Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Открытый урок по русскому языку
Учитель: Малик М. В.
12.02. 2016 года

Тема: Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Цель: формировать знания учащихся обучающихся о спряжении глаголов; дать понятие личных окончаний глаголов; способствовать развитию навыков грамотного и аккуратного письма, речи учащихся, развитию памяти, мышления, любознательности, внимания; воспитывать культуру учебного труда, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, карточки, тесты, презентация.
Методы обучения: наглядный, словесный.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учителя, психологический настрой, проверка уровня готовности обучающихся к уроку.
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!
2.Сообщение темы, целей:
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Минутка чистописания:
Число, классная работа. (Контроль: Кожушко К.)
Знакомство со словарным словом.
Прописываем заглавную и строчную буквы Вв и слово винегрет.
Справка:
Из французской кухни отечественные кулинары позаимствовали весьма обширное количество блюд. Вместе с заморскими рецептами к нам пришли и диковинные названия, в том числе, особого салата, состоящего из разнообразных овощей, политых уксусом.
Этот ингредиент первоначально и дал наименование упомянутому блюду: «уксус» или, точнее, «кислое вино», по-французски звучит как «винэгр». В результате же поварских манипуляций получается «винэгрэтт» - «уксусный салат».
- Из каких овощей делают салат винегрет?
*РК (овощи, которые выращивают в нашем поселке)
1.Произнесите и поставьте ударение.
2.Произнесите, так как мы говорим.
3.Найдите опасное место в слове, пропишите, проговаривая правильно.
- Выполните фонетический разбор слова.
***(Сагайдачная У.) Составьте предложение с данным словом и сделайте синтаксический разбор предложения.
Работа по карточкам (* Кожушко К., Орлова Э.)
Списать текст. Выделенные глаголы поставить в неопределенную форму.
Работа по тестам (**Микуленок К., Бургучев С., Бегалина С.)
Тема: Глагол.
1. Укажи глагол:
1) веселье          2) веселить        3) веселый        
2. Укажи глагол настоящего времени:
1) встречался     2) играет           3) пройдет          
3. Укажи глагол неопределенной формы:
1) ставить          2) едешь            3) улыбаешься
4. Укажи глагол 1 лица:
1) вьет               2) лечу               3) спешишь          
5. Укажи глагол 1 спряжения:
1) строю            2) рисует         3) пилит        
6. Укажи глагол – исключения:
1) везу              2) тороплю       3) смотреть        
7.Укажи глагол 3 лица единственного числа настоящего времени:
1) люблю                2) посылаем              3) качает
8. Укажи предложение с глаголами 2 лица единственного числа:
1)В наш дом часто приходят гости.
2)Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
3)В лесу бродят целый день, чтобы найти грибы.

Фронтальный опрос по теме «Глагол»
- Что такое «глагол»?
- Неопределенная форма глагола – это
- Сколько видов у глагола, какие?
- Сколько времен у глаголов?  – Как изменяются глаголы?  – Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжением) – Что такое спряжение? (Спряжение – это) – Сколько спряжений в русском языке? (Два спряжения: 1 и 2.) – Как определить спряжение глагола? (По личному окончанию.)
* Физ. минутка
4. Работа по теме урока.
– В русском языке существует 2 спряжения глаголов: 1 и 2 спряжение. - Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
- Назовите глаголы – исключения.
– Давайте определим спряжение у следующих глаголов.
Петь, строить, танцевать, слышать, брить, мыть, писать.
– В какой форме стоят эти глаголы? (н.ф.)
- Проспрягайте глагол «строить».
Строю Строим
Строишь Строите
Строит Строят - Обратите внимание на личные окончания глаголов, что с ними произошло? Выделите их.
Работа по таблице.
I спряжение
II спряжение

единственное
множественное
единственное
множественное

-у (-ю)
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут (-ют)
-у (-ю)
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат (-ят)

Закрепление по таблице.
– Давайте проспрягаем глагол «ходить», «петь». Для начала определите спряжение глаголов. (2, 1) Дети задают вопросы и спрягают.
Я хожу, пою
Ты ходишь, поёшь
Он ходит, поёт
Мы ходим, поём
Вы ходите, поёте
Они ходят, поют
– Обратите внимание, как изменяется окончание при спряжении глаголов.
Первичное закрепление стр. 128 упр. 331 (по цепочке)
-Определите спряжение глаголов, поставьте их в форму 1 лица множественного числа. Выделите окончания.
Работа с иллюстрацией стр. 127 упр. 330 – комментированное письмо у доски
Составить и записать небольшой рассказ. Подчеркнуть глаголы и определить их спряжение.
Работа по вариантам (самостоятельно).
* Контроль (Кожушко К., Орлова Э.)
*** Составить предложения с глаголами и сделать разбор предложений по членам (Сагайдачная У.)
Проспрягайте глаголы в настоящем времени:
1 вариант – ВИТЬ, МОКНУТЬ
2 вариант – ГОВОРИТЬ, КАЧАТЬ
5. Итог урока. Рефлексия.
- Сколько спряжений у глагола?
- С какой темой знакомились на уроке?
- С какими задания работали? Что вызвало затруднение?
На партах лежат смайлики.
- Нарисуйте смайликам улыбки, которые будут соответствовать вашему настроению после пройденного урока.
Ребята крепят смайлики на доске.
6.Оценки.
7.Домашнее задание








ГУ «Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева отдела образования акимата Карабалыкского района»



Открытый урок по русскому языку

«Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения»

4 класс






учитель начальных классов: Малик М. В.






Карабалык 2015-2016 учебный год