Презентация к выступлению на тему: Формирование нравственного и духовного здоровья как профилактика девиантного поведения подростков


Формирование нравственного и духовного здоровьякак профилактика девиантного поведения подростков Девиантным принято называть нестандартное, отклоняющееся от общепринятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм поведение (от латин. «deviatio» - отклонение, уклонение). Формы девиантного поведения:1) Делинквентное поведение (от латин. «delinquens» — правонарушитель, преступник), направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона;2) аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);3) скрытые формы неблагополучия, например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе Причины девиантного поведения: Социально-педагогическая запущенность. Когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности.Глубокий психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников; Отклонения в состоянии психологического и физического здоровья и развития. Возрастные кризисы и другие причины физиологического и психоневрологического свойства; Отсутствие условий для самовыражения. Незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов; Безнадзорность. Отрицательное влияние окружающей среды, смешение социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.   Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе.  Существует множество способов профилактики девиантного поведения подростков, но одним из главных методов профилактики девиантного поведения является формирование нравственного и духовного здоровья.   Духовное здоровье  - это сознательная готовность и умение человека следовать тому духовно-нравственному идеалу, который заложен в человека как естественная нравственность. Духовное здоровье включает в себя социальное развитие – освоение культуры, развитие познания и самопознания, способности к возрастанию гражданской, национальной, религиозной и профессиональной ответственности. На этой основе произрастает политическое, религиозное, идеологическое и культурное самоопределение личности.  Проблема духовно-нравственного здоровья сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. СМИ становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность – это проблема обретения смысла. Духовность – показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Образование без воспитания К.Д. Ушинский сравнивал с безголовым уродом и обоснованно утверждал, что надлежащим подходом «можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке». Каждый учебный предмет должен по-своему с присущей ему спецификой реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания человека. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми. Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.Особенно подростки переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры подростка.   На уроках литературы стремимся  научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем  систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать в себе? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы подросткам помогают ответить герои литературных произведений. Анализ текста художественного произведения - основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом  и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Внимательное прочтение текста и его анализ необходимы для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А потом прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Школьники, проникая в эмоциональный мир героев, выявляют авторское отношение к ним, а затем вырабатывают собственные оценки персонажей. А мы, учителя-словесники, объединяем задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть  сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться. Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно,  жизненно важны, так как  именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.Всегда помните совет Святого праведного Иоанна Кронштадского:  «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце. На сердце больше всего нужно обращать внимание. Сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».