Методическая разработка внеклассного мероприятия Кулинарный поединок




Автономное учреждение профессионального образования
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры



«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - 3



УТВЕРЖДАЮ
Заведующий по учебно-производственной
работе СП-3
______________О.А. Мальцева
« _____»_______________2017г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия
Кулинарный поединок









Профессия 16675 Повар

Группа № 663, 664








Должность
Фамилия/ подпись
Дата

Разработал
Мастер п/о
Куликова С.И.
21.02.2017 г.

Проверил
Руководитель ПМО
Журова З.И.


Согласовал

Методист колледжа

Петроченко С.В.



Сургут, 2017


Аннотация

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия, предназначена для студентов 1 курса (лиц с ограниченными возможностями здоровья) средних специальных учебных заведений.
Цель – познакомить со старинным народным праздником-Масленицей, с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы, показать традиционный размах праздничной недели; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.
Задачи - прививать интерес к русской народной культуре; воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, однокурсникам, окружающим людям.































Содержание

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17



































Введение

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого внеклассного мероприятия на тему: «Широкая масленица».
Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое». Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, на примере праздника Масленица почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Мы живем в современном мире, где больше преобладают компьютерные технологии, где общение сводится к минимуму и, к сожалению, мы все чаще забываем о традициях наших предков, о нашем прошлом. Люди стали забывать традиции и праздники, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие.
Целью данного мероприятия является знакомство со старинным народным праздником-Масленицей, показать традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.
Методическая разработка содержит следующие разделы: этапы работы над мероприятием, план мероприятия, методику его проведения, сценарий проведения, заключение, приложение с фотографиями мероприятия.
В разделе «Этапы работы над мероприятием» подробно излагается поэтапная работа по организации данного мероприятия, описываются цели, организационные моменты мастера п/о и студентов, формируется порядок проведения мероприятия.
План занятия отражает цели внеклассного мероприятия, его вид, определяет сферу и социальную роль мероприятия, место и время его проведения, оформление.
Методика проведения содержит описание занятия с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения приемов активизации деятельности студентов, на каждом этапе, их целесообразность.
Сценарий проведения подробно описывает ход мероприятия, последовательность этапов, участников каждого из них, применяемые литературные и музыкальные средства оформления.
Приложение №1 содержит фотографии проведенного мероприятия и находится в данном документе.



Этапы работы над проектом

На первом этапе целеполагание позволило определить организационные, методические и временные рамки мероприятия, а также провести отбор технических средств и творческих возможностей.
На втором этапе разрабатывались элементы занятия и приемы активизации деятельности студентов. Были изучены методические рекомендации по организации проведения мероприятия. Выдано домашнее задание студентам по выпечки блинов по своему рецепту и презентовать его.
На третьем этапе изучен теоретический материал, производился поиск нужной информации в Internet, ресурсы для подготовки слайдов для каждого этапа занятия. Данный этап, оказался самым сложным в творческом отношении, т.к. в глобальной сети оказалось очень много однотипной информации.
Четвертый этап был посвящен созданию мультимедийной презентации, в которой используются анимационные зарисовки.. Подбор музыкального сопровождения.























План внеклассного мероприятия

Мастер п/о: Куликова С.И.
Группа: № 663, 664
Дата проведения: 21.02.17
Аудитория: класс № 27
Время проведения: 1 ч 20 мин

Тема: Широкая Масленица
Вид урока: Комбинированный урок познавательного характера
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить со старинным народным праздником-Масленицей
Обобщить знаний по народным традициям, обрядам праздника
Показать традиционный размах праздничной недели
Развивающие:
Развивать интерес к народной культуре
Развивать умений анализировать
Развивать творческую активность, мышление
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны
Воспитывать внимательности, аккуратности
Воспитание патриотизма; приобщение к традициям русского народа

Межпредметные связи: ПМ.02. «Технология подготовки сырья и приготовления блюд из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста», ОП.01. «Основы микробиологии, санитария и гигиены в пищевом производстве», ОП.02. «Техническое оснащение и организация рабочего места».
Методическое обеспечение урока:
Презентация
Картины на тему «масленица»
Блины (домашнее задание)
Оформление класса платками, манекенами.
Техническое оснащение:
мультимедийный проектор
экран, ПК
План
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Постановка целей мероприятия.
III. Представление истории происхождения праздника. Современное представление праздника.
IV. Конкурсы .
V. Подведение итогов.
VI. Угощения блинами.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Постановка целей мероприятия.
III. Представление истории происхождения праздника. Презентация на тему: «Широкая Масленица»
IV. Обсуждение, конкурсы.  Совместная проработка материала. Сравнение сложившихся традиций и обрядов современной масленичной недели с историческими корнями праздника. 
V. Подведение итогов. .
VI. Угощения блинами. Чаепитие. 
Методика проведения
Предварительно тематика данного мероприятия была известна,
Внеклассное мероприятие открывает вступительное слово мастера п/о, наводящими вопросами и с помощью, художественной картины «Масленица» студенты формулируют тему и цели.
Мастер п/о рассказывает происхождение данного праздника, традиции, современное представление праздника. Всё сопровождается показом слайдов на экране.
В качестве этапа рефлексии, проводятся конкурсные задания
Перед окончанием мероприятия устраивается чаепитие с угощением студентов блинами. Затем жюри мероприятия делают логическое заключение, подводят итог внеклассного мероприятия .









Сценарий внеклассного «Широкая Масленица»

«Кто не помнит прошлого, тот не имеет настоящего»
Конфуций

Цель: познакомить со старинным народным праздником-Масленицей, показать традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.
Ведущий:
-Ребята, у нас с вами сегодня необычная встреча. А что бы понять, о чем пойдет речь, предлагаю взглянуть на экран.(слайд 1).
Ведущий .
Легенда гласит: «Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал её помочь людям, согреть их и развеселить их. И масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой бабой с румяными щеками, озорными глазами и задорным хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока».
Масленица - один из древнейших обрядовых праздников наших предков, язычников. Его отмечали в день весеннего равноденствия. Вся магия обряда - изгнание зимы Мары, или Марены была направлена на то, чтобы помочь солнцу набрать силу для удлинения дня. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. По приданию, Масленицу считали предвестницей хозяйственного изобилия. Чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год. Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины - главное угощение на празднике круглые, горячие, золотистые они представляют собой миниатюрные изображения светила.

Ведущий:

Вопрос 1.
Кто скажет, какое событие начинается ежегодно после Масленицы?

Ответ 1.
Эта неделя предшествует Великому посту.

Вопрос 2.
Сколько продолжается праздник Масленица?

Ответ 2.
Праздник длится 7 дней.



Это весёлый, разгульный и поистине всеобщий праздник. По красоте, поэтичности, традициям и озорству ему нет равных. Масленица самый «кулинарный» праздник из всех русских праздников. Не только простой народ, но и русская аристократия забавлялась на Масленицу с таким размахом, что Европа приходила в полное изумление. Сам царь Петр 1 любил качаться на качелях, открывая масленичные увеселения. Самые высокие качели ставили тогда в Москве у Кремлевских ворот. У древних славян Масленицу отмечали несколько дней. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий. Но смогла лишь перенести его и сократить торжества с 14 до 7 дней. По церковной терминологии эта неделя именовалась «мясопуст», то есть полное воздержание от мясных блюд. «Сырная седмица»- именуется эта неделя в народе. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь для нас сейчас это обычная рабочая неделя, но узнать как праздновали масленицу раньше будет интересно многим.
Праздник длится 7 дней. Каждый из которых имеет своё название и определение. Начнём и мы.
Сегодня в кулинарном поединке «Широкая Масленица» примут участие две группы команд 663, 664.
Капитанами команды являются _____________, ________________
Жюри:
Карпович М.Л.,- мастер п/о
Глухова В.А., -преподаватель
Куликова Л.Д.- мастер п/о
Ведущий: Первый день – понедельник на Масленой неделе назывался «Встреча» (Слайд 2)
Раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех, тем лучше будет урожай. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем как можно выше.
Правила конкурса:
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда ответ дать не может, ответить может та команда, в которой первым поднял руку капитан.
Жюри имеет право в этом конкурсе назначать штрафные очки команде за недостойное поведение.


1.Конкурс «Разминка» блиц-опрос
1 команда
Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают. (Блины)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).
Околпаченный работник кухни. (Повар).
Засахаренная фруктовая долька. (Цукат).
Частичка жидкости. (Капля).
Она бывает разная черная, красная, кабачковая(Икра)
Что провожает Масленица? (Зиму)
Что не войдет даже в самую большую кастрюлю? (Ее крышка).
Что сырым не едят, а вареным выбрасывают? (Лавровый лист).
Сформулируйте закон бутерброда.(Падает маслом вниз).
2 команда
Какое изделие иногда не удаётся из первой попытки. (Блины).
Чего во рту не удержишь. (Кипяток).
В воде родится, а воды боится.(Соль).
Не разбив горшочка. Не съешь и каши. (Орех).
Без рук, без ног, а в гору лезет, что это? (Тесто).
Из какой посуды нельзя ничего есть? (Из пустой)
Что встречает Масленица? (Весну)
Без рук, без ног, а в гору лезет, что это? (Тесто)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно).
С чего начинается любое застолье? (С мытья рук).

Ведущий: Второй день. Вторник «Заигрыш» (Слайд 3)

Со вторника начинались разного рода развлечения: катания на санях, тройках, с обледенелых гор. Малыши катались на ледянках - небольших дощечках, впереди заостренных, на снопах из соломы или старых телячьих шкурах. Вторник считался днем молодоженов. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой глядели на суженых.
Во вторник начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами, ведь
Без блинов не Масленица
Без пирогов не именины!

2.Конкурс «Загадки» За правильные ответы жетон – конфета
За каждую правильно угаданную загадку команда получает от жюри 1 очко.

1 команда
1. Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий... (Блин)

2. Всю неделю отдыхаем, Всех блинами угощаем. Холод зимний провожаем, А весну с теплом встречаем. (Масленица)





3. Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса, чеснок.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный... (Бутерброд) 

4.Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком? (Блин)

5. За чем язык во рту? (За зубами).

6.Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит (Солнце).

7.Как начнет говорить – разговаривать.
Надо чай поскорее заваривать (Чайник)

8.В этой молодице
прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
для меньшей – темница (Матрешка)
9. Только я, только я, я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Плита)

10. Посмотри на меня - вся дырявая я,
Но зато я ловко тру тебе морковку. (Терка)

2-команда

1.Сидела баба на печи, на каленом кирпиче,
Не могла стерпеть, начала пыхтеть (Тесто)

2.Белая беляна по полю гуляла,
Домой пришла и в сусек легла. (Мука)

3.На плешь капнешь, по плеши ляпнешь,
С плеши долой. Ешь на убой. (Блины)

4. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

5.Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (Масленица)


6. Из под шапки пар валит
В животе вода кипит (Самовар).

7.Она бывает глубока, она бывает мелка,
Однако это не река, зовут её ( Тарелка).

8.И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –(Блины)

9. Что опасного во мне, если супа нет на дне?
Только если суп горяч - от детей меня ты прячь! (Кастрюля)

10. В брюхе жарко у меня, а в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит - из нее пар валит. (Чайник).


Ведущий: Третий день. Среда: «Лакомка» (Слайд 4)
Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи всё на стол мечи». Родители новорождённых детей ходили к кумовьям с «отвязьем» - хлебом с изюмом украшенный сверху. В ответ крестник получал подарки: от кума - чашку с ложкой, а от кумы - ситец на рубашку.

На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины
Вот и мы для вас постарались со своими мастерами производственного обучения. Приготовили для всех желающих блины с различными начинками.

3.Конкурс «Лакомка» (собрать рецепт)
Члены жюри имеют право присудить дополнительные очки команде, которая работала наиболее дружно и слаженно.
Перечень продуктов: мука, молоко, сахар, яйца, дрожжи, соль, ванилин,
кефир, простокваша, сметана, сода.

Ведущий: Четвертый день. Четверг - «Разгуляй» (Слайд 5)
Четверг - день забав, игр и всеобщего веселья. На Масленицу в четверг проходили кулачные бои «стенка на стенку». Обряд кулачных боев вероятно пришёл к нам из язычества. Считалось, что бог Ярило (пахарь) борется с Мором (кощеем), чтобы земля стала плодороднее.

4. Конкурс « Метание снежков» (шарики или бумагу метание в корзины)
За каждое попадание в корзину снежка команда получает от жюри 1 очко.
Ведущий: Пятый день. Пятница - «Тёщины вечёрки» (Слайд 6)
Самым главным событием по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она устраивала настоящий пир. Этому событию было посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов.

5.Конкурс «Черный ящик».
За каждый правильный ответ команда получает от жюри 1 очко.

1-команда
Порошкообразный продукт, полученный при измельчении зерен злаковых культур.
Доброкачественность этого продукта можно определить органолептически, то есть при помощи наших органов чувств.
В состав этого продукта входят белки, которые, набухая в воде, образуют клейковину.
Это основной компонент любого теста.
МУКА

Это разновидность микроорганизмов (семейство грибов-сахаромицетов)
Они бывают прессованные, свежие и сухие.
Они способствуют возникновению спиртового брожения, разлагаясь на углекислый газ и алкоголь.
За счет них тесто «растет».
ДРОЖЖИ
2-команда
Это ценный продукт питания, он особенно необходим детям.
Его могут использовать для приготовления всех видов блюд: как первых, так и вторы, не исключая третьего, и, конечно же, десерта.
Это скоропортящийся продукт, превращающийся в другие не менее полезные продукты.
Бывает парное, сухое, сгущенное, пастеризованное.

МОЛОКО
Это продукт животного происхождения, имеющий высокую питательную ценность.
Это можно жарить, запекать или варить «в мешочек», всмятку, вкрутую.
Может и разбиться
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться
ЯЙЦА

6. Конкурс капитанов «Пальчики оближешь» поедание блинов
За каждый съеденный блин команда получает от жюри 1 очко (время -3 мин)

Ведущий: Шестой день. Суббота - «Золовкины посиделки» (Слайд 7)
В субботу молодые невестки принимали у себя родных. Дарили золовкам подарки, приглашали замужних подруг, угощали гостей блинами. В этот день Масленица снова появлялась на улице в санях. Лошади были увешаны бубенцами, колокольчиками, лентами. И повсюду пелись песни.
7. Конкурс «Угадай-ка» (2 команды)
Вот сейчас мы посмотрим, сможете ли вы на взгляд угадать, что находится в этих контейнерах.
Соль, сахар, крахмал, мука, сода, манка
За каждый правильный ответ команда получает от жюри 1 очко.

Ведущий: Седьмой день. Воскресенье - «Прощёный день» (Слайд 8)
В этот день просят прощение у родных, знакомых, за нанесенные обиды, поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. «Сударыню Масленицу» везли за околицу, где разжигали костёр и сжигали чучело Масленицы. Русские люди старались не только хорошо встретить Масленицу, но также её и проводить. «Хоть последнюю юбчонку заложи, а масленицу проводи» гласит русская пословица.
После этого наступал великий пост, хотя во многих уголках России, празднование продолжалось еще и в понедельник и вторник, но уже не на улице и прилюдно, а в домашнем кругу.
Жюри подводит итоги, награждает команды:______
Угощение гостей блинами.(Слайд 9)
В эти дни желаем вам
Всем знакомым, незнакомым,
Чтобы блин не вышел комом,
Чтоб не комом вышел блин
Блин под номером один,
Чтоб на славу вышел он
И все прочие вдогон!!!
Подведение итогов

Оценочный лист внеклассного мероприятия
«Широкая Масленица»


конкурсы
1 команда
2 команда

1
Разминка блиц-опрос



2
Загадки



3
Лакомка



4
Метание снежков



5
Черный ящик



6
Пальчики оближешь



7
Угадай-ка




ИТОГ




Ведущий: -Спасибо, ребята, за урок. Хотелось бы, узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Несмотря на то, что праздник, изначально, был языческим, затем православным, сейчас Масленица – народный праздник, не только в России, но и в некоторых западных, восточных странах. Его любят и ждут в каждом российском городе, деревне, поселке. Традиции наших предков бережно сохраняются, передаются нам, молодым, и мы понесем их уже в своей памяти. Нужно чтить традиции своего народа, и это касается, не только, данного праздника, а всеобщих традиций, добра, мира и единения. И так будет до тех пор, пока жива культура, народов!

Заключение

Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа.
Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа.
Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков.
Структура проведения занятия позволяет познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы; прививать интерес к народной культуре, развить патриотизма; приобщение к народным традициям.
























Список литературы
Паникеев И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Мђ Заголовок 115