Урок русского языка по теме Выборочное изложение на тему Возвращение Владимира Дубровского в отчий дом

Тема: Р. р. Написание выборочного изложения «Возвращение Владимира Дубровского в отчий дом» (по упр. 347)

Цель: учить грамотно излагать повествовательный с элементами описания текст.
Задачи: 1. Познавательные: совершенствовать классификационные учебно-языковые умения по определению разрядов имён прилагательных; повторить типы текстов; закрепить правописание безударных гласных в корне слова.
2. Практические: закрепить способ действия по определению разряда прил..
3. Развивающие: расширить словарный запас учащихся, развивать грамотную речь; продолжить работу над совершенствованием письменной речи кадет.
4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда.

Ход урока.
Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока.
- Прослушайте аудиофрагмент и вспомните произведение, откуда он взят.
Цель нашего урока – написать выборочное изложение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
- Что значит выборочное?

Работа по теме урока.
О романе «Дубровский» (сообщение подготовленного ученика).
Внимание Пушкина к истории было постоянным и проявлялось в его прозе и поэзии. Однако писатель стремился не столько к точной передаче произошедших событий, сколько к отображению мыслей по поводу важнейших вопросов, касающихся жизни Отечества. Так, в романе «Дубровский» отражены многие явления русской жизни, волновавшие А.С. Пушкина и его современников.
В произведении пересекаются две исторические темы: тема крепостничества в его уродливых формах жестокости, произвола по отношению к крестьянам и тема благородного разбойничества, когда разбойник – защитник справедливости и прав бедных и угнетённых.
Время действия романа относится, по-видимому, к 10-м годам 19 в. Произведение своё, как нам известно, А.С. Пушкин не завершил. По оставшимся же планам (черновикам) можно понять, что писатель хотел соединить влюблённых после смерти князя Верейского и возвращения Дубровского в Россию под видом англичанина.

Прослушивание текста.
Целевая установка: поскольку повествуется о событиях 19в., в тексте могут встретиться непонятные слова. Прослушайте фрагмент, предназначенный для изложения, и выпишите их.

Беседа по тексту.
- Назовите непонятные слова (кровля, между коими шла дорога, опутанная лошадь, косматые хвосты, изъявления радости, дворня, ветхое крыльцо, из людских изоб).
- О чём говориться в тексте? Как его можно озаглавить?
- Что чувствует Владимир, возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия? Подтвердите текстом.
- Какие изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?
- Как встретили Владимира дворня?
- Кем герою приходится Егоровна?
- Вспомните типы текстов. К какому типу можно отнести данный текст.

Распределительное списывание.
- В тексте есть эл. описания,значит, и много прил. На какие разряды их можно разделить?
Распределите прил. по соответствующим столбикам.

Анализ структуры текста.
- Простой или сложный план вынесен на доску? Почему?
- Почему фразы заключены в кавычки?
- Спишите, озаглавьте оставшиеся пункты.

I. «видел он Кистинёвку и бедный дом своего отца».
II. «барский двор».
1.
2.
3.

Орфографическая и пунктуационная работа.
- Выпишите слова с безуд. гласными в корне.
1 ряд – из 1 части.
2,3 ряд – из 2 части.
- Переделайте 4 и 5 предл. во втором абзаце так, чтобы они соответствовали схеме
____________________.
- Найдите предл., соответствующие схемам:
1 вариант – ____________;
2 вариант – _____________ .

7. Повторное чтение текста.

8. Письмо.

Итог урока. Д\з.

- Что повторили сегодня на уроке?
- Какое задание показалось самым трудным?

Д\з. Сост. письменно 5 вопросов об имени прил. по § 55-61