья, спортивные соревнования


Участники программы

Участники программы: обучающиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог, соц. педагог, родители.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный психолог, соц. педагог.
Внешние:
Школа искусств (цель: развитие творческих способностей, приобщение к миру прекрасного).
Библиотека (цель: развитие потребности к духовным ценностям, к чтению книг как источниках дополнительной информации)
Музей (цель: формирование интереса к прошлому и необходимости его сохранения).
Правоохранительные органы (цель: профилактика правонарушений, соблюдение гражданских прав и обязанностей).
Спортивный комплекс (цель: физическое развитие, укрепление здоровья).
Дворец культуры (цель: организация полезного досуга детей).
ДДТ (цель: развитие творческих способностей, организация полезного досуга)

Показатели результативности

Оптимальный уровень обученности и воспитанности обучающихся.
Активное участие школьников в районных, областных, Всероссийских интеллектуальных конкурсах.
Активное участие во внеклассной работе.
Рост числа обучающихся, занимающихся в факультативах, клубах, кружках по интересам.
Высокий уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью класса, школы.
Высокий уровень сплоченности детского коллектива.


Диагностика

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдения;
беседы с учениками, родителями;
изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях;
изучение отношений к проводимым мероприятиям, урокам.

Структура плана работы

В плане воспитательной работы отражаются такие разделы как:
общие сведения о классе;
план-сетка;
соуправление;
работа с родителями;
работа с обучающимися группы риска;
диагностика;
наши достижения.
В общих сведениях о классе представляется характеристика класса, список обучающихся с домашними адресами, телефонами, занятость во внеурочное время; место работы и рабочие телефоны родителей; данные о состоянии здоровья; социальный паспорт класса.
План-сетка отражает все мероприятия, проводимые в классе в течение учебного года
В разделе соуправление представлена схема соуправления, список детей с их должностными обязанностями.
В работе с родителями показан список родительского комитета, представлены темы, сроки проведения и протоколы родительских собраний, индивидуальная работа с родителями.
В работе с обучающимися группы риска представляется краткая психолого-педагогическая характеристика на трудного обучающегося, направления работы по предупреждению и преодолению запущенности в учебе и воспитании.
В разделе диагностика находятся все виды анкетирования обучающихся и их родителей, анализ анкет, рекомендации психолога.
В разделе наши достижения собираются грамоты и благодарности за участие в школьных, районных и областных мероприятиях.

Список обучающихся МОУ «Гимназия № 89» 4 «а» класса на 2014-2015 учебный год

ФИО ребенка
Дата
рождения
Адрес
Телефон
№ личного дела

1
Алешин Артем Алексеевич
23.03.2004
Ул М. Елшанская,
Д. 22. кВ. 1
8-905-320-28-23м
А 295/3

2
Ацин Кирилл Александрович
19.04.2004
Ул. Лютиковая,
д. 16 а
8-905-388-15-44м
8-903-382-10-77п
А 297/3

3
Блинова Екатерина Васильевна
29.04.2005
Пос. Жасминный, Марьинская, д6

Б 370/3

4
Бульёнщикова Дарья Андреевна
09.02.2004
Пер Таганрогский
Д 9 кв 32
8-961-641-85-04м
Б 371/3

5
Вырыханова Софья Витальевна

09.03.2005
Пос. Жасминный, Строителей, д 22, кв. 2
8-906-304-63-57м
В 177/2

6
Горохов Константин Владимирович
24.09.2004
Ул Таганрогская д 12 кв 24
8-987-316-99-09м

46-41-65д
Г 347/3

7
Дужникова Полина Сергеевна
20.11.2004
Пер Таганрогский
Д9 кв 98
8-927-226-86-39м
8-927-626-16-04п
Д 184/2

8
Есина Карина Алексеевна
04.04.2005
Ул. Пионерская
д 7
8-967-502-26-22м
8-960-350-89-69п
67-10-46д
Е 125/2

9
Журавлева Юлия Дмитриевна
16.02.2005
Московское шоссе
Д 24 кв 4
8-953-634-33-36м

67-85-71д
Ж 63/2

10
Зайцев Вячеслав Романович

07.02.2004

8-937-021-68-03м
З 132/2

11
Зеленкина Виктория Витальевна

31.05.2004
Таганрогская, д. 7, кв. 87
8-953-977-36-42м
З 133/2

12
Ковалев Ярослав Дмитриевич

03.06.2004
Ул. Буровая, Д. 9, кВ. 165
8-927-121-73-87м
К 790/3

13
Коваль Николай Олегович
18.07.2004
Таганрогский пер., д. 9, кВ.94
8-903-020-70-07м
К 770/3

14
Колегов Артур Вадимович
02.11.2004
Ул. Лагерная, д. 23 в
8-967-803-49-41
К 831/3

15
Колдина Варвара Александровна
19.04.2004
Ул. М. Елшанская, д. 16, кВ. 20
8-961-648-15-50


16
Колобанов Роман Денисович

25.04.2005
2-я Нефтегорская,
д. 10, кв. 1
8-917-328-21-77м
К 771/3

17
Кустов Дмитрий Николаевич
25.01.2005
Пер.Таганрогский
Д 9 кв 22
8-917-986-94-62м

79-66-87д
К 772/3

18
Лагошина Полина Александровна
6.02.2005
Ул. М. Елшанская
д 13 кв 72
8-937-224-44-65м
Л 204/2

19
Миронова Екатерина Николаевна
14.08.2004
3я Степная д 11 кв 5
8-927-221-73-43м
8-927-133-50-35п
М 654/3

20
Полещук Анастасия Александровна
28.04.2004
Пос. Жасминный, Майская, д. 18, кв. 139
8-951-881-63-49м
П 244/3

21
Сумская МарияАлексеевна
16.07.2004
Ул Таганрогская
Д7 кв 103
8-960-353-25-83м
С 534/3

22
Ульянова СофьяВладимировна
26.05.2004
С. Сторожевка
Садовый пер. д 3 кв 65
8-917-218-95-07м
У 32/2

23
Хисамова Ангелина Сергеевна
07.01.2005
2я Нефтегорская
д 17 кв 1
8-902-045-86-99м
8-937-148-48-00п
79-93-90д
Х 69/2

24
Чернова Виктория Андреевна

30.05.2004
2-й Лагерный проезд, д. 17
8-953-634-33-37м
Ч 111/2

25
Чеховская Лия Анатольевна
19.03.2004
Пос. Нефтяников, ул. Кузнецкая,
д 23
8-905-325-90-54м

79-93-33д
Ч 112/2

26
Шаров Александр Алексеевич
22.08.2008
Ул Таганрогская
Д 7 кв 15
8-987-362-85-94м

35-88-79д
Ш 163/2


Директор МОУ «Гимназия № 89» _____________________ /Т. В. Астахова/
Классный руководитель _____________________________ / Т. Н. Чепурина/



ХАРАКТЕРИСТИКА 4 «А» КЛАССА
В классе 26 обучающихся: 16 девочек и 10 мальчиков. В основном дети одного возраста: 2004 года рождения, 7 обучающихся: Блинова Екатерина, Вырыханова Софья, Есина Карина, Журавлева Виктория, Кустов Дмитрий, Лагошина Полина, Хисамова Ангелина 2005 г.4 ребят из неполных семей: Полещук Анастасия, Ульянова Софья, Чернова Виктория, Чеховская Лия. Есть дети с ослабленным здоровьем: Блинова Екатерина, Зайцев Вячеслав, Шаров Александр, Хисамова Ангелина с ослабленным зрением, Ульянова Софья – ослаблен слух. Многие дети из благополучных семей, но есть обучающийся, требующий особого внимания: Коваль Роман, т. к. родители в разводе, ребенок живет с отцом, который в недостаточной мере уделяет внимание сыну. С ним проводятся индивидуальные беседы, и поддерживается тесная связь с обоими родителями.
На основании диагностики и наблюдений у ребят класса сформирована учебная мотивация. Половина обучающихся выбирают «Любимым предметом» математику, литературное чтение, ИЗО, физкультуру. Многим нравится русский язык, окружающий мир, технология. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны.
С целью изучения взаимоотношений в классе был проведен опрос, который показал, что основная масса ребят находит среди одноклассников друзей. У большинства детей этот выбор взаимный.
Среди мальчиков можно выделить 2 микрогруппы, основанных на игровых и коммуникативных интересах. Группа, в которую входят мальчики, легко справляющиеся по учебным программам, проявляет лидерские качества Кустов Дмитрий. Ребята в классе уважают Горохова Константина, Шарова Александра, учитывая их личные качества: верность, ловкость, быстроту, самостоятельность. Вторая группа мальчиков не проявляет активности в учебном и внеучебном процессе, эмоционально неустойчивы к обидам. Это Коваль Николай, Ковалев Ярослав, Зайцев Вячеслав.
Девочки также распределились по микрогруппам на основе своих интересов: любимые книги, домашние животные, внеучебные занятия и т.д. Среди девочек лидерами называют Бульенщикову Дарью, Вырыханову Софью, Дужникову Полину за их сообразительность, справедливость, ответственность, чуткость. Между группами нет конфликтов, раздоров, ребята общаются между собой спокойно.
Явного лидера в классе нет, но ребята проявляют активность в подготовке мероприятий, готовятся к традиционным классным часам.
Драки и ссоры в классе случаются крайне редко.
В классе преобладают познавательные ценности.
Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.
Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в технических кружках, в музыкальных и художественных школах.












АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД

Цель и задачи работы
по моделированию и построению воспитательной системы класса
Цель: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
Задачи:
продолжить изучение личностных качеств обучающихся, складывающие отношения в классном коллективе;
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества). Цель и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития обучающихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, беседы с родителями, ежедневный контроль над культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Но работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Главным направлением воспитательной работы прошлого года оказалось сплочение детского коллектива начальной школы. Был создан классный уголок с названием, девизом и различными рубриками «Наши обязанности», «График дежурства», «Это интересно», «Поздравляем!». Капитаном выбрали Шарова Александра. Все задания ребята выполняли ответственно, активно, стали переживать за свой класс, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Обязанности менялись по учебным блокам.
Многие ребята участвовали в различных конкурсах, играх, стали призерами. В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно- эстетическому направлениям.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются положительные тенденции в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это участие в различных конкурсах, проведение спортивных состязаний («Веселые старты» ко Дню защитника Отечества), «Дня здоровья» и др. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
В результате диагностики межличностных отношений в конце 3 класса были выявлены лидеры класса, устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята разделены на группы по месту жительства, по интересам. Хотя на данном этапе в классе наблюдалось деление на группы, но межгрупповые отношения не враждебные. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Ярко выраженного лидера в классе нет, но дети (по анкетированию) уважительно относятся к Шарову Александру, которого выбрали командиром класса и в этом учебном году. Его ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности. В целом видна динамика сплоченности коллектива.
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С детьми проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к будущим олимпиадам.
Обучающимся, которые слабо усваивают учебный материал, предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.
Инициативность в общественных мероприятиях проявляет группа девочек и несколько мальчиков. Они и составляют актив класса: Бульенщикова Дарья, Вырыханова Софья, Дужникова Полина, Горохов Константин, Кустов Дмитрий, Миронова Екатерина, Чеховская Лия, Лагошина Полина. Эти обучающиеся участвовали во всех праздниках и КТД, были «маленькими звездочками» на классных концертах.
Мероприятия, проводимые в классе, способствовали сплочению коллектива, влияли на формирование сознательной дисциплины и на нравственное развитие.
В этом учебном году по желанию детей проведем такие же мероприятия, но уже привлекая творчество и самостоятельность учащихся в организации и проведении КТД.


























СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 4 «А» КЛАССА
1.
Количество детей в классе
26

2.
Количество девочек
16

3.
Количество мальчиков
10

4.
Количество детей-инвалидов
0

5.
Количество детей из семей ликвидаторов Чернобыльской аварии
0

6.
Количество детей из социально незащищенных семей
0


7.
Количество опекаемых детей, всего
0


В т.ч. дети-сироты
0


В т.ч. дети, оставшиеся без попечения родителей
0


В т. ч. опекаемые без пособия



8.
Количество неполных семей / в них детей
4/4


В т.ч. матерей-одиночек / в них детей
1/1


В. т.ч. отцов-одиночек/ в них детей
0

9.
Количество многодетных семей / в них детей
2/9

10.
Количество малоимущих семей
( имеющие справки из УСЗН) семей / в них детей
2/2

11.
Количество семей, состоящих на учете как социально-опасные / в них детей
0/0


Самоуправление в классе
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества. 
Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.  Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.  Модель самоуправления, выстроенная на основе идей «педагогики успеха», позволяет проектировать работу школы по созданию условий для гармонического развития достойной личности, удовлетворения ее потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.
ФОРМУЛА УСПЕХА
Иначе говоря, деятельность, направленная на успех.  Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, мы опираемся на следующие принципы: 
педагогическое руководство;  предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;  единое планирование, то есть создание единого плана воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутриклассной и внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса;  выборность и составленность органов самоуправления, то есть в одни органы его члены будут избираться, в другие будут входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления;  сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;  построение самоуправления снизу вверх;  участие всех учащихся в системе самоуправления;  согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса. 
Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей советов и старосты класса составляется совет творчества и инициативы класса. Роль председателя исполняет староста класса, который так же выбирается из состава класса. 
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Староста отвечает за работу совета, его заместители – за выполнение плана на каждую тематическую фазу, далее один отвечает за дела внутри класса, другой - за участие в общешкольных делах, в которых принимает участие класс, третий – за связь класса с внешкольной образовательной средой, четвертый – за выставки, экскурсии и т.п. 
Совет инициативы и творчества класса готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов, готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления. 
Самоуправление школьников мы рассматриваем как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному росту каждого школьника. 
В процессе развития ученического самоуправления в нашем классе проявились следующие тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста; степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьников, которые обусловлены разным уровнем их доминирующих потребностей. 
Школьники разных уровней личностных достижений включаются в самоуправление разных уровней. 
Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников. 
В органы ученического самоуправления избираются учащиеся, способные «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, т.е. способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребенка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Милосердие должно быть воплощено в образе жизни, и предполагает благотворительные марафоны. Шефство над детским домом, помощь ветеранам и престарелым, отправку гуманитарных посылок т.д.  Одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должны стать оказание помощи учащимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении и ведут нездоровый образ жизни. Бесспорно, в этой работе органы ученического самоуправления опираются на помощь и поддержку психологической службы школы. В нашей школе такая служба существует и работает, она включает в себя психолога школы и социального педагога. В функциональные обязанности психолога входит привлечение самих ребят к анализу и поиску путей совершенствования отношений в коллективе. На таких занятиях, ребята учатся познавать заботы людей, помогать им и одновременно учатся жить достойно.  Постепенно в сферу деятельности ученического самоуправления следует включать функции изучения индивидуальных интересов ребят, удовлетворенности их жизнедеятельностью в школе, социуме. С этой целью в структуре органов самоуправления были сформированы подразделения, которые выполняют социологические функции. Школьники способны к самоанализу, аналитической деятельности, рефлексии. Социальный педагог школы оказывает помощь ученическому активу в этой работе.  Данная атмосфера помогает ребенку делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он руководствуется нравственными ценностями, которые утвердились в воспитательном коллективе.

Положение об ученическом самоуправлении в классе

Самоуправление в классе осуществляется на основе коллективного планирования и распределения дел между творческими и инициативными группами по следующим направлениям:
-учебно-познавательные дела;
-общественно-полезные и трудовые дела;
-культурно-массовые дела и организация досуга;
- информационная служба (журналисты, репортеры, редакторы классных уголков);
- здоровый образ жизни;
-самовоспитание и самоопределение.
- гражданско-патриотическое
2. Ученические коллективы сами определяют основные направления своей деятельности
3. Самоуправление в классе строится на основе следующих принципов:
-добровольность;
-сотрудничество;
-чередование творческих дел;
-добросовестность в выполнении поручений.
4. Высшим органом самоуправления является общее собрание.
Организация полезных дел в классе
Класс делится на творческие группы на добровольных началах.
В каждой группе выбирается руководитель сроком на 1 учебный год.
Каждая группа выполняет возложенное на нее Советом класса поручение.
Учащиеся имеют право переходить из одной группы в другую.

Общее собрание класса

Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.
Общее собрание класса
- обсуждает любые вопросы коллектива и принимает по ним необходимые решения
-планирует жизнедеятельность классного коллектива
- избирает лидера класса
-распределяет обязанности, постоянные поручения среди учащихся
-слушает отчеты ответственных лиц и органов самоуправления о проделанной работе, выполнении поручений
- высказывает свои пожелания и предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе
- избирает делегатов на школьную конференцию
-в пределах своей компетенции решает вопросы и поощрении учащихся своего класса

Классное собрание является правомочным, если на нем присутствует не менее ѕ учащихся класса. Участие в работе собрания – обязанность каждого учащихся.
Решение собрания считается принятым и обязательным для всех учащихся класса, если за него высказались не менее половины всех учащихся.
Решение классного собрания протоколируется и выполнение его контролируется.
Общее собрание проводится не реже одного раза в месяц.

Совет класса
Совет класса является высшим исполнительным и координирующим органом ученического самоуправления класса. Избираемый на классном собрании 1 раз в год
В совет класса входят: лидер класса, руководители творческих групп, председатель родительского комитета, классный руководитель.
Совет класса имеет следующие полномочия:
- руководит работой творческих групп;
- принимает решение о формах участия класса в мероприятиях класса и школы;
- распределяет поручения по творческим группам;
- решает вопрос о порицании и поощрении отдельных учеников;
-рассматривает конфликтные ситуации в классе;
-осуществляет контроль за выполнением учащимися «Законов жизнедеятельности школьного коллектива»
4. Совет класса выполняет организаторскую, представительскую, информационно-пропагандистскую функции.
Лидер класса
Лидер класса – полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня, защищает интересы класса.
Лидер класса обязан:
-контролировать посещаемость учащимися уроков;
- выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно-воспитательным процессом.
Руководители творческих групп

Руководители творческих групп организовывают работу в группах
Отчитываются на Совете класса или на классном собрании о выполнении возложенных поручений
Выборы в Совет класса
В Совет класса избираются:
Лидер класса – на общем собрании
Руководители групп – на заседании групп
Члены совета класса избираются на основе равного. Прямого избирательного права при тайном или открытом голосовании по усмотрению класса
Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов присутствующих
Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей.

Совет инициативы и творчества:
- Участие в обсуждении и составлении плана работы класса.  - Подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса.  - Заслушивает отчеты о проделанной работе ответственных за направления.  - Организует участие класса в КТД.  - Выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов.  - Обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях.  - Организует и проводит встречи с советами других классов.  - Поддерживает связь с советом школы.
Председатель Совета инициативы и творчества:
- Подготовка и проведение заседаний Совета класса, круглых столов, конференций, встреч с активами других классов.  - Составление графика дежурства учащихся класса по кабинету.  - Организация работы по выполнению решений СИТ.  - Контроль за работой класса.  - Распределение обязанностей при проведении КТД.  - Участие в собраниях СИТ.  - Контроль внешнего вида.  - Организация питания класса в столовой.
Коллегия образования:
- Контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков.  - Работа по устранению пробелов в знаниях по различным предметам.  - Выставление оценок в дневники учащихся (совместно с классным руководителем).  - Выпуск «Боевого листа» по результатам проверки успеваемости и посещаемости учащихся класса.  - Участие в организации и проведении школьных олимпиад, предметных недель.  - Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам.
Коллегия печати и информации:
- Сбор, обработка, оформление информационных материалов о жизни школы, города, области, страны, мира.  - Связь с городским информационным центром, телестудией.  - Связь с редакцией городской газеты «Красное знамя».  - Организация работы «Пресс-центра».  - Выпуск рукописных газет, журналов, оформление раздела «Информация» в уголке класса.  - Подбор материалов (фото-, видео-, аудио праздников, поездок, выступлений) для книги-летописи класса.  - Подбор материалов для проведения тематических классных часов.  - Ежедневные объявления.
Коллегия спорта и здоровья:
- Пропаганда здорового образа жизни.  - Организация внеурочной спортивной работы.  - Участие в спортивных мероприятиях школы, города, района.  - Анализ работы учащихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).  - Санитарно-гигиеническое просвещение.  - Подготовка и организация походов, слетов, соревнований как внутри класса, так и с другими классами.  - Определение лучших спортсменов и их награждение.
Коллегия культуры:
- Эстетика внешнего вида учащихся, культурное просвещение учащихся.  - Организация тематических, нравственных вечеров, классных часов, праздников, концертов.  - Организация экскурсий в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).  - Подготовка класса к участию в общешкольных КТД.  - Выпуск рукописных журналов.
Коллегия благоустройства:
- Контроль и оценка уборки кабинета.  - Организация дежурства в классе.  - Организация и контроль генеральной уборки.  - Организация уборки территории, закрепленной за классом.  - Организация и контроль за работай на пришкольном участке за территорией, закрепленной за классом.  - Организация участия класса в деятельности ремонтных бригад.  - Организация бесед по чистоте, контроль за второй обувью.





Задачи:
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.
Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.
Воспитание ответственности за порученное дело.
Формирование здорового общественного мнения ребят.
Сплочение классного коллектива.
Структура самоуправления:
Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание. На нем избирается совет класса, утверждается план работы, организуется деятельность ответственных за какое – либо поручение, заслушивает отчеты о выполнении поручений. Текущей работой руководит совет класса.
В совет класса входят:
Председатель Совета инициативы и творчества
Коллегия образования
Коллегия печати и информации
Коллегия культуры
Коллегия спорта и здоровья
Коллегия благоустройства
Совет класса собирается один раз в две недели. Он обсуждает план работы и пути его выполнения, подводит итоги выполненных дел.
АКТИВ КЛАССА

Председатель Совета инициативы и творчества – Шаров Александр
Лидер коллегии печати и информации – Лагошина Полина
Лидер коллегии благоустройства – Хисамова Ангелина
Лидер коллегии образования – Бульенщикова Дарья
Лидер коллегия спорта и здоровья – Горохов Константин
Лидер коллегии культуры – Чернова Виктория

СОСТАВ КОЛЛЕГИЙ
Коллегия образования: Бульенщикова Д., Вырыханова С., Зайцев В., Дужникова П., Кустов Д.
Коллегия печати и информации: Лагошина П., Журавлева Ю., Ацин К., Алешин А., Колобанова Р.
Коллегия культуры: Чернова В., Сумская В., Блинова Е., Алышов Э., Полещук А.
Коллегия спорта и здоровья: Горохов К., Ковалев Я., Коваль Н., Миронова Е., Есина К.
Коллегия благоустройства: Хисамова А., Мухряков Р., Чеховская Л., Зеленкина В., Ульянова С.
Работа с органами
ученического самоуправления


Содержание работы
Дата
ответственный

1.
2.

3.
4.
5.

6.



7.
8.




9.
10.
11.
12.

Операция «Уют»
Выборы в актив класса и распределение обязанностей
Учеба актива класса
Оформление классного уголка
Контроль за посещением школьной столовой
Оформление редколлегией класса «Экрана успеваемости», «Экрана сохранности учебников»
Уход за комнатными растениями
Организация контроля за внешним видом обучающихся класса, состоянием учебников, тетрадей и дневников, за наличием сменной обуви
Конкурс на лучшую тетрадь
Операция «Живи, книга»
Отчет о дежурстве
Подведение итогов за неделю

сентябрь
сентябрь


1 раз в полугодие
в теч. года

в теч. года


в теч. года

в теч. года

в теч года




1 раз в месяц
в теч. года
понедельник
пятница
Обучающиеся класса, кл. руководитель

Кл. руководитель
Миронова Екатерина
Чеховская Лия

Миронова Екатерина



Хисамова Ангелина

Бульенщикова Дарья



Кустов Дмитрий
Лагошина Полина
Вырыханова Софья
Шаров Александр




















Работа с обучающимися группы риска
1 этап: Диагностический.
Цель: Вскрыть причины трудновоспитуемости ребенка.
изучить положение ребенка в окружающей социальной микросфере (семья, класс, уличная группа);
выявить положительные качества личности ребенка, его склонности, способности;
выявить отрицательные качества личности;
установить отрицательные качества духовной потребности:
-в общении;
-в самооценке;
-в самоутверждении;
-в эмоциональных впечатлениях;
-в положительной деятельности.
изучить основные ценностные ориентации школьника.
2 этап: Установление контактов.
Цель: Установить контакты с ребенком; снять недоверие; завоевать авторитет.
контролировать и организовывать помощь в учении;
организовывать целесообразные отношения ребенка с коллективом в различных видах деятельности;
привлекать к занятиям в кружках и секциях;
знакомить с примерами самовоспитания.
3 этап: Переориентация.
Цель: Добиться, чтобы положительные нормы поведения стали привычкой ребенка.
вовлекать ученика в полезную (интересную для него) деятельность;
возбуждать интерес;
формировать перспективы;
приобщать к организационной деятельности.
4 этап: Закрепление.
Цель: Закрепить определенные успехи в поведении и учебной деятельности.
Контролировать и оказывать помощь в выполнении режима (особенно в проведении досуга);
включать в многообразную коллективную деятельность;
создавать воспитательные ситуации;
оказывать доверие, сохранять атмосферу сердечности.






В качестве организационных форм классных часов
предусматривается использовать следующие:
организационно-деятельностная игра
классный час-размышление
игра-викторина
информационный лекторий
классный час-практикум
мастерская общения
конкурсная программа
интеллектуальная игра
беседа
ситуативный практикум
тренинг
устный журнал
Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом:
создание сценариев мероприятий
создание сценического реквизита, декораций
участие в инсценировках
отображение участия в мероприятиях в классном уголке, на родительских собраниях
При подготовке к общешкольным мероприятиям предусматривается учитывать такие особенности как
своеобразие характеров детей, их интересов
уровень развития
стремление к самовыражению
желание детей расширить свой кругозор
разнообразить досуговую сферу деятельности
стремление прожить школьный период насыщенно и интересно




















Утверждено
Директор МОУ «Гимназия № 89»
_____________Т. В. Астахова
План работы
с родителями 4 «а» класса
(классный руководитель Чепурина Т. Н.)
на 2014-2015 учебный год

Содержание работы
Дата
Ответственный


Родительское собрание:
«Оценка и отметка». Информационно-практическая беседа.
Выборы родительского комитета
Организация сбора средств в фонд развития школы.
сентябрь
Кл. рук.



Родительское собрание:
«Физическое и психическое развитие ребенка». Режим дня.
определение задач на учебный год

октябрь
Кл. рук.



Заседание родительского комитета
1) планирование работы,
2) определение сроков посещения семей учащихся.

сентябрь
Председатель род. комитета
Кл. рук.



Родительское собрание:
«Как воспитать отличника». Лекторий.
2) Советы психолога родителям
ноябрь
Кл. рук.



Заседание родительского комитета
Обсуждение вопроса о подготовке к празднику осенних именинников
Определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса
Обсуждение проблем организации зимних каникул
октябрь
Председатель род. комитета
Кл. рук.


Родительское собрание
«Компьютер, телевизор и воспитание ребенка».
ТБ на зимних каникулах
декабрь
Кл. рук.



Заседание родительского комитета
Решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году
Обсуждение проблем организации зимних каникул
ноябрь
Председатель род. комитета
Кл. рук.


Родительское собрание:
«Конфликты и пути их разрешения».
Определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса
февраль
Кл. рук.



Заседание родительского комитета
Планирование работы на второе полугодие
Обсуждение вопроса о подготовке к празднику зимних именинников
декабрь
Председатель род. комитета
Кл. рук.


Родительское собрание
«Как развить внимание ребенка» информационно-аналитическая беседа с элементами практикума.
ТБ на весенних каникулах
март
Кл. рук.


11
Заседание родительского комитета
посещение семей, требующих пристального внимания
февраль
Председатель род. комитета
Кл. рук.

12
Родительское собрание
«Страхи детей и как с ними бороться».
сбор данных о летней занятости учащихся
апрель
Кл. рук.


13
Заседание родительского комитета
1) Обсуждение вопроса о подготовке к празднику весенних именинников
Обсуждение проблем организации весенних каникул
март
Председатель род. комитета
Кл. рук.

14
Родительское собрание
«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Итоговая конкурсно – игровая семейная программа.
ТБ на летних каникулах
май
Кл. рук.


15
Заседание родительского комитета
отчет о работе родительского комитета за год
апрель
Председатель род. комитета
Кл. рук.

16
Заседание родительского комитета
Обсуждение вопроса о подготовке к празднику летних именинников
май
Председатель род. комитета
Кл. рук.


Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня (октябрь, январь, апрель).
Проведение индивидуальных консультаций для родителей (еженедельно).
Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно).
Уточнение с родительским советом карты трудовой занятости родителей (март).
Подготовка и вручение благодарственных писем родителям (май – июнь).
Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты (1 декада июня).




















Содержание воспитательной работы.
Направления воспитательной деятельности
Познавательная деятельность.
Цель: развитие познавательной активности, расширять кругозор, любознательность школьника и формировать потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Задачи:
формирование потребности к самообразованию;
развитие умений и навыков учебной деятельности;
выявление индивидуальных способностей;
Формы реализации:
олимпиады по предметам;
тематические КВНы;
викторины;
брейн – ринги,
интеллектуальные игры
2.Творческое.
Цель: Развитие творческой активности, развивать эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
Задачи:
выявление и развитие индивидуальных способностей;
развитие умений и навыков в творческой деятельности;
развитие творческого воображения.
Формы реализации:
конкурсы;
выставки;
концерты;
театральные постановки;
вечера;
посещение театров, музеев, выставок
3.Общественная деятельность
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
Задачи:
формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом:
формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Формы реализации:
тематические классные часы, спецкурсы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
праздники;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами;
акции
4. Ценностно-ориентировочная деятельность
Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей, направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.

Задачи: формировать у обучающихся:
нравственную культуру миропонимания;
осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Формы реализации:
тематические классные часы;
дискуссии по нравственной тематике;
поисковая работа;
организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
праздники, сюрпризы, конкурсы;
изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.
5.Спортивное
Цели: формировать потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
формировать стремление к здоровому образу жизни.
Формы работы:
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;
лекции, беседы;
конкурсы плакатов по здоровому образу жизни.
6.Свободное общение
Цели: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, осуществляет досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
бучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
Формы реализации:
тренинги общения;
тематические классные часы;
праздники, конкурсы, ролевые игры;
вечера отдыха;
экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
КТД;
КВН;
акции и проекты;
посещение театров, музеев, выставок
7.Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда.
7.Работа с родителями
Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Формы реализации:
анкетирование;
диагностика;
индивидуальные беседы;
консультации;
родительские собрания;
посещение семей;
проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.


Требования к уровню воспитанности классного коллектива
Планируемые результаты.
Ценностный потенциал:
Восприятие ценности семьи в своей жизни.
Понимание ценности дружбы со сверстниками.
Авторитет педагога.
Ценность природы родного края, ее исторических памятников.
Доброта.
Честность.
Оптимизм.
Аккуратность.
Познавательный потенциал:
Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.
Забота о здоровье.
Умение быстро и осознанно читать.
Навыки этикета.
Внимание.
Воображение.
Творческий потенциал:
Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.
Коммуникативный потенциал:
Умение слушать и слышать других.
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Художественный потенциал:
Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально – песенном, декоративно – прикладном, танцевальном).
















Модель выпускника начального общего образования

Знания и умения
Достаточный уровень базовых знаний общеобразовательных программ по предметам учебного плана, необходимый для продолжения обучения на ступени основного общего образования.
Овладение навыками учебной деятельности, навыками самоконтроля учебных действий.
Умение решать проектные задачи.
Овладение основами ИКТ с целью самостоятельного приобретения знаний.
Умение работать со словарями, энциклопедиями, картами, атласами.
Здоровье
Ценностное отношение к сохранению здоровья.
Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий.
Знание способов здоровьесбережения.
Получение опыта здоровьесбережения.
Овладение основами личной гигиены и
здорового образа жизни.
6. Соблюдение режима дня.
Стремление стать сильным, быстрым, ловким и
закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения учебных задач.

Познавательная деятельность
Мотивация достижения успеха.
Самостоятельно работающая личность.
Учебно-познавательные интересы.
Ответственность за результат обучения.
Участие в конкурсах, олимпиадах.
Культура личности, жизненная и нравственная позиция
Социальная мотивация.
Уверенность в себе.
Инициативность, самостоятельность.
Навыки сотрудничества в разных видах деятельности.















ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
Сроки проведения
мероприятие
ответственные

Ноябрь
1. Экскурсия в краеведческий музей
г. Саратова.
2. «День Матери». Семейный вечер.
Родительский комитет

Январь
1. День здоровья. Поездка на каток.
2. Посещение театра им. Слонова
Родительский комитет

Март
1. Посещение планетария
2. Посещение ТЮЗа
Родительский комитет


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Темы для бесед
Время проведения (месяц)


09
10
11
12
01
02
03
04
05

1. Приемы запоминания.
+



+





2. Критерии оценок письменных контрольных работ.
+






+


3.Деятельность ребенка в коллективе.

+

+

+




4. Требования к орфографическому режиму ведения тетрадей.
+

+

+


+


5. Роль домашнего задания

+

+

+




6. Воспитание здорового ребенка
+







+

7. Как организовать досуг ребенка в выходные дни.

+

+


+



8. Режим дня.
+

+

+

+

+

9. Опасность пиротехники.


+
+
+





10. Приемы пересказа.
+




+




11. Культура поведения.

+


+


+
+

12. Успеваемость.

+

+


+

+

13. Горячее питание (бесплатное)
+

+

+





14. «Жизнь ребенка и его успехи в школе».

+

+

+


+
































ПРИЛОЖЕНИЕ
















Функции классного руководителя
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января) приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее рекомендации).
Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести рекомендации до государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Министр
А. Фурсенко

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января).
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Класс группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.117802 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов не более 15 человек.
Функции классного руководителя:
Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися
содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися
Цель и задачи деятельности классного руководителя.
Цель деятельности классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
формирование здорового образа жизни
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса
защита прав и интересов обучающихся
организация системной работы с обучающимися в классе
гумманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров
организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя:
Деятельность классного руководителя целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).


Литература

1. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Москва. ООО «Вако. 2003 г.
2.В. Вайс. «Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе». Воспитание школьников №6, 2005 год.
3. Кузьмина Е. В. Моя программа воспитательной работы. Классный руководитель. №4 2008 год.
4.Внеклассные мероприятия.1 класс. Москва. ООО «Вако», 2006г.
5. Внеклассные мероприятия. 3класс. Москва. ООО «Вако», 2004 год.
6. Внеклассные мероприятия. 4 класс. Москва. ООО «Вако», 2004 год.
7.Классные часы. 1 класс. Москва. ООО «Вако», 2008 г.
8.Как планировать работу. Минск. ИООО «Красико-Принт». 2004 год.
9. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. Москва. Педагогическое общество России, 2001 год.
















13PAGE \* MERGEFORMAT14- 1 -15






Заголовок 1 Заголовок 415